/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение

Вестник ПСТГУ I :97

БОГОСЛОВИЕ

Грацианский Михаил Вячеславович

Вопрос делегирования полномочий в послании папы Иннокентия I к Руфу Фессалоникскому

Грацианский М. В. Вопрос делегирования полномочий в послании папы Иннокентия I к Руфу Фессалоникскому // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 11-32

DOI: 10.15382/sturI202197.11-32
В статье анализируется послание 412 года папы Иннокентия I (402–417) епископу Фессалоники Руфу, сохранившееся в составе так называемого Фессалоникского собрания — подборки папских писем иллирийским епископам IV–V вв. Послание является распорядительным документом, посредством которого папа наделяет епископа Фессалоники полномочиями в отношении церковного судопроизводства в Восточном Иллирике, префектуре Восточной Римской империи. Задачей статьи является изучение и выяснение состава и характера этих полномочий, а также тех правовых оснований, которые позволили Папе Римскому считать, что он обладает властью такие полномочия делегировать. Иннокентий I наделяет Руфа Фессалоникского правом принимать от церквей провинциального уровня апелляции «вместо» (vice) папы, что дало повод исследователям говорить о создании Иннокентием фессалоникского папского «викариата». Иннокентий также предписывает Руфу географические границы новой юрисдикции и порядок рассмотрения «церковных дел» в этих границах. Автор статьи делает предположение, на каких конкретно канонических и государственно-административных постановлениях римский епископ мог основывать свое восприятие наличия у него полноты церковной власти и как это восприятие влияло на состав и характер делегируемых фессалоникскому епископу прерогатив. Представление римских пап о наличии у них полноты церковной власти, которую они могут делегировать на более низкие, по их мнению, уровни церковного управления, сравнивается с римской государственно-правовой системой, в рамках которой полнотой власти обладал император, делегировавший свои судебные и административные полномочия сановникам империи, которые обозначались термином vice sacra iudicantes. Автором делается вывод, что Римский папа действовал в рамках той же логики. Между тем, гражданские чиновники, обозначаемые термином vice sacra iudicantes, далеко не всегда назывались викариями. Потому представляется неуместным прилагать к епископу Фессалоники не зафиксированный источниками титул «папского викария», а к церквам Восточного Иллирика наименование «папского викариата».
папа Иннокентий I, Руф Фессалоникский, Фессалоникское собрание, папский викариат, викарий, делегирование полномочий, апелляция, plenitudo potestatis, vice sacra iudicantes
  1. Бартошек М. Римское право. Понятие, термины, определения. М.: Юридическая литература, 1989.
  2. Виллемс П. Римское государственное право. Киев, 1890. Вып. 2.
  3. Грацианский М. В. Акты 531 г. как обрамление «Фессалоникского собрания»: экклезиологические и канонические аспекты дела Стефана Ларисского // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 92. С. 19–38.
  4. Грацианский М. В. Исторический и идейный контекст послания папы Геласия I «Famuli vestrae pietatis» // Византийский временник. 2019. Т. 103. С. 85–112.
  5. Грацианский М. В. Папа Сириций (384–399) и римская экклезиология в эпоху после окончания арианских споров // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 88. С. 11–29.
  6. Грацианский М. В. Роль и место Римской Церкви в межцерковных отношениях в понтификат Иннокентия I (402–417) // Византийский временник. 2020. Т. 104. С. 64–89.
  7. Грацианский М. В. «Фессалоникское собрание»: проблема подлинности источника о церковно-политическом положении Иллирика в V–VI вв. // Кондаковские чтения — VI: Античность — Византия — Древняя Русь: Материалы VI международной научной конференции. Белгород, 2019. С. 128–135.
  8. Грацианский М. В. Церковно-административное содержание термина «экзарх диоцеза» 9-го и 17-го правил Халкидонского собора и вопрос о подсудности дел против митрополита // Античная древность и Средние века. 2020. Т. 48. С. 53–73.
  9. Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: Обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. № 89. С. 26–48.
