/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение

Вестник ПСТГУ I :99

БОГОСЛОВИЕ

Лукин Александр Владимирович; Пузанова Ольга Вадимовна

Подход Святителя Николая Японского к проблемам отношений Церкви и государства и определению статуса Японской Православной Церкви

Лукин А. В., Пузанова О. В. Подход Святителя Николая Японского к проблемам отношений Церкви и государства и определению статуса Японской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 99. С. 11-29

DOI: 10.15382/sturI202299.11-29
В последнее время издается довольно количество как научных, так и публицистических работ, посвященных деятельности Святителя Николая Японского. Однако довольно мало из них исследует его мировоззрения. Между тем, представляется, что Святитель внес был не только миссионером, но и крупным церковным мыслителем. К сожалению, это выясняется с большим запозданием, когда исследователи получили доступ к его дневникам и эпистолярному наследию , где Святитель в основном и высказывал свои мысли по общетеоретическим вопросам. Настоящая статья посвящена рассмотрению подхода Николая проблематике отношений церкви и государства, а также на проблему статуса Японской православной церкви. Эти два вопроса неразрывно связаны между собой, так как создавая и развивая Японскую православную церковь, русский миссионер стремился выстроить ее отношения с японским государством, Русской православной церковью и российским государством в соответствии с православным идеалом, как он его понимал. Соответственно, его взгляды имели прямое отношение к его деятельности и положению Японской православной церкви.Его подход к тому, каким статусом должна обладать Японская православная церковь, окончательно сложился, или, по крайней мере, был сформулирован, в конце жизни Святителя. Во многом это связано с ухудшением российско-японских отношений, в особенности в период войны 1904-1905 г., когда многие японские православные в связи с ростом антирусских настроений как в правительственных кругах, так и в обществе, начали требовать от Николая уточнения его взглядов на этот статус, считая необходимым сделать церковь более независимой от России. Авторы приходят к выводу, что утверждение, согласно которому Николай поддерживал идею самостоятельности Японской церкви с самого начала, серьезно упрощает реальную ситуацию. В действительности он выступал за тесные связи с Русской церковью на долгое время в будущем, рассматривая их как гарантию приверженности молодой Японской церкви истинному православию, и активно боролся со сторонниками преждевременной самостоятельности. Иногда в прагматических целях он говорил о самостоятельности Японской церкви уже сейчас, но эти мысли он высказывал только в публичных выступлениях и документах, предназначенных для японского правительства для того, чтобы спасти церковь от атак критиков.
Россия, Япония, Николай Японский, церковь, государство, статус
  1. Алексеева С. И. Проекты реформы Святейшего Синода второй половины XIX века // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2005. Вып. 1. С. 5–23.
  2. Бежанидзе Г. В. Проекты устроения высшего управления Русской Православной Церкви середины XIX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 5 (48). С. 7–24.
  3. Белякова Е. В. «Симфония властей» или «свободная церковь в правовом государстве»: русские дискуссии начала XX в. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2013. T. 4. Вып. 7 (23). URL: https://history.jes.su/s207987840000628-9-1 (дата обращения: 11.01.2022).
  4. Дневники святого Николая Японского: в 5 т. / сост. К. Накамура. СПб.: Гиперион, 2004.
  5. Жерихина Е. И. В. Б. Бажанов — протопресвитер и духовный наставник // Труды СПбГУКИ. 2009. Вып. 184. С. 379–383.
  6. Николай (Оно Шигенобу), иером. Становление Японской Православной Церкви при архиепископе Николае (Касаткине) в период с 1876 по 1891 г.: обзор первоисточников из архивов Японской Православной Церкви: дис. … канд. богословия. М., 2018.
  7. Лобанова И. В. Восстановление патриаршества в восприятии Православной Иерархии России на рубеже XIX–XX вв.: дис. … канд. ист. наук. М., 2006.
  8. Мазурика Ю. В. Св. Николай Японский и русско-японская война 1904–1905 гг.: опыт примирения сквозь призму веры // Актуальні проблеми вітчизняної та всесвітньої історії. 2009. Вип. 12. С. 168–179.
  9. Платонова А. Ф. Апостол Японии. Очерк жизни Архиепископа Японского Николая. Петроград: Издание училищного совета при Св. Синоде, 1916.
  10. Саблина Э. Б. 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и ее основатель Архиепископ Николай. М.: АИРО-XXI; СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.
  11. Савчук Р. А. Проблемы взаимоотношений Церкви и общества рубежа XIX–XX вв. в осмыслении Николая Японского. М.: Русайнс, 2018.
  12. Самарин Ю. Ф. Сочинения. Т. 5: Стефан Яворский и Феофан Прокопович. М.: Типография А. И. Мамонтова и К, 1880.
  13. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т. / под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. СПб.: Синодальная типография, 1885–1888. Т. 4.
  14. Собрание трудов равноапостольного Николая Японского: в 10 т. М.: Пенаты и книга, 2018 (т. 1, 2), 2019 (т. 3).
  15. Соловьев В. C. Русская идея // Он же. Спор о справедливости. М.: Эксмо-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. URL: http://www.vehi.net/soloviev/russianidea.html (дата обращения: 25.07.2021).
  16. Соловьев В. C. О духовной власти в России // Православная община. URL: https://pravoslavnaya-obshina.ru/1997/no37/article/vladimir-solovevo-dukhovnoi-vlasti-v-rossii/ (дата обращения: 25.07.2021).
  17. Суханова Н. А. История Японской Православной Церкви в XX веке: путь к автономии. СПб.: Алетейя, 2013.
  18. Ballhatchet H. J. The Modern Missionary Movement in Japan: Roman Catholic, Protestant, Orthodox // Handbook of Christianity in Japan / M. R. Mullins, ed. Leiden; Boston: Brill, 2003. Р. 35–68.
  19. Konishi S. Anarchist Modernity: Cooperatism and Japanese-Russian Intellectual Relations in Modern Japan. Cambridge: Harvard University Asia Center, 2013.
  20. Neill S. A History of Christian Missions. N. Y.: Penguin, 1964.
  21. Perabo B. C. Russian Orthodoxy and the Russo-Japanese War. L.: Bloomsbury Academic, 2017.

