/

Цыпина Лада Витальевна; Собольникова Елена Николаевна

Духовный пилигримаж в средневековой английской мистике XIVв.: когнитивные схемы и нарративные практики


Цыпина Л. В., Собольникова Е. Н. Духовный пилигримаж в средневековой английской мистике XIVв.: когнитивные схемы и нарративные практики // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 33-56.

DOI: 10.15382/sturI202197.33-56

Аннотация

В статье через концептуальную метафору пилигримажа души реконструируются когнитивные схемы и нарративные практики позднесредневековой вернакулярной английской мистики XIV столетия. Двусоставность и методологическая продуктивность данной метафоры определяет цель и структуру статьи. В первом разделе наследие виртуозов духовного делания анализируется в соответствии с предложенной Дж. Лакоффом и М. Джонсоном гипотезой пространственного представления формы. Сходство учений Ролла, Хилтона, автора «Облака незнания» и Юлианы Нориджской определяется основанной на опыте перемещения в пространстве кинестетической схемой «источник–путь–цель». Она позволяет устанавливать корреляцию между областью движения, отправной точкой которого является падшее состояние человека, и областью цели, заключающейся в восстановлении образа Божьего в человеке. Ориентация данной схемы по линии времени реализуется как сценарий трансформации человека на пути к Богу в рамках аффективной духовности. Различие типов «интровертного паломничества» объясняется комбинациями иерархических лестничных построений со схемами части и целого, центра и периферии, вместилища, что позволяет разомкнуть пилигримаж возрастающей в Боге души в бесконечность. Во втором разделе рассматриваются взаимоотношения мистика и социума в концептуальной оптике П. Бурье и М. Фуко. В ситуации нарастающего плюрализма религиозной жизни английский вернакулярный мистицизм XIV в. отражает изменчивые способы посредничества между личностным началом и обобщенными канонами традиционной культуры. Нарративные практики не столько служат риторическими инструментами для освоения богословских истин посредством лирики, сколько превращаются в ряд концентрированных правил и инструкций, способствующих размыванию иерархичности религиоз-ного поля. Английские мистики адаптируют традиционные монашеские практики благочестия — чтение божественного Писания, размышление, молитву и созерцание — к нуждам не имеющих допуска к инструментам латинской культуры мирян. Это способствует формированию островной версии «нового благочестия», ориентированного на идеал «смешанной жизни». Лирически переосмысленная «грамматика спасения» предвосхищает проторенессансные концепции человеческого совершенства, восстановленного неиссякаемой любовью Отца в Сыне, и создает условия для протореформационных реконфигураций религиозного поля.

Ключевые слова

вернакулярная мистика, пилигримаж души, кинестетическая схема пути, нарративные практики, антиметафоры, активная, созерцательная и смешанная жизнь, Р. Ролл, автор «Облака незнания», У. Хилтон, Юлиана Нориджская