  10. Грацианский М. В. Res divinae и res saeculares в восприятии папы Льва Великого: К предысто рии возникновения геласианской теории // Вестник древней истории. 2020. Т. 80. № 4. С. 1103–1114.
  11. Дождев Д. В. Римское частное право. М.: Инфра М–Норма, 1996.
  12. Дыдынский Ф. Латинско-русский словарь к источникам римского права. По изданию 1896 года. М.: Спарк, 1997.
  13. Захаров Г. Е. Внешняя коммуникация и богословская традиция Римской Церкви в эпоху арианских споров. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
  14. Лепорский П. И. История Фессалоникского экзархата до времени присоединения к Константинопольскому патриархату. СПб., 1901.
  15. Троицкий С. В. О смысле 9-го и 17-го канонов Халкидонского Собора // Журнал Московской патриархии. 1961. № 2. С. 57–65.
  16. Barbati S. I iudices ordinarii nell’ ordinamento giudiziario tardoromano // Jus. 2007. Vol. 1. P. 67–136.
  17. Barnard L. W. The Council of Serdica A.D. 343. Sofi a: Synodal Publishing House, 1983.
  18. Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München: C. H. Beck’sche Verlagsbuchhandlung, 1959.
  19. Behrends O. Der assessor zur Zeit der klassischen Rechtswissenschaft // Zeitschrift für Rechtsgeschichte. 1969. Bd. 86. S. 192–226.
  20. Berger A. Encyclopedic Dictionary of Roman Law. N. Y.: The American Philosophical Society, 1953.
  21. Blaudeau Ph. Le Siège de Rome et l’Orient (448–536). Étude géo-ecclésiologique. (Collection de l’École française de Rome, 460). Rome: École française de Rome, 2012.
  22. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. 1. Tübingen: Verlag von J. C. Β. Μοhr (Ρaul Siebeck), 1930.
  23. Cimma M. R. L’episcopalis audientia nelle costituzioni imperiali da Costantino a Giustiniano. Torino: Giappichelli, 1989.
  24. Dunn G. D. Zosimus and Ravenna: Confl ict in the Roman Church in the Early Fifth Century // Revue d’études augustiniennes et patristiques. 2016. Vol. 62. P. 1–20.
  25. Dunn G. D. Innocent I and Rufus of Thessalonica // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 2009. Bd. 59. P. 51–64.
  26. Dunn G. D. The Appeal of Apiarius to the Transmarine Church of Rome // Journal of the Australian Early Medieval Association. 2012. Vol. 8. P. 9–29.
  27. Fichtenau H. Arenga. Spätantike und Mittelalter im Spiegel von Urkundenformeln. Graz; Köln: Verlag Hermann Böhlaus Nachf., 1957.
  28. Gassmann P. Der Episkopat in Gallien im 5. Jahrhundert. Bonn: Rheinische Friedrich-WilhelmsÜhiversität, 1977.
  29. Gaudemet J. L’Église dans l’empire romain. Paris: Les Éditions SIREY, 1958.
  30. Greenslade S. L. The Illyrian Churches and the Vicariate of Thessalonica, 378–95 // The Journal of Theological Studies. 1945. Vol. 46. No. 181/182. P. 17–30.
  31. Gutsfeld A. Der Prätorianerpräfekt und der kaiserliche Hof im 4. Jahrhundert n. Chr. // Comitatus. Beiträge zur Erforschung des spätantiken Kaiserhofes / A. Winterling, Hrsg. Berlin: Akademie Verlag, 1998. S. 75–102.
  32. Hajjar J. Le synode permanent (Synodos endemousa) de l’Eglise byzantine des origines jusqu’ au XIe siècle. [Orientalia Christiana Analecta; 164]. Roma: Pontifi cium Institutum Orientalium Studiorum, 1962.
  33. Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit. Bd. 1. Urach; Stuttgart: Port Verlag, 1950.
  34. Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxford: Oxford University Press, 2002.
  35. Jones A. H. M. The Later Roman Empire 284–602. Vol. 1. Oxford: Basil Blackwell, 1964.
  36. Kaser M., Hackl K. Das römische Zivilprozessrecht. München: Verlag C. H. Beck, 1996.
  37. Langgärtner G. Die Gallienpolitik der Päpste im 5. und 6. Jahrhundert. Eine Studie über den apostolischen Vikariat von Arles. Bonn: Peter Hanstein Verlag, 1964.
  38. Macdonald J. Who Instituted the Papal Vicariate of Thessalonica? // Studia Patristica. 1961. Т. 4. P. 478–482.
  39. Mathisen R. W. Ecclesiastical Factionalism and Religious Controversy in Fifth-Century Gaul. Washington, DC: The Catholic University of America Press, 1989.
  40. Merdinger J. E. Rome and the African Church in the Time of Augustine. New Haven; L.: Yale University Press, 1997.