Лукин Александр Владимирович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: МГИМО МИД России;
Должность: Директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС;
ORCID: 0000-0002-1962-2892;
Электронный адрес: lukinru@yahoo.com.

Пузанова Ольга Вадимовна


Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-2200-2686;
Электронный адрес: opuzanova@hse.ru.
Статья подготовлена при финансовой поддержке МГИМО МИД России в рамках проекта № 1921-01-02.
Емельянов Николай Николаевич, протоиерей

Кризисы и этапы в служении и жизни священника

Емельянов Н. Н. Кризисы и этапы в служении и жизни священника // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 99. С. 30-56

DOI: 10.15382/sturI202299.30-56
В данной статье на основании результатов эмпирического исследования ставится вопрос: возможно ли воспринимать служение и жизнь священника не как неизменный нормативный способ осуществления священства, а как меняющийся во времени, имеющий ряд отличающихся этапов, предполагающих особые условия перехода от одного к другому. Предлагаются две теоретические рамки исследования. Аскетическое представление о лествице духовного восхождения, дает ясное понимание стадиальности духовной жизни. Это представление сталкивается с кризисным осмыслением стадиальности жизни человека в возрастной психологии и позволяет продуктивно его критиковать.В противовес нормативному пониманию образа священника в пастырском богословии, на основании результатов исследования служение и жизнь пастыря оказывается представлено как ряд отличающихся по содержанию этапов от принятия священства после хиротонии до старения и ухода в конце жизни. Понятие пастырского искушения, которым оперирует русское пастырское богословие, может быть противопоставлено понятию кризиса развития, который может приводить к ошибкам и искушениям, вплоть до оставления священства, но при продуктивном осмыслении становится переходом к новому этапу Если искушений необходимо избегать, хотя и не всегда это возможно, если они внешние, то переходы не только неизбежны, но прямо необходимы для духовного роста священника и обретения полноты пастырского опыта.Переход к следующему этапу не всегда сопровождается или является реакцией на кризис, понимаемый как пастырское искушение или жизненная катастрофа. Напротив, он может осмысляться не как одномоментный, а как протяженный во времени период накопления пастырского опыта, происходящего на каждом этапе служения и жизни священника.Предлагается первичное описание основных переходов и этапов в служении и жизни священника: «принятие священства», «пастырское становление», «деятельный священник», «зрелый священник», «опытный священник», «старение и уход». Каждый этап соотносится с соответствующей группой ступеней «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника. Анализируются ситуации, в которых появляется кризисная составляющая перехода, и различные типы реакции на них.Предлагается критика психологического представления о служении и жизни священника. В том числе критикуется понятие «пастырского выгорания».
Русская Православная Церковь, пастырское богословие, богословие священства, пастырское служение, лествица духовного восхождения, кризис развития, пастырское искушение, переходы и этапы служения и жизни священника
  1. Антоний (Амфитеатров), архим. Пастырское богословие. Т. 1. К., 1851.
  2. Антоний (Храповицкий), еп. Лекции по пастырскому богословию. Казань, 1900.
  3. Биографический метод: История. Методология. Практика / ред. Е. Ю. Мещеркина, В. В. Семенова. М.: Институт социологии РАН, 1994.
  4. Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. СПб., 1996.
  5. Кирилл (Наумов), архим. Пастырское богословие. СПб., 1853.
  6. Орешина Д. А., Забаев И. В., Пруцкова Е. В. Три московских прихода: основные социально-демографические показатели и установки представителей общин крупных приходов г. Москвы. М.: ПСТГУ, 2012.
