/

Лукашев Андрей Александрович

Интерпретация идеи единобожия в главе «О единстве Всевышнего Творца» из поэмы Мадждуда Санаи «Сад Истины…»


Лукашев А. А. Интерпретация идеи единобожия в главе «О единстве Всевышнего Творца» из поэмы Мадждуда Санаи «Сад Истины…» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 98. С. 117-136.

DOI: 10.15382/sturI202198.117-136

Аннотация

В соответствии с каноном персидской поэзии любая поэма-маснави начинается с вводной главы, посвященной божественному единству. Такие вводные главы называются «тавхид» и дают богатый материал для исследования того, как автор трактует ключевую доктрину ислама — единобожие (тавхид). Исторически возникновение таких глав обусловлено мусульманской традицией начинать любое дело со слов, открывающих коранический текст: «Во имя Бога Милостивого, Милосердного». Главы тавхид можно считать развернутой версией этой формулы. Мадждуд Санаи является родоначальником суфийского философско-дидактического эпоса. На его творчество опирались более поздние классики суфийской литературы — Фарид ад-Дин Аттар, Джалал ад-Дин Руми и пр. Несмотря на роль, которую Санаи сыграл в развитии персидской суфийской поэзии, сохранилось не так много свидетельств, позволяющих реконструировать его биографию, зато его произведения позволяют многое узнать о мировоззрении классика. Основной акцент в данной статье сделан на разборе ключевых моментов главы, посвященной непосредственно теме единобожия — «О единстве Всевышнего Творца», открывающей поэму Санаи «Сад Истины и Закон пути». Статья демонстрирует специфику подхода Санаи к решению вопроса о божественном единстве. В отличие от других авторов, таких как, например, Махмуд Шабистари, Санаи, рассматривая вопрос о божественном единстве, делает акцент не на единстве божественной самости или сущности, а на единстве божественных действий. Для него единобожие заключается в том, чтобы считать Бога единственным истинным действователем, без которого ничто не может перейти от движения к покою и от покоя к движению. Такая трактовка божественного единства оказывает существенное влияние на статус мира в системе взглядов Санаи. В приложении к статье приводится первый подробно комментированный перевод на русский язык вводной главы к поэме Мадждуда Санаи «Сад Истины и Закон пути».

Ключевые слова

суфизм, Иран, Санаи, единобожие, тавхид, поэма, маснави, Сад Истины

Список литературы

  1. Абдо М. Трактат о единобожии. М.: Медина, 2021.
  2. Дроздов В. А. Мусульманский мистицизм: учеб. пособие. СПб., 2015.
  3. Ибн Араби. Избранное / пер. А. В. Смирнов. М., 2014.
  4. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.
  5. История арабо-мусульманской философии: учебник и антология / ред. А. В. Смирнов. М., 2020.
  6. Лукашев А. А. Мир смысла в немногих словах: философские взгляды Махмуда Шабистари в контексте эпохи. М., 2020.
  7. ал-Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 1. Бейрут: Дар ал-вафа, 1983.
  8. Насыров И. Р. Об «этическом волюнтаризме» ашаризма как о «традиционной этике» ислама // Этическая мысль. 2016. Т. 16. № 2. С. 84–105.
  9. ан-Насафи, Абу ал-Муʻин. Бахр ал-калам фи усул ад-дин. Амман: Дар ал-Фатх, 2014. С. 95–97.
  10. Нофал Ф. О. Категория «вера» в классической исламской теологии: Историко-философские очерки. Одесса: Феникс, 2016.
  11. Нофал Ф. О. Матуридизм: учеб. пособие (рукопись).
  12. Рейснер М. Л., Ардашникова А. Н. Персидская литература домонгольского времени (IX — начало XIII в.). Период формирования канона: ранняя классика. М., 2019.
  13. Рейснер М. Л. «Утверждение единобожия» (тавхид) в персидской классической литературе: от религиозного концепта к поэтической теме // Вестник МГУ. 2010. № 4.
  14. Санаии, Абу ал-Маджд Мадждуд Ибн Адам. Хадикат ал-хакика ва шари‘ат ат-тарика/тасхих ва тахшийа Мударрис Рид̣ави. Тихран, 1374.
  15. Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования. Т. 5. М., 2016.
  16. Смирнов А. В. О формализации умозаключения в процессуальной логике // Логика смысла как философия сознания: приглашение к размышле нию. М., 2021. С. 167‒215.
  17. Смирнов А. В. Сознание, язык, культура, смысл. М., 2015.
  18. Суждения Духа разума // Зороастрийские тексты. М., 1997.
  19. Шабистари М. Цветник тайны / персидский текст поэмы, пер., коммент. А. А. Лукашев; отв. ред. Н. Ю. Чалисова. М., 2021.
  20. аш-Шахрастани, Абу ал-Фатх. Китаб ал-милал ва ан-нихал. Бейрут: Дар ал-маʻрифа, 1993.
  21. Fatemi S. N., Ashrafzadeh R., Badizadeh M. Nasser Khosrow and Sanai Poets of Bipolar or Multipolar? (Poetic awakening from dream to reality) // Propositos y representaciones. Lima, 2021. Vol. 9.

Данные об авторе

Лукашев Андрей Александрович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, 12/1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6328-9196;
Электронный адрес: andrew_l@inbox.ru.

Благодарности

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ 21-011-44130 «Религиозно-мистические традиции суфиев, алавитов и исмаилитов (на примере работ Абу ал-Мадждуда Санаи, Макзуна ас-Синджари и Насира Хусрава)».