Василик Владимир Владимирович, протодиакон
Представления святителя Викторина Петавского о власти и царстве
Ссылка на статью:
Василик В. В.
Представления святителя Викторина Петавского о власти и царстве // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение. 2021.
Вып. 98. С. 25-49.
DOI:
10.15382/sturI202198.25-49
Аннотация
В статье рассматриваются представления о власти известного латинского экзегета III в., автора первого дошедшего до нас толкования на Апокалипсис, свт. Викторина Петавского. Анализируются уровень его образованности, его кругозор, направленность его трудов, а также его жизненный и политический опыт. Исследуется вопрос о войнах, гонениях, упомянутых в Толковании, и высказывается точка зрения, по которой Толкование могло быть написано в широкий промежуток между 252 и 304 гг. Показывается, что, хотя свт. Викторин в богословском отношении зависит от Малоазийской школы, тем не менее он чужд концепции симфонии Римской империи и Церкви, присутствующей в зачаточном виде у свт. Мелитона Сардийского. Несмотря на связи с наследием Тертуллиана, у него отсутствует представление о Римском государстве как заградительной стене против Антихриста. Напротив, Антихрист концентрирует в себе римскую власть и ее беззаконие и преступления, ибо им является воскресший Нерон, который, с одной стороны, является символом человекобожеского нечестивого языческого Рима, с другой стороны — союза иудейства и язычества, направленного против Христа и Церкви. С образом Нерона связана известная нумерология: восьмым императором и антихристом будет воскрешенный Нерон, царь для иудеев и, вместе с тем, для язычников, который явится самой страшной и отвратительной пародией на воскресшего Христа, а его правление — карикатурой на восьмой день вечной жизни и славы Христовой. Его образ отчасти совпадает с традицией, отраженной у Коммодиана, отчасти отличается от нее. Присутствующая у свт. Викторина спиральная модель истории, связанная с богословием рекапитуляции, когда одно cходное событие предваряет следующее, которое совершается уже на более высоком уровне, позволяет предположить наличие у него идеи «возвращающегося Нерона», когда каждый восьмой император является предтечей воскресшего Нерона и, соответственно, Антихриста. В этом ряду находятся гонители христиан — Траян, Септимий Север, Декий. Последним в этой череде является Диоклетиан, который почти полностью соответствует критериям «воскресшего Нерона»: он приходит с Востока, убивает трех царей, лицедействует и, главное, является самым беспощадным гонителем христиан из всех римских императоров. Наличие у него соправителя — Галерия — может навести на аналогию с лжепророком Антихриста — вторым зверем Апокалипсиса. Подлинной властью для свт. Викторина является теократия — правление Христа, который является единственным подлинным царем над небом и землею, и святых, которые будут соцарствовать со Христом.
Ключевые слова
свт. Викторин Петавский, власть, император, принципат, доминат, сенат, Нерон, Диоклетиан, историософия, катастрофизм, гонения, войны, землетрясения, антихрист, богословие рекапитуляции, спиральная модель истории
Список литературы
- Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997.
- Братож Р. Епископ Викторин и христианская община Петавия (вторая половина III века) // Христианское чтение. 2014. № 2/3. С. 9–25.
- Вольфрам Х. Готы. М.: Издательский дом «Ювента», 2003.
- Евсевий Кесарийский. Церковная история. М., 1991.
- Захаров Г. Е. Иллирийские церкви в эпоху арианских споров (IV — начало V в.) М.: Издательство ПСТГУ, 2014.
- Князький И. Г., Храпов А. В. Гонения на Христиан в Римской империи // Православная энциклопедия. М.: Издательство Православной энциклопедии. 2006. Т. 12. С. 50–69.
- Маяк И. Л. Галерий // Православная энциклопедия. М.: Издательство Православной энциклопедии, 2005. Т. 10. С. 312–313.
- Небольсин А. С. Иоанна Богослова Откровение // Православная энциклопедия. М.: Издательство Православной энциклопедии. 2010. Т. 24. С. 705–745.
- Никишин В. О. Диоклетиан // Православная энциклопедия. М.: Издательство Православной энциклопедии, 2007. Т. 15. С. 237.
- Оксфордское руководство по изучению раннего христианства. Харьков: Майдан, 2020.
- Попов И. Н. Нерон // Православная энциклопедия. М.: Издательство Православной энциклопедии, 2018. Т. 49. С. 40–49.
- Попович Р. Рано хришчанство на Балкану. Београд: Београдски Универзитет, 1995. С. 45–53.
- Ростовцев М. И. Общество и хозяйство Древнего Рима. Т. 1–2. М.: Наука, 2000.
- Сидоров А. И. Патрология. М.: Русские огни, 1996.
- Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. Апологетик. К Скапуле / пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005.
- Утченко С. Л. Политическая теория Римской империи. М.: Наука, 1977.
- Фокин А. Р. Викторин Петавский // Православная энциклопедия. М.: Издательство Православной энциклопедии, 2004. Т. 8. С. 458–461.
- Фокин А. Р. Латинская патрология. Доникейский период. М.: Кабинет Ю. Шичалина, 2006.
- Хандога Н. А. Космология святителя Викторина Петавийского: богословско-филологический анализ латинских терминов // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2017. № 2 (18). С. 13–33.
- Хандога Н. Викторин Петавский и его трактат «О создании мира»: дис. … канд. богословия. СПб., 2010.
- Циркин Ю. Б. Политическая история Римской империи. Т. 2. СПб., 2019.
- Штаерман М. Е. От гражданина к подданному // Культура Древнего Рима. М., 1985. Т. 1. С. 22–100.
- Bardy. G. Victorin de Poetovio // Dictionnaire de la Theologie Catholique. 1950. Vol. 14. Col. 2884–2886.
- Barnes T. The New Empire of Diocletian and Constantine. Cambridge: Harvard University Press, 1982.
- Bauckham R. The Climax of Prophecy: Studies on the Book of Revelation. Edinburgh: T&T Clark, 1993.
- Bickermann E. Trajan, Hadrian and the Christians // Rivista di Filologia e di Istruzione Classica. 1968. Vol. 96. P. 290–315.
- Blois L. The Policy of the Emperor Gallienus. Leiden: Brill, 1976.
- Bradley K. R. Suetonius. Life of Nero. A Historical commentary. (Collection Latomus. 157.) Brussels: Latomus, 1978.
- Bratož R. Der Bischof Victorinus und die Kirchengemeinde von Poetovio // Zalai Musem. 2002. № 11. S. 1–11.
- Bratož R. Die Geschichte des Früher Christentums in Gebiete zwischen Sirmium und Aquilea in Licht der neuren Forschungen // Klio. 1990. Bd. 72. S. 508–550.
- Bratož R. Il cristianesimo aquileise prima di Costantino: fra Aquileia e Poetovio / M. Rener, trad. Udine: Instituto Pio Paschini; Gorizia: Ist. di storia sociale e religiosa, 1999.
- Bratož R. Kriscanstvo v Ogleju. Liubliana, 1993.
- Bratož R. Ptuj. Liubliana, 2003.
- Brent A. The Imperial cult and development of Church order: concepts and images of authority in Paganism and Early Christianity before the age of Cyprian // Vigiliae Christianae. 1999. Vol. 45. Suppl. Р. 164–209.
- Bruce F. F. The Earliest Latin Commentary on the Apocalypse // The Evangelical Quarterly. 1938. V. 10. P. 352–366.
- Commodiano. Carmen de duobus populis / I. Salvadore, introd., nota crit. e comment. Bologna: Patron, 2011.
- Dubois J. Le Martyrologe d Usuard. Bruxelles, 1965.
- Dulaey M. Victorin de Poetovio. Premier exégète latin (Collection des Études Augustiniennes. Série Antiquité. Vol. 139). P.: Cerf, 1993. Vol. 1–2.
- Eusebius Werke VII. Die Chronik des Hieronymus / R. Helm, ed. (Griechische Christiliche Schriftsteller. Bd. 47). Berlin: Brandenburgische Akademie der Wissenschaften, 1956.
- Frend W. H. C. Martyrdom and Persecution in the Early Church: A Study of a Confl ict from the Maccabees to Donatus. Oxford: Basil Blackwell, 1965.
- Frend W. H. C. Open Questions Concerning the Christians and the Roman Empire in the Age of the Severi // Journal of Theological Studies. 1974. Vol. 25. P. 333–350.
- Gerolamo. Gli Uomini illustri / A. Ceresa-Gastaldo, ed. Firenze, 1988.
- Gibson E. L. Jewish Antagonism or Christian Polemic: The Case of the Martyrdom of Pionius // Journal of Early Christian Studies. 2001. Vol. 9. P. 339–358.
- Gibson E. L. The Jews and Christians in the Martyrdom of Polycarp: Entangled or Parted Ways? // The Ways that Never Parted. Jews and Christians in Late Antiquity and the Early Middle Ages / A. H. Becker, A. Y. Reed, ed. Tübingen, 2003. P. 145–158.
- Guidoboni E. The Catalogue of ancient earthquakes in the Mediterranean area up to the X century. Roma, 1994. P. 243.
- Halfmann H. Itinera principum. Geschichte und Typologie der Kaiserreisen im römischen Reich (Heidelberger althistorische Beiträge und epigraphische Studien ii). Stuttgart: Steiner, 1986.