  7. Пастырское богословие: учебник для бакалавриата теологии / под общ. ред. митр. Илариона (Алфеева). М., 2021.
  8. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники. М.: УРСС, 2001.
  9. Фуко М. Технологии себя // Философско-литературный журнал Логос. 2008. № 2. С. 96–122.
  10. Хондзинский П., прот. Пастырское богословие сегодня: недоумения и проблемы // Христианство и педагогика: история и современность: Материалы III Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. С. 115–124.
  11. Черный А. И. Подготовка священников в Католической Церкви в Германии после Второго Ватиканского собора (по официальным документам): дис. … канд. богословия. М.: ПСТГУ, 2013.
  12. Черный А. И. Понятие «кризиса священства» в католическом богословии XX века // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 68. С. 112–127.
  13. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999.
  14. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.
  15. Atkinson R. The Life Story Interview. Thousand Oaks (CA): Sage, 1998.
  16. Bruner E. M. Ethnography as Narrative // The Anthropology of Experience / V. W. Turner, E. M. Bruner, ed. Urbana; Chicago: University of Illinois Press, 1986. P. 139–159.
  17. Charmaz K. Constructing Grounded Theory: A Practical Guide through Qualitative Analysis. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2006.
  18. Christopherson R. W. Calling and Career in Christian Ministry // Review of Religious Research. 1994. Vol. 35. № 3. P. 219–237.
  19. Chryssavgis J. John Climacus: From the Egyptian desert to the Sinaite mountain. Milton Park; N. Y.: Routledge, 2017.
  20. Deschwanden L. von. Eine Rollenanalyse des katholischen Pfarreipriesters // Beiträge zur religionssoziologischen Forschung. Internationales Jahrbuch für Religionssoziologie. Bd. IV. Köln; Opladen, 1968. S. 123–157.
  21. Glaser B. G. Theoretical Sensitivity: Advances in the Methodology of Grounded Theory. Mill Valley, CA: Sociology Press, 1978.
  22. Kugelmann R. Psychology and Chatholicism: Contested Boundaries. Cambridge University Press, 2011.
  23. Lenz K. Katholische Priester in der individualisierten Gesellschaft. Konstanz, 2009.
  24. Levinson D. J. Toward a Conception of the Adult Life Course // Themes of Work and Love in Adulthood / N. J. Smelser, E. H. Erikson, ed. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1980. P. 265–290.
  25. Quasten J. Patrology. Vol. 3: The golden age of Greek patristic literature from the Council of Nicaea to the Council of Chalcedon. Utrecht-Antwerp: Spectrum Publishers; Westminster: Newmann Press, 1960.
  26. Vera H. The Professionalization and Professionalism of Catholic Priests. Gainesville, Florida: University Press of Florida, 1982.

Емельянов Николай Николаевич, протоиерей


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6, научный сотрудник лаборатории исследований церковных институтций;
Должность: научный сотрудник лаборатории исследований церковных институций;
ORCID: 0000-0001-5940-9140;
Электронный адрес: pr_nikolay@mail.ru.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-78-10143). Организация выполнения проекта — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.Выражаю благодарность моим коллегам из ПСТГУ К. В. Алексину, Т. М. Крихтовой и диакону Д. А. Маркову, помогавшим в проведении полевой части исследования, а также И. В. Забаеву (Научная лаборатория «Социология религии» ПСТГУ), участвовавшему в обсуждении проекта полевого исследования и первоначального анализа его результатов.

ФИЛОСОФИЯ

Судаков Андрей Константинович

«Человек божественного умонастроения». Философия религии Канта и Иисус Евангелий

Судаков А. К. «Человек божественного умонастроения». Философия религии Канта и Иисус Евангелий // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 99. С. 59-75