Список литературы

  1. Андиа де И. Unio Mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012.
  2. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29–42.
  3. Бурдье П. Генезис и структура поля религии // Он же. Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. С. 7–74.
  4. Дресвина Ю. Ю. Женское богословие в позднесредневековой Англии и его частный случай “Книга Марджери Кемп” // Средние века. 2008. Вып. 68 (2). С. 33–44.
  5. Дресвина Ю. Откровения Божественной Любви Юлианы Нориджской // Юлиана Нориджская. Откровения Божественной Любви / пер. Ю. Дресвиной. М., 2010. C. 19–61.
  6. Коваль-Темниковский Ю. Я. «Облако незнания» и образы невыразимого: О символизме анонимного английского трактата: дис. … канд. фил. наук: 10.01.03. МГУ. М., 2005.
  7. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Гнозис, 2011.
  8. Малевич Т. В. Мистическая практика «Облака незнания» в контексте когнитивной теории метафоры // Aliter. 2012. № 2. С. 16–29.
  9. Малевич Т. В. Теория мистического опыта: историография и перспективы. М.: ИФРАН, 2014.
  10. Никола М. И. Жанровые особенности средневековой английской мистики // Филология и культура. 2013. Вып. 2 (32). С. 164–167.
  11. Суприянович А. Г. В слезах и во славе. Гендер, власть и идентичность в средневековой Западной Европе. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017.
  12. Топорова А. В. Религиозная жизнь средневековой Италии в зеркале литературы. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018.
  13. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-cad, 1994.
  14. Юлиана Нориджская. Откровения Божественной Любви / пер. Ю. Дресвиной. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010.
  15. Ancrene Riwle // Anchoritic Spirituality / A. Savage, N. Watson, trans. N. Y.: Paulist, 1991. P. 41–207.
  16. Arnold J. Introduction: A History of Medieval Christianity // The Oxford Handbook of Medieval Christianity / J. Arnold, ed. Oxford: Oxford University Press, 2014. P. 1–22.
  17. Baker D. N. The active and contemplative leaves in Rolle, the Cloud–Author and Hilton // The Medieval Mystical Tradition in England, Ireland and Wales: Exeter Symposium VI / M. Glasscoe, ed. Cambridge, 1999. P. 85–102.
  18. Bendon D. C. Mysticism and Space. Space and Spatiality in the Works of Richard Roll, the Cloud of Unknowing Author and Julian of Norwich. Washington, DC: Catholic University of America Press, 2008.
  19. Chewning S. M. Gladly Alone, Gladly Silent: Isolation and Exile in the Anchoritic Mystical Experience // Anchorites, Wombs and Tombs: Intersections of Gender and Enclosure in the Middle Ages / L. H. McAvoy, ed. Cardiff : University of Wales Press, 2005. P. 103–115.
  20. Corbellini S., Steckel S. The Religious Field during the Long Fifteenth Century: Framing Religious Change beyond Traditional Paradigms // Church History and Religious Culture. 2019. Vol. 99. P. 303–329.
  21. Cousins E. Francis of Assisi: Christian Mysticism at the Crossroads // Mysticism and Religious Traditions / S. Katz, ed. Oxford: Oxford University Press, 1983. P. 163–190.
  22. Dobson E. J. The Date and Composition of Ancrene Wisse // Proceedings of the British Academy. 1966. Vol. 52. P. 181–208.
  23. Ellis R., Fanous S. 1349–1412 // The Cambridge Companion to Medieval English Mysticism / V. Gillespie, S. Fanous, ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. P. 133–162.
  24. Finke L. A. Feminist Theory, Women’s Writing. N. Y.: Cornell University Press, 1992.
  25. Gardiner F. C. The Pilgrimage of Desire. The study of Theme and Genre in Medieval Literature. Leiden: Brill, 1971.
  26. Hilton W. The Scale (or Ladder) of Perfection / L. Sherley-Price, trans., C. Wolters, ed. L.: Creative Media Partners, LLC, 2015.
  27. Hilton W. Treatise written to a devout man // Hilton W. The Scale (or Ladder) of Perfection / L. Sherley-Price, trans., C. Wolters, еd. L.: Creative Media Partners, LLC, 2015. P. 139–154.
  28. Hodgson P. The treatise and its author // The Cloud of Unknowing and related treatises / P. Hodgson, ed. Salzburg: Institut für Anglistik und Amerikanistik, Universität Salzburg, 1982. P. I–XII.
  29. Johnston W. The Mysticism of Cloud of unknowing: a modern interpretation. N. Y.: Fordham University Press, 2000.
  30. Knowles D. The English Mystical Tradition. N. Y.: Harper, 1961.
  31. Lamm J. A. Guide to Christian Mysticism // The Wiley-Blackwell Companion to Christian Mysticism / J. Lamm, ed. Wiley-Blackwell, 2013. P. 1–24.
