/

Шиженский Роман Витальевич

Религиозный нативизм в России «эпохи» ковида


Шиженский Р. В. Религиозный нативизм в России «эпохи» ковида // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 91-104.

DOI: 10.15382/sturI202197.91-104

Аннотация

Изменения, вызванные распространением Covid-19, не только сказались на экономической и социальной сферах, но и оказали значительное влияние на религиозную составляющую жизни российского социума. Если информация о влиянии пандемии на традиционные конфессии регулярно освещается в СМИ и сообщениях лидеров, то данные о состоянии нативистского сегмента религиозного пространства Российской Федерации остаются вне информативного и, следовательно, вне исследовательского поля. Следует отметить тот факт, что, несмотря на молодость неоязыческого движения как одного из ярких направлений новых религиозных движений (русское родноверие берет свое начало в конце 1970-х гг., польское — с начала XIX в.) и относительную малочисленность постоянной группы — сообщества адептов (по данным лидеров общин, в Российской Федерации представителей славянского язычества насчитывается от 120 до 320 тыс. человек, в республике Польша количество «родзимоверцев» составляет около 2 тыс. последователей), нативизм активно развивается и находится в стадии перманентной пролификации. Фиксируемой пассионарности представители конструируемого этноориентированного доавраамического мировоззрения полностью обязаны фигуре идеолога конкретного объединения, движения в целом. Именно лидеры — жрец, старейшина, шаман, волхв — выступают единственным аккумулятором идей и практик, эксцессивным проводником нативизма. В статье, основанной на интернет-интервьюировании представителей феномена нативизма XXI в. (Россия, Польша), рассматривается комплекс реакций исследуемого сообщества на последствия появления и диссеминации вируса. В опросе приняли участие лидеры и рядовые представители славянского родноверия, неотрадиции (нетрадиционного язычества), шаманизма, литовского язычества, асатру (германо-скандинавской традиции), «шуйного пути» (пути левой руки), ирон дин (осетинской традиционной веры). Несмотря на отсутствие единой точки зрения при характеристике влияния вируса на нативизм, в результате анализа полученного материала выявлены три основных типа ответов нативистов на распространение пандемии. К ним относятся мифологическая, конспирологическая и санационная теории.

Ключевые слова

Covid-19, нативизм, современное славянское язычество, опрос, праздник, изоляция, языческие боги, община