DOI: 10.15382/sturI202299.59-75
Статья имеет целью рассмотреть взгляды Канта на историческое явление Иисуса Христа, его рождение, учение и крестное страдание, в свете критической этики и философской теологии Канта. Немецкий философ понимает жизнь Иисуса как опыт воплощения "прообраза нравственного совершенства", и соответственно оценивает представления христианского богословия об Иисусе с точки зрения чистоты и полноты выражения в них лежащего в основе идеала разума. Поэтому идею непорочного рождения безгрешного существа Кант может принять в состав кредо религии разума как практический символ, хотя в качестве теоретического представления она же уводит разум в схоластические умозрения. Ключевым содержанием проповедуемой Иисусом моральной религии Кант признает заповеди о любви к Богу и ближнему. В конкретных заповедях евангельской морали философ подчеркивает совершаемую Иисусом перестановку акцента с целесообразности наружного поведения на внутреннее умонастроение. За жертву мирским удовлетворением ради чистоты жизни Иисус обещает награду на небесах; однако, по Канту, исполняющий долг ради этой награды получает искомое не так, как исполняющий долг ради него самого. «Управитель» из евангельской притчи действует легально, однако не морально. Тем не менее его умонастроение столь распространено, что путь наружной церковности Кант отождествляет с «широким путем», тогда как путь доброго образа жизни есть «узкий путь»; существенно, однако, что при всей строгости требований на «узком пути», согласно Канту, верное понимание существенного способа Богопочитания (умонастроение моральной религиозности) не исключает следования «широким путем». Иисус, по Канту, дает пример своими страданиями и смертью: страдания служат пробным камнем нравственного умонастроения. Как прообраз святости победил страдания, которые не были для него наказанием за преступление, своей чистой волей, так и следующий его примеру человек практически верует в идеал совершенства, если способен освободиться от эмпирической логики наказания и воздаяния, исполняя правило долга, в полном его объеме, как безусловную норму. В центре кантианской моральной религии, как и в фокусе раннепротестантской религиозности, оказывается образ Креста. Остается лишь вопрос о том, что было после Креста.
Кант, философия религии, Иисус, прообраз нравственного совершенства, непорочное рождение, моральная религия, обязанности любви, страдание, практическая вера
  1. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986.
  2. Дёрфлингер Б. Иисус в трактовке Канта // Кантовский сборник. 2010. 1 (31). С. 15–23.
  3. Судаков А. К. «Первообраз угодной Богу человечности»: Философия религии Канта и возможность философской христологии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 89. С. 69–87.
  4. Судаков А. К. Этико-теология без постулатов: К предыстории философской теологии Канта // Вестник РУДН. Серия «Философия». 2020. Т. 24. № 4. С. 637–656.
  5. Lulmann D. Kants Anschauung vom Christentum // Kant-Studien. 1899. Jg. 3. S. 105–129.
  6. Palmquist St. R. Could Kant’s Jesus Be God? // International Philosophical Quarterly. 2012. Vol. 52. Nr. 4 (December 2012). P. 421–437.
  7. Staeps H. Das Christusbild bei Kant // Kant-Studien. 1907. Jg. 12. S. 104–116.

Судаков Андрей Константинович


Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, 12, ст. 1;
Должность: Ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-7531-6024;
Электронный адрес: asudakow2015@yandex.ru.
Крючков Тимофей Олегович

Имя и Церковь: ветхозаветное и раннехристианское почитание имени Божьего и философская ономатология А. Ф. Лосева

Крючков Т. О. Имя и Церковь: ветхозаветное и раннехристианское почитание имени Божьего и философская ономатология А. Ф. Лосева // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 99. С. 76-90