  41. Migl J. Die Ordnung der Ämter. Prätorianerpräfektur und Vikariat in der Regionalverwaltung des Römischen Reiches von Konstantin bis zur Valentinianischen Dynastie. Frankfurt am Main: Peter Lang, 1994.
  42. Mommsen Th. Römisches Staatsrecht. Bd. 2. Abt. 1. Leipzig: Verlag von S. Hirzel, 1874.
  43. Moreau D. La partitio imperii et la géographie des Balkans: entre géopolitique et géoecclésiologie // Costellazioni geo-ecclesiali da Costantino a Giustiniano: Dalle chiese ‘principali’ alle chiese patriarcali. XLIII Incontro di Studiosi dell’ Antichità Cristiana (Roma, 7–9 maggio 2015) (Studia Ephemeridis Augustinianum. 149). Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2017. P. 255–285.
  44. Moreau D. Le processus de compilation des collections canoniques italiennes pendant l’Antiquité // Cristianesimo nella storia. 2018. Vol. 39. P. 41–70.
  45. Noethlichs K. L. Strukturen und Funktionen des spätantiken Kaiserhofes // Comitatus. Beiträge zur Erforschung des spätantiken Kaiserhofes / A. Winterling, Hrsg. Berlin: Akademie Verlag, 1998. S. 13–49.
  46. Noethlichs K. L. Zur Entstehung der Diözesen als Mittelinstanz des spätrömischen Verwaltungssystems // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. 1982. Bd. 31. S. 70–81.
  47. Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Vol. 2. Rome: École française de Rome, 1976.
  48. Pietri Ch. La géographie de l’Illyricum ecclésiastique et ses relations avec l’Église de Rome (Ve–VIe siècles) // Villes et peuplement dans l’Illyricum protobyzantin. Actes du colloque de Rome (12–14 mai 1982). (Publications de l’École française de Rome, 77). Rome: École Française de Rome, 1984. P. 21–62.
  49. Rainer J. M. Römisches Staatsrecht. Republik und Prinzipat. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2006.
  50. Rinolfi C. M. A. Episcopalis audientia e arbitrato // Princìpi generali e techniche operative del processo civile romano nei secoli IV–VI d.C. Atti del Convegno Parma, 18 e 19 giugno 2009 / A cura di S. Puliatti e U. Agnati. Parma: Monte Univesità Parma, 2009. P. 191–239.
  51. Schwartz E. Das Nicaenum und das Constantinopolitanum auf der Synode von Chalkedon // Zeitschrift für die Neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älteren Kirche. 1926. Bd. 25. S. 38–88.
  52. Selb W. Episcopalis audientia von der Zeit Konstantins bis zur Nov. XXXV Valentinians III // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte: Romanistische Abteilung. 1967. Bd. 84/1. S. 162–217.
  53. Slootjes D. Late Antique Administrative Structures: On the Meaning of Dioceses and their Borders in the Fourth Century // Aspects of Ancient Institutions and Geography. Studies in Honor of Richard J.A. Talbert / L. Brice, D. Slootjes, ed. Leiden: Brill, 2014. P. 177–195.
  54. Snively C. Macedonia in Late Antiquity // A Companion to Ancient Macedonia / J. Roisman, I. Worthington, ed. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010. P. 545–571.
  55. Stephens Ch. W. B. Canon Law and Episcopal Authority. The Canons of Antioch and Serdica. Oxford: Oxford University Press, 2015.
  56. Streichhan F. Die Anfänge des Vikariates von Thessalonich // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1922. Bd. 12. № 1. S. 330–384.
  57. Streichhan F. Nochmals die Anfänge des Vikariats von Thessalonich // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1928. Bd. 17. № 1. S. 538–548.
  58. Тодоров М. Императорското законодателство относно епископския съд (episcopalis audientia) в теодосиевия кодекс // Ius Romanum. 2015. № 2. С. 669–682.
  59. Ullmann W. Der Grundsatz der Arbeitsteilung bei Gelasius I. // Historisches Jahrbuch. 1978. Bd. 97–98. S. 41–70.
  60. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. [Päpste und Papsttum 18]. Stuttgart: Anton Hiersemann, 1981.
  61. Wiewiorowski J. The Judiciary of Diocesan Vicars in the Later Roman Empire. Poznań: Wydawnictwo Naukowe UAM, 2015.
  62. Wojtowytsch M. Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440–461). Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart: Anton Hiersemann, 1981.
  63. Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l’empire romain. P.: Édition de Boccard, 1918.

