/

Коначева Светлана Александровна

Онтология и софиология смерти: трансформации танатологического дискурса в философско-теологической мысли ХХ века


Коначева С. А. Онтология и софиология смерти: трансформации танатологического дискурса в философско-теологической мысли ХХ века // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 98. С. 50-67.

DOI: 10.15382/sturI202198.50-67

Аннотация

В статье исследуются изменения в понимании смерти в философской и теологической мысли ХХ в. Мы анализируем влияние трактовки смерти М. Хайдеггером на христианскую теологию. Для Хайдеггера смерть — это экзистенциал целостности в структуре Dasein; смерть определяет и охватывает все человеческое существование. Смерть оставляет человека «открытым» или обязательно указывает на что-то помимо него самого, в конечном счете на само бытие. В христианской мысли новое понимание смерти представлено в теологии Карла Ранера, Эберхарда Юнгеля и в трудах о. Сергия Булгакова. Мы рассматриваем понятия «автономная» и «теономная» смерть в трудах Ранера, показываем, что теономная смерть характеризуется одновременно как акт свободы и акт благодати, действенный только благодаря смерти Иисуса Христа. Эберхард Юнгель ищет понимание смерти, которое связано с присутствием Бога в смерти человека. Смысл смерти человека заключается не в нем самом и его выживании, а вне его, в Боге, который есть все во всем. Смерть — это «антропологический пассив». Рассматривается также проблема теологического языка, эксплицирующего смерть. В анализе проблемы конечности в богословии С. Н. Булгакова отмечаются его попытки выработать позитивное отношение к смерти. Смерть осмысляется не как «некоторое онтологическое недоразумение», но как вытекающая из основания мироздания. Отмечаются особенности булгаковского понимания смерти через ее включенность в антиномичность божественного кенозиса. Мы показываем, что если Хайдеггер акцентирует решимость на свою конечность, поступание к смерти, вырывающее вот-бытие из уютного устройства и приводящее к простоте его судьбы, то христианские теологи осмысляют смерть как со-умирание со Христом.

Ключевые слова

смерть, бессмертие, конечность, экзистенция, свобода, бытие, кенозис

Список литературы

  1. Булгаков С. Н. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Ч. I. Париж: YMCA Press, 1933.
  2. Булгаков С. Н. Софиология смерти // Вестник РХД. Париж; Нью-Йорк; М., 1978. № 127 (IV); 1979. № 130 (IV).
  3. Ваганова Н. А. Софиология протоиерея Сергия Булгакова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.
  4. Зандер Л. А. Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова). Париж: YMCA Press, 1948. Т. I.
  5. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997.
  6. Demske J. M. Being, Man & Death. A Key to Heidegger. The University Press of Kentucky, 1970.
  7. Jüngel E. Das dunkle Wort vom “Tode Gottes” // Evangelische Kommentare. 1969. № 2. S. 133–138.
  8. Jüngel E. Der Tod als Geheimnis des Lebens // Grenzerfahrung Tod / A. Paus, Hrsg. Graz; Vienna, 1976. S. 9–39.
  9. Jüngel E. Lob der Grenze // Attempto. 1973. № 47/8. S. 12–15.
  10. Jüngel E. Tod. Stuttgart: Kreuz-Verlag, 1971.
  11. Ochs R. The Death in Every Now. N.Y.: Sheed and Ward, 1969.
  12. Phan P. C. Eternity in Time: A Study of Karl Rahner’s Eschatology. Selinsgrove: Susquehanna University Press, 1988.
  13. Rahner K. Theological Investigations. Vol. IV. L.: Darton, Longman and Todd, 1966.
  14. Rahner K. On the Theology of Death. L.: Burns and Oates, 1962.
  15. Webster J. B. Eberhard Jüngel: An introduction to his Theology. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
  16. White C. J. Time and Death: Heidegger’s Analysis of Finitude / M. Ralkowski, ed. Haunts: Ashgate Publishing Limited, 2005.

Данные об авторе

Коначева Светлана Александровна


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, 6;
Должность: зав.кафедрой современных проблем философии;
ORCID: 0000-0001-5085-5638;
Электронный адрес: konacheva@mail.ru.

Благодарности

Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 21-011-44030 «Мышление бытия и вера Откровения: пути соотнесения в немецкоязычной протестантской теологии и русской религиозной философии ХХ века»