DOI: 10.15382/sturI202299.76-90
В статье исследуется вопрос о богословских истоках философии имени А.Ф. Лосева. Проведенный автором анализ позволяет говорить, что представления об имени как энергии и имени как космосе связаны с обращением А.Ф. Лосевым к обнаруживаемым в тексте Ветхого Завета и ранней христианской письменности следам терминологической традиции использовать понятие «Имя» для передачи идеи о божественном присутствии своими энергиями в тварном мире. В результате имевшей место в ранний средневековый период адаптации христианской церковной мыслью греческой философской терминологии, идея о божественном присутствии в тварном мире стала передаваться термином «божественная энергия». А.Ф.Лосев полагает, что отождествление имени и означаемой им вещи является признаком вообще до-философского мифологического мышления. Это объясняет упомянутую обнаруживаемую в Ветхом Завете традицию употребления божественного имени. Философское, или точнее - секулярное мышление принципиально отходит от такого элемента религиозного взгляда на мир. Поэтому, как представляется, два упомянутых терминологических обычаях могут быть расценены как следы философского и архаического взглядов на мир, отразившиеся в христианской богословской терминологии. Но при этом восприятие христианской богословской мыслью греческой философской категориальной системы не привело к полному вытеснению из христианского богословского дискурса онтологически понимаемого «имени». Автор полагает, что древняя библейская традиция передачи мысли о божественном присутствии при помощи категорий «имя» и «слава» заметна у ряда святых отцов (св. Иустин Философ, свт. Иоанн Златоуст, преп. Исаак Сирин). «Имя» как термин близкий к термину «энергия», по мнению А.Ф. Лосева, более уместен в богослужебных текстах. При этом идея Лосева об имени Божием как онтологическом энергийном основании космоса, обычно рассматриваемая как заимствование из неоплатонизма, восходит в том числе и к учению о церкви как мистическом Теле Христовом.
А. Ф. Лосев, имяславие, имя, миф, энергия, церковь, Крест, философия имени, неоплатонизм
  1. Бленд А. Крест в иудейской традиции до и после Мессии. URL: http://www.alexblend.net/?p=406&fbclid=IwAR29A_wlgqg5mKb5YkW2kBjG-_c417WU0XEf9SEScxx7he0BtD3Nk1gnXU (дата обращения: 15.09.2021).
  2. Григорий Палама, свт. Гомилия о честном и животворящем Кресте // Святитель Григорий Палама. Гомилии. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2019. С. 505–520.
  3. Даниэлю Ж. Богословие иудеохристианства (аспекты исторические и непреходящие) // Символ. 1983. № 9. С. 16–32.
  4. Дьячков А. Имя и Крест // Иерусалимский православный семинар. М., 2013. Вып. 4. С. 147–168.
  5. Из комментариев Прокла к платоновскому диалогу «Кратил» // Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическоримский период. СПб.: Изд-во РХГИ; Изд. Дом СПбГУ, 2003. С. 315–359.
  6. Иларион Алфеев, еп. Священная тайна Церкви. Введение в проблематику имяславских споров. СПб.: Алетейя, 2002.
  7. Иоанн Златоуст, свт. Беседа VIII Святаго отца нашего Иоанна Златоуста на Послания к Римляном // Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. СПб., 1903. Т. 9. Кн. 2. С. 566 — 583.
  8. Иоанн Златоуст, свт. На Псалом 8 // Творения святага отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского в русском переводе. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 91–108.
  9. Исаак Сирин, прп. Беседа 11. О созерцании тайны Креста; и какую силу несет он невидимо в своей видимой [форме], и о многих тайнах домостроительства Божия, которые совершались среди древних; и совокупность этого во Христе, Господе нашем; [и как] совокупность этого несет [в себе] всесильный Крест // Исаак Сирин, прп. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. СПб., 2010. С. 138–148.
  10. Иустин Философ. Разговор с Трифоном иудеем // Св. Иустин, философ и мученик: Творения. М., 1995 (репринт 1892 г.). С. 132–358.
  11. Лескин Д. Ю. СЛОВО — СЛАВА — ПРЕМУДРОСТЬ: богословско-философские основания ветхозаветной ономатологии и александрийский иудаизм // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 4 (27). С. 165–175.
  12. Лосев А. Ф. Вещь и имя (опыт применения диалектики к изучению этнографического материала) // Он же. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999. С. 331–335.
  13. Лосев А. Ф. Вещь и имя // Он же. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. С. 802–880.
  14. Лосев А. Ф. Имяславие и платонизм // Вопросы философии. 2002. № 9. С. 102–129.
  15. Лосев А. Ф. Философия имени у Платона // Он же. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999. С. 246–254.
  16. Мусохранов Г. К., Мусохранова Л. И. Восприятие божественных имен как сущностных энергий в античном и византийском платонизме. Истоки имяславия // Теология. Философия. Право. 2017. № 1 (1). С. 17–45.
  17. Пастырь Ерма // Писания мужей апостольских. Рига: Латвийское Библейское общество, 1994. С. 198–285.
  18. Пономарев А. В. Крещальные формулы «ВО ИМЯ» в Новом Завете: Обзор истории исследований // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 88–99.
  19. Прокл Диадох. Комментарий к «Тимею». Кн. I. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2012.
  20. Учение двенадцати апостолов // Писания мужей апостольских. Рига: Латвийское Библейское общество, 1994. С. 17–38.
  21. Хоружий С. С. Имяславие и культура Серебряного века: феномен Московской школы христианского неоплатонизма // С. Н. Булгаков. Религиозно-философский путь:
  22. Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения. М., 2003. С. 191–207.
  23. Чубукова Е. И. Проблемы языковой коммуникации в философии Платона и Л. Витгенштейна // ΑΚΑΔΗΜΕΙΑ: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 6. СПбГУ, 2005. С. 259–280.
  24. Шукуров Д. Л. Принципы номинации Бога в литургических текстах Восточных (ориентальных) церквей // Litera. 2019. № 6. С. 34–52.