Список литературы

  1. Велеслав. Духовный Пир во время чумы (Учение Великой Нави в эпоху коронавируса) // Учение Великой Нави. URL: https://vk.com/wall-159677217_414 (дата обращения: 03.11.2020).
  2. Велимир. Дарна — учение о жизни в Природе и обществе. Брошюра № 9. Троицк: Тровант, 2009.
  3. Верховный шаман России призвал провести совместный обряд против коронавируса // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/8013113 (дата обращения: 12.11.2020).
  4. Виртуальный алтарь для обучения ведьм. URL: https://spells8.com/virtual-altar/#sabbatcelebrations-on-a-virtual-altar- (дата обращения: 19.12.2020).
  5. Гаврилова Ю. В., Жиронкина М. А. Религии в условиях пандемии Сovid-19: опыт России // Общество: философия, история, культура. Краснодар: «ХОРС», 2020. С. 36–40.
  6. Гальцин Д. Лики Протея: история современного язычества как религиозной идентичности. СПб.: Изд-во РХГА, 2020.
  7. Гарсиа. Викка в религиозном пространстве России // Wiccan Serolls. URL: http://wiccanscrolls.ru/vikka-v-religioznom-prostranstve-rossii/ (дата обращения: 01.11.2020).
  8. Гарсиа. Интервью с Морганой Ситхоув // Время Луны. Журнал о викке и язычестве. 2015. № 9. С. 20–24.
  9. Доброслав. Язычество: Закат и Рассвет. Киров: ВЯТКА, 2004.
  10. Интернет-интервью А. Збигнева Р. Шиженскому 07.10.2020. Из личного архива автора.
  11. Интернет-интервью А. Тарновского Р. Шиженскому 07.10.2020. Из личного архива автора.
  12. Интернет-интервью А. Темногора Р. Шиженскому 10.10.2020. Из личного архива автора.
  13. Интернет-интервью А. Щеглова Р. Шиженскому 07.11.2020. Из личного архива автора.
  14. Интернет-интервью Б. Дейнеги Р. Шиженскому 14.10.2020. Из личного архива автора.
  15. Интернет-интервью В. Казакова Р. Шиженскому 14.10.2020. Из личного архива автора.
  16. Интернет-интервью В. Сплина Р. Шиженскому 08.10.2020. Из личного архива автора.
  17. Интернет-интервью Допчун-оол Кара-оол Тюлюшевича Р. Шиженскому 10.11.2020. Из личного архива автора.
  18. Интернет-интервью Д. Гаврилова Р. Шиженскому 10.10.2020. Из личного архива автора.
  19. Интернет-интервью Е. Васильева Р. Шиженскому 07.10.2020. Из личного архива автора.
  20. Интернет-интервью Е. Нечкасова Р. Шиженскому 12.10.2020. Из личного архива автора.
  21. Интернет-интервью Зайца Р. Шиженскому 08.10.2020. Из личного архива автора.
  22. Интернет-интервью К. Соболевски Р. Шиженскому 10.10.2020. Из личного архива автора.
  23. Интернет-интервью Н. Топчий Р. Шиженскому 11.10.2020. Из личного архива автора.
  24. Интернет-интервью Н. Топчий Р. Шиженскому 12.10.2020. Из личного архива автора.
  25. Интернет-интервью Н. Ярмаковского Р. Шиженскому 26.10.2020. Из личного архива автора.
  26. Интернет-интервью Р. Безертинова Р. Шиженскому 02.11.2020. Из личного архива автора.
  27. Интернет-интервью С. Сесер-ооловны Р. Шиженскому 04.11.2020. Из личного архива автора.
  28. Интернет-интервью Х. Моргоева Р. Шиженскому 11.10.2020. Из личного архива автора.
  29. Лункин Р. Н. Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавируса // Научно-аналитический вестник института Европы РАН. М.: Институт Европы РАН. 2020. № 2 (14). С. 104–109.
  30. Нативизм // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/nativizm (дата обращения: 25.10.2020).
  31. Свет Сварога. URL: https://kletnyals.ucoz.ru/index/kapishhe_svaroga/0-4 (дата обращения: 19.12.2020).
  32. Симонов В. В. Церковный универсализм и секулярный глобализм на перекрестке мирового кризиса // Российский журнал истории церкви. М.: ООО «Силицея-Полиграф». 2020. Т. 1. № 2. С. 5–21.
  33. Суровегина Е. Интервью с Темногором (Алексеем Владимировичем Темногором) // Colloquium Heptaplomeres: научный альманах. Вып. IV / сост. А. А. Бесков, Р. В. Шиженский. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 146–149.
  34. Училище Родной Веры Славян. URL: https://www.urvs.org/ (дата обращения: 20.12.2020).
  35. Язькова В. Е. Католическая Церковь в Италии в условиях пандемии коронавируса // Современная Европа. М.: Институт Европы РАН. 2020. № 4 (97). С. 165–175.
  36. Akademia Żerców. URL: https://www.facebook.com/AkademiaZercow/ (дата обращения: 20.12.2020).
  37. itemple. Виртуальный вайншанский алтарь. URL: https://mirved.com/itemple/ (дата обращения: 19.12.2020).
  38. Оf gods & holidays. The Baltic heritage / J. Trinkunas, ed. Vilnius: Tverme, 1999.
  39. Panin S. Pagan Communities in the Time of Pandemic // Talk About: Law and Religion. Blog of the International Center for Law and Religion Studies. URL: https://talkabout.iclrs.org/2020/08/06/pagan-communities-in-the-time-of-pandemic/?fbclid=IwAR32UflcPpnnQCJC-0kq7xlNnwbAobNmbD49Jkl9kQhzK6qHHw3frG_2ZM (дата обращения: 26.10.2020).
  40. RKP — Warmińsko-Mazurskie, o. Olsztyn. URL: https://www.facebook.com/OlsztynRKP/ (дата обращения: 07.10.2020).

Данные об авторе

Шиженский Роман Витальевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Балтийский федеральный университет им. И. Канта; Российская Федерация, 236022, г. Калининград, ул. Чернышевского, 56а;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8765-2241;
Электронный адрес: heit@inbox.ru.

Благодарности

Данное исследование было поддержано из средств субсидии, выделенной на реализацию Программы повышения конкурентоспособности БФУ им. И. Канта.