- Jones A. H. M. The Later Roman Empire. 284-602. Vol. 1. Oxford: Basil Blackwell, 1964.
- Klauck J. H. Do they never come back? Nero redivivus and the Apocalypse // The Catholic Biblical Quarterly. 2001. Vol. 63. Р. 684–698.
- Kolb F. Diocletian und die Erste Tetrarchie: Improvisation oder Experiment in der Organisation monarchischer Herrschaft? (Untesuchungen zur antiken Literatur und Geschichte). Berlin; N. Y.: de Gruyter, 1987.
- Kos P. The Monetary Circulation in the Southeastern Alpine Region ca. 300 BC — AD 1000. (Situla. Dissertationes musaei Labanicensis. Vol. 24). Liubliana, 1986.
- Lawrence J. M. Nero redivivus // Fides et Historia. 1978. T. 11. P. 54–66.
- Maier H. O. Nero in Jewish and Christian Tradition from the First Century to the Reformation // A Companion to the Neronian Age / E. Buckley, M. Dinter, ed. Chichester: Wiley-Blackwell, 2013. P. 385–404.
- Meyendorf J. Imperial unity and the Christian divisions. Crestwood. N. Y.: St. Vladimir Seminary Press, 1989.
- Millar F. A Study of Cassius Dio. Oxford: Clarendon, 1964.
- Minear P. S. The Wounded Beast // Journal of Biblical Literatures. 1953. Vol. 72.2. P. 93–120.
- North J. The Development of Religious Pluralism // The Jews among Pagans and Christians in the Roman Empire / J. Lieu, J. North, T. Rajak, ed. L.: Routledge, 1992. Р. 174–193.
- Pohlsander H. A. The Religious Policy of Decius // Aufstieg und Niedergang der Roemische Welt. Teil 2. Band 16/3. Teilband Religion (Heidentum: Römische Religion, Allgemeines). Berlin; NY.: Walter de Gruyter, 1986. Vol. 2. S. 1826–1842.
- Price S. F. R. The Rituals and Power. The Roman Imperial Cult in Asia Minor. Cambridge; NY.: Cambridge University Press, 1984.
- Quentin H. Les Martyrologes historiques du Moyen Age. P.: Lecoff re, Gabalda, 1908.
- Rissi M. Die Hure Babylon und die Verführung der Heiligen. Ein Studium zur Apokalypse des Johannes. (Beiträge zur Wissenschaft vom Alten und Neuen Testament, 136) Stuttgart: W. Kohlhammer, 1995.
- Sanders H. A. The Number of the Beast in Revelation // Journal of Biblical Literatures. 1918. Vol. 37. № 1/2. P. 95–99.
- Scriptores Historiae Augustae. Vol. 1. Cambridge: Harvard University Press. 1921.
- Strecker G., Schnelle U. Texte zur Briefl iteratur und zur Johannesapokalypse. Berlin: De Gruyter, 1996.
- Thompson L. The book of Revelation. Apocalypse and the Empire. N.Y.; Oxford: Oxford University Press, 1990.
- Tuplin Chr. The False Neros of the First Century A.D. // Studies in Latin Literature and Roman History. Vol. 5. Brussels: Latomus, 1979. P. 364–404.
- Victorin de Poetovio. De la Construction du Monde / M. Dulaey, ed. // Sources Chretiennes. No. 423. P.: Cerf, 1997. P. 137–149.
- Victorin de Poetovio. Sur l’Apocalypse / M. Dulaey, ed. // Sources Chretiennes. No. 423. P.: Cerf, 1997. P. 60–136.
- Victorini Poetovionensis. Opera quae supersunt / R. Gryson, ed. // Сorpus Christianorum. Series Latina. Vol. V. Turnhout: Brepols, 2017. P. 108–269.
- Waltraud J.-S. Untersuchungen zum zum Nero-Bild der Spätantike. (Altertumwissenschaftliche Texte und Studien, Bd. 18.) Hildesheim; Zürich; N. Y.: Olms, 1990.
- Watson A. Aurelian and the third century. L.; N. Y.: Routledge, 1999.
- Williams S. Diocletian and the Roman Recovery. L.: Routledge, 2000.
- Workman B. W. Persecution in the Early Church. L.: C. H. Kelly, 1906.
- Workman B. W. The New Empire of Diocletian and Constantine. Cambridge, 1982.
Данные об авторе
Василик Владимир Владимирович, протодиакон
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: СПбГУ; Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-5051-829;
Электронный адрес: fvasilik@mail.ru.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 17-01-00400 («Христианизация Балканского региона: прерывность и континуитет»)