Крючков Тимофей Олегович


Место работы: МГУ им. Ломоносова. Философский факультет;
Должность: исследователь;
ORCID: 0000-0003-1136-112X;
Электронный адрес: timofeusk@yandex.ru.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Носачев Павел Георгиевич

Западный эзотеризм: новое поколение

Носачев П. Г. Западный эзотеризм: новое поколение // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 99. С. 93-110

DOI: 10.15382/sturI202299.93-110
В статье представлен обзор развития исследований западного эзотеризма в трудах молодого поколения ученых в 2010-2021 годы, среди его представителей в первую очередь выделяются работы И. Аспрема, Ю. Штрубе, Л. Саиф. В начале дается общий очерк современного состояния исследований эзотеризма, затем проводится анализ отношения молодого поколения к трудам классиков, рассматривается критика основных идей В. Ханеграаффа и отмечается, что среди ориентиров молодыми исследователями выделяются А. Тейвз, Дж. Крайпл, К. фон Штукрад. Затем проводится анализ критики категории западного эзотеризма по трем пунктам: конструирование категорий исламского эзотеризма, искусственность оппозиции эзотеризм - оккультизм, сконструированность термина «западный эзотеризм». Демонстрируется, что деление на этические и эмические категории на деле оказывается условным, и современные концептуальные основы теорий покоятся в самих эзотерических учениях середины XIX века. Отдельно анализируется критика концепции эзотеризма как отверженного знания, выделяются четыре пункта: эвристическая непродуктивность теории маргинализации, игнорирование эмического самоописания, историческая некорректность, истоки этой теории в самом эзотеризме. Затем дается обзор положительной программы молодых исследователей, в которой фиксируются два направления: исследования расы и исследования гендера. В заключении проводится критическое рассмотрение плюсов и минусов программы молодого поколения исследователей эзотеризма. Делается вывод, что критика работ классиков, представленная новым поколением, удачна, уместна и хорошо фундирована, но увлечение постмодернистскими теориями, часто сводит новизну их работ к отстаиванию неолиберальных ценностей, мультикультурализма, расового и гендерного равенства, деконструкции больших нарративов. Таким образом, положительная программа исследований молодого поколения имеет определенную эвристичность, но ее выраженная идеологическая направленность может свести все удачные моменты на нет. При этом критическая часть уже сейчас помогает понять некие фундаментальные вещи, ибо раскрывает, в чем был допущен просчет создателями сферы исследований эзотеризма.
западный эзотеризм, религиоведение, постмодернизм, раса, гендер, ориентализм, дискурс, Ханеграафф
  1. Носачев П. Г. «Отреченное знание»: изучение маргинальной религиозности в XX и начале XXI века: историко-аналитическое исследование. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.
  2. Носачев П. Г. Блеск и нищета социологии оккультного: Теория оккультуры К. Партриджа // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. № 70. С. 110–126.
  3. Саид Э. Ориентализм: Западные концепции Востока. СПб.: Русский Мiр, 2006.
  4. Ханеграаф В. Я. Западный эзотеризм: следующее поколение // Aliter. 2012. № 1. С. 7–23.
  5. Asprem E. Reverse-engineering ‘esotericism’: how to prepare a complex cultural concept for the cognitive science of religion // Religion. 2015. Vol. 46:2. P. 1–28.
  6. Bubello J. P. Historia del Esoterismo en Argentina. Buenos Aires: Editorial Biblos, 2010.
  7. Conrad S. What is Global History? Princeton: Princeton University Press, 2016.
  8. Contemporary Esotericism / E. Asprem, K. Granholm, ed. Sheffi eld: Equinox Publishing Ltd., 2013.
  9. Djurdjevic G. India and the Occult: The Infl uence of South Asian Spirituality on Modern Western Occultism. N. Y.: Palgrave, 2014.
  10. Elwing J., Roukema A. Editorial Preface // Correspondences. 2013. Vol. 1.1. P. 1–4.
  11. Esotericism in African American Religious Experience: “There is a Mystery” / S. C. Finley, M. S. Guillory, H. R. Page Jr., ed. Leiden: Brill, 2015.
  12. Granholm K. Locating the West: Problematizing the Western in Western Esotericism and Occultism // Occultism in a Global Perspective / H. Bogdan, G. Djurdjevic, ed. L., 2013. P. 17–36.
  13. Hanegraaff W. J. New Age Religion and Western Culture: Esotericism in the Mirror of Secular Thought. Leiden: Brill, 1996.
  14. Hanegraaff W. J. The Globalization of Esotericism // Correspondences. 2015. Vol. 3. P. 55–86.
  15. Hedenborg White M. The Eloquent Blood: The Goddess Babalon & the Construction of Femininities in Western Esotericism. Oxford: Oxford University Press, 2020.
  16. Hermes Explains: Thirty Questions about Western Esotericism. Celebrating the 20-Year Anniversary of the Centre for History of Hermetic Philosophy and Related Currents at the University of Amsterdam / W. J. Hanegraaff , P. Forshaw, M. Pasi, ed. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2019.
  17. Irwin R. For Lust of Knowing: The Orientalists and Their Enemies. Allen Lane, 2006.
  18. Lowry E. S. Invisible Hosts: Performing the Nineteenth-Century Spirit Medium’s Autobiography. Albany: SUNY Press, 2017.
  19. McGarry M. Ghosts of Futures Past: Spiritualism and the Politics of Nineteenth Century America. Berkeley: University of California Press, 2008.
  20. Natale S. Supernatural Entertainments: Victorian Spiritualism and the Rise of Modern Media Culture. University Park: Penn State University Press, 2017.
  21. New Approaches to the Study of Esotericism / E. Asprem, J. Strube, ed. Leiden: Brill, 2021.
  22. Roth C. F. Ufology as Anthropology: Race, Extraterrestrials, and the Occult // E.T. Culture: Anthropology in Outer Spaces / D. Battaglia, ed. Durham: Duke University Press, 2005. P. 38–94.
  23. Saif L. What is Islamic Esotericism? // Correspondences. 2019. Vol. 7. № 1. P. 1–59.
  24. Sorgenfrei S. Hidden or Forbidden, Elected or Rejected: Sufi sm as ‘Islamic Esotericism’? // Islam and Christian–Muslim Relations. 2018. Vol. 29. № 2. P. 145–165.
  25. Strube J. Occultist Identity Formations Between Theosophy and Socialism in fi n-de-siècle France // Numen. 2017. Vol. 64. P. 568–595.
  26. Stuckrad Kocku von. Western esotericism: Toward integrative model of Interpretation // Religion. 2005. № 35. P. 78–97.
  27. Troy K. The Specter of the Indian: Race, Gender, and Ghosts in American Seances, 1848–1890. N. Y.: SUNY Press, 2017.
  28. Villalba M. Arnold Krumm-Heller, la Revolución Mexicana y el esoterismo en América Latina // Revista de Estudios Históricos de la Masonería Latinoamericana y Caribeña. 2018. Vol. 10. Núm. 2. P. 232-263.
  29. Western Esotericism in Scandinavia / H. Bogdan, O. Hammer, ed. Leiden: Brill, 2016.