  32. Lutton R. From micro- to macro-processes of religious change // Church History and Religious Culture. 2019. Vol. 99. P. 412–439.
  33. Magill K. J. Julian of Norwich Mystic or Visionary. L.; N. Y.: Routledge, 2006.
  34. Manter L. Rolle Playing: “And the Word Became Flesh” // The Vernacular Spirit: Essays on Medieval Religious Literature / R. Blumenfeld-Kosinski, ed. N. Y: Palgrave, 2002. P. 15–37.
  35. McGinn B. The Growth of Mysticism. L.: SCM Press, 1994.
  36. McGinn B. The Varieties of Vernacular Mysticism. N. Y.: Herder & Herder, 2012.
  37. Minnis A. J. Affection and Imagination in ‘The Cloud of Unknowing’ and Hilton’s ‘Scale of Perfection’ // Traditio. 1983. Vol. 39. P. 323–366.
  38. Novotny T. Julian of Norwich: How did she know what she knew? // History of education. 2019. Vol. 48 (5). P. 557–574.
  39. Peters B. Julian of Norwich’s showings and the Ancrene Riwle: Two rhetorical confi gurations of mysticism // Rhetoric Review. 2008. № 27 (4). P. 361–378.
  40. Pollard W. F., Boenig R. Richard Rolle and the ‘Eye of the Heart’ // Mysticism and Spirituality in Medieval England / W. F. Pollard, R. Boenig, eds. Woodbridge, 1997. P. 85–105.
  41. Ranft P. Women in Western Intellectual Culture. 600–1500. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2008. P. 71–90.
  42. Renevey D. Mysticism and the Vernacular // The Wiley-Blackwell Companion to Christian Mysticism / J. Lamm, ed. Wiley-Blackwell, 2013. P. 562–576.
  43. Renevey D. Name Above Names: The Devotion to the Name of Jesus from Richard Rolle to Walter Hilton’s ‘Scale of Perfection I’ // The Medieval Mystical Tradition in England, Ireland and Wales: Exeter Symposium VI / M. Glasscoe, ed. Cambridge: Boydell & Brewer Ltd., 1999. P. 103–121.
  44. Riehle W. The Secret Within: Hermits, Recluses, and Spiritual Outsiders in Medieval England. Ithaca; L.: Cornell University Press, 2014.
  45. Rolle R. The Fire of Love / R. Misyn, trans. L.: Methuen & Co. Ltd. 2010. Rush R. M. “Alle in generalle and nothing in specialle”: General and Special in Julian of Norwich’s Revelation of Love // The Journal of English and Germanic Philology. 2016. Vol. 115 (1). P. 79–94.
  46. Shon F. The Teleological Element in Richard Rolle’s “Contra amatores mundi” // The Modern Language Review. 2006. Vol. 101. № 1. P. 1–15.
  47. Steckel S. Historicizing the Religious Field Adapting Theories of the Religious Field for the Study of Medieval and Early Modern Europe // Church History and Religious Culture. 2019. Vol. 99. P. 331–370.
  48. Sutherland A. The Middle English Mystics // The Blackwell Companion to the Bible in English Literature / R. Lemon et al., ed. Wiley-Blackwell, 2009. P. 85–99.
  49. The Cloud of Unknowing and other works / C. L. Wolters, trans. L.: Penguin Classic, 1978.
  50. The Idea of the Vernacular: An Anthology of Middle English Literary Theory 1280–1520 / J. Wogan-Browne et al., ed. Pennsylvania: Pennsylvania State University Press, 1999.
  51. The Vernacular Spirit: Essays on Medieval Religious Literature / R. Blumenfeld-Kosinski et al., ed. N. Y.: Palgrave, 2002.
  52. Turner V. Image and Pilgrimage in Christian Culture. N. Y.: Columbia University Press, 1978.
  53. Watson N. Censorship and Cultural Change in Late-Medieval England: Vernacular Theology, the Oxford Translation Debate, and Arundel’s Constitutions of 1409 // Speculum. 1995. Vol. 70 (4). P. 822–844.
  54. Watson N. Richard Rolle and the Invention of Authority. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.
  55. Watson N. The Middle English Mystics // The Cambridge History of Medieval English Literature / D. Wallace, ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. P. 539–565.
  56. Whitehead C. The Late Fourteen Century English Mystics // The Wiley-Blackwell Companion to Christian Mysticism / J. Lamm, ed. Wiley-Blackwell, 2013. P. 357–372.

Данные об авторе

Цыпина Лада Витальевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт философии СПбГУ; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7307-3874;
Электронный адрес: l.cypina@spbu.ru.

Собольникова Елена Николаевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: СЗГМУ им. И. И. Мечникова; Российская Федерация, 195067, г. Санкт-Петербург, Пискарёвский проспект, 47;
Должность: доцент кафедры гуманитарных наук, экономики и права;
ORCID: 0000-0001-8129-1855;
Электронный адрес: sobolnikova@list.ru.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-111-50446.