Носачев Павел Георгиевич


Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Российская Федерация, 101000 г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-0884-4705;
Электронный адрес: pavel_nosachev@bk.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Ермишин Олег Тимофеевич

В. Н. Ильин: из неопубликованных лекций по истории средневековой философии

Ермишин О. Т. В. Н. Ильин: из неопубликованных лекций по истории средневековой философии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 99. С. 113-128

DOI: 10.15382/sturI202299.113-128
Философ, богослов и литературный критик Владимир Николаевич Ильин (1890–1974) преподавал в 1925–1940 гг. историю средневековой философии в парижском Свято-Сергиевском православном богословском институте. Позднее на основе лекций он подготовил к изданию книгу «История средневековой философии в связи с общей историей культуры, науки и богословия», которая осталась неопубликованной, но сохранилась в архивном фонде В.Н. Ильина (Архив Дома русского зарубежья им. А. Солженицына. Ф. 31). Данная публикация содержит одну из лекций В.Н. Ильина под названием «Проблематика, истоки и пути средневековой философии». Она дает представление об общем подходе В.Н. Ильина к средневековой философии, о его основной концепции. По мнению Ильина, средневековая мысль Западной Европы определялась антиномией между догматом и диалектикой. Ильин делил историю средневековой философии на два периода: до XIII в., эпоха борьбы идей и активного развития, и после XIII в., когда схоластика сначала победила, а потом пришла в упадок. В.Н. Ильин полагал, что большое значение для понимания философии XIII в. имеют два мыслителя – Фома Аквинский (ок. 1225–1274) и Бонавентура (ок. 1217–1274), их идейное противостояние. Фома Аквинский одержал победу и определил дальнейшее развитие западной философии, но идеи Бонавентуры о союзе богословия и философии не исчезли и развивались в новых философских учениях (Ф.В. Шеллинг, А. Бергсон, Г. Марсель и др.). По мнению Ильина, для преодоления схоластики и рационализма, который восторжествовал в западной философии, необходимо вернуться к отцам Церкви, к Платону и Аристотелю. Чтобы преодолеть кризис в философии ХХ в., В.Н. Ильин предложил программу, основанную на главном тезисе «Возвращение к отцам Церкви как к источнику истинной философии», при этом высказав солидарность с В. Джоберти и И.В. Киреевским.
средневековая философия, христианство, богословие, метафизика, схоластика, платонизм, аристотелизм, диалектика, догматика

Ермишин Олег Тимофеевич


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6831-1628;
Электронный адрес: oleg_ermishin@mail.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Хангиреев Илья Александрович

Самаритяне — новая парадигма библейских исследований? — Рец. на кн.: Yahwistic Diversity and the Hebrew Bible. Tracing Perspectives of Group Identity from Judah, Samaria, and the Diaspora in Biblical Traditions / B. Hensel, D. Nocquet, B. Adamczewski, eds. Tübingen: Mohr Siebeck, 2020 (Forschungen zum Alten Testament. 2. Reihe; Bd. 120). VIII, 337 s.

Хангиреев И. А. Самаритяне — новая парадигма библейских исследований? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 99. С. 131-135 — Рец. на кн.: Yahwistic Diversity and the Hebrew Bible. Tracing Perspectives of Group Identity from Judah, Samaria, and the Diaspora in Biblical Traditions / B. Hensel, D. Nocquet, B. Adamczewski, eds. Tübingen: Mohr Siebeck, 2020 (Forschungen zum Alten Testament. 2. Reihe; Bd. 120). VIII, 337 s.
PDF

Хангиреев Илья Александрович


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: начальник научно-административного отдела Богословского факультета;
ORCID: 0000-0001-9590-9046;
Электронный адрес: khangireev@gmail.com.
Материал подготовлен в рамках научного проекта «Документальная гипотеза в контексте современных теорий происхождения Пятикнижия», поддерживаемого Фондом развития ПСТГУ.
Антонов Николай Константинович

Рец. на кн.: Hornung C. Monachus et sacerdos: Asketische Konzeptualisierungen des Klerus im antiken Christentum. Leiden: Brill, 2020. 271 p.

Антонов Н. К. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 99. С. 136-140 — Рец. на кн.: Hornung C. Monachus et sacerdos: Asketische Konzeptualisierungen des Klerus im antiken Christentum. Leiden: Brill, 2020. 271 p.
PDF

Антонов Николай Константинович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6;
Должность: Сотрудник лаборатории исследований церковных институтов ПСТГУ;
ORCID: 0000-0002-6588-1633;
Электронный адрес: nickforgo@gmail.com.
Пашков Петр Алексеевич

Флорентийская уния в греческом православном мире (1439–1484 гг.) — Рец. на кн.: Νεκτάριος (Καρσιώτης), άρχιμ. 'H σύνοδος Φερράρας-Φλωρεντίας απo της uπογραφης τοu uρου ενώσεως εως καi της καταργήσεως αuτοu: μελέτη φιλολογικη καi iστορική. 'Aθηναι, 2020. 608 σ.

Пашков П. А. Флорентийская уния в греческом православном мире (1439–1484 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 99. С. 140-145 — Рец. на кн.: Νεκτάριος (Καρσιώτης), άρχιμ. 'H σύνοδος Φερράρας-Φλωρεντίας απo της uπογραφης τοu uρου ενώσεως εως καi της καταργήσεως αuτοu: μελέτη φιλολογικη καi iστορική. 'Aθηναι, 2020. 608 σ.
PDF

Пашков Петр Алексеевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
ORCID: 0000-0002-5056-5267;
Электронный адрес: petrpashkov@mail.ru.
Серопегина Татьяна Сергеевна

История русской философии в персоналистическом ключе — Рец. на кн.: Половинкин С. М. Русский персонализм. М.: Изд. дом «СИНАКСИС», 2020. 1156 с.

Серопегина Т. С. История русской философии в персоналистическом ключе // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 99. С. 145-152 — Рец. на кн.: Половинкин С. М. Русский персонализм. М.: Изд. дом «СИНАКСИС», 2020. 1156 с.
PDF

Серопегина Татьяна Сергеевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ПСТГУ, богословский факультет, кафедра философии религии и религиоведения;
ORCID: 0000-0002-9227-517X;
Электронный адрес: ts.seropegina@icloud.com.
Гришина Елена Валерьевна

Четвертый путь или универсальный принцип этики? — Рец. на кн.: Шохин В. К. Философия практического разума: агатологический проект. СПб.: Владимир Даль, 2020. 421 с. (Серия «Слово о сущем», т. 129)

Гришина Е. В. Четвертый путь или универсальный принцип этики? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 99. С. 153-158 — Рец. на кн.: Шохин В. К. Философия практического разума: агатологический проект. СПб.: Владимир Даль, 2020. 421 с. (Серия «Слово о сущем», т. 129)
PDF

Гришина Елена Валерьевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет;
ORCID: 0000-0002-9214-1024;
Электронный адрес: abameleck@yandex.ru; для публикаций - grilen2015@yandex.ru.