Грацианский Михаил Вячеславович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1, комната 418;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6981-3216;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.
Цыпина Лада Витальевна; Собольникова Елена Николаевна

Духовный пилигримаж в средневековой английской мистике XIVв.: когнитивные схемы и нарративные практики

Цыпина Л. В., Собольникова Е. Н. Духовный пилигримаж в средневековой английской мистике XIVв.: когнитивные схемы и нарративные практики // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 33-56

DOI: 10.15382/sturI202197.33-56
В статье через концептуальную метафору пилигримажа души реконструируются когнитивные схемы и нарративные практики позднесредневековой вернакулярной английской мистики XIV столетия. Двусоставность и методологическая продуктивность данной метафоры определяет цель и структуру статьи. В первом разделе наследие виртуозов духовного делания анализируется в соответствии с предложенной Дж. Лакоффом и М. Джонсоном гипотезой пространственного представления формы. Сходство учений Ролла, Хилтона, автора «Облака незнания» и Юлианы Нориджской определяется основанной на опыте перемещения в пространстве кинестетической схемой «источник–путь–цель». Она позволяет устанавливать корреляцию между областью движения, отправной точкой которого является падшее состояние человека, и областью цели, заключающейся в восстановлении образа Божьего в человеке. Ориентация данной схемы по линии времени реализуется как сценарий трансформации человека на пути к Богу в рамках аффективной духовности. Различие типов «интровертного паломничества» объясняется комбинациями иерархических лестничных построений со схемами части и целого, центра и периферии, вместилища, что позволяет разомкнуть пилигримаж возрастающей в Боге души в бесконечность. Во втором разделе рассматриваются взаимоотношения мистика и социума в концептуальной оптике П. Бурье и М. Фуко. В ситуации нарастающего плюрализма религиозной жизни английский вернакулярный мистицизм XIV в. отражает изменчивые способы посредничества между личностным началом и обобщенными канонами традиционной культуры. Нарративные практики не столько служат риторическими инструментами для освоения богословских истин посредством лирики, сколько превращаются в ряд концентрированных правил и инструкций, способствующих размыванию иерархичности религиоз-ного поля. Английские мистики адаптируют традиционные монашеские практики благочестия — чтение божественного Писания, размышление, молитву и созерцание — к нуждам не имеющих допуска к инструментам латинской культуры мирян. Это способствует формированию островной версии «нового благочестия», ориентированного на идеал «смешанной жизни». Лирически переосмысленная «грамматика спасения» предвосхищает проторенессансные концепции человеческого совершенства, восстановленного неиссякаемой любовью Отца в Сыне, и создает условия для протореформационных реконфигураций религиозного поля.
вернакулярная мистика, пилигримаж души, кинестетическая схема пути, нарративные практики, антиметафоры, активная, созерцательная и смешанная жизнь, Р. Ролл, автор «Облака незнания», У. Хилтон, Юлиана Нориджская
  1. Андиа де И. Unio Mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012.
  2. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29–42.
  3. Бурдье П. Генезис и структура поля религии // Он же. Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. С. 7–74.
  4. Дресвина Ю. Ю. Женское богословие в позднесредневековой Англии и его частный случай “Книга Марджери Кемп” // Средние века. 2008. Вып. 68 (2). С. 33–44.
  5. Дресвина Ю. Откровения Божественной Любви Юлианы Нориджской // Юлиана Нориджская. Откровения Божественной Любви / пер. Ю. Дресвиной. М., 2010. C. 19–61.
  6. Коваль-Темниковский Ю. Я. «Облако незнания» и образы невыразимого: О символизме анонимного английского трактата: дис. … канд. фил. наук: 10.01.03. МГУ. М., 2005.
  7. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Гнозис, 2011.
  8. Малевич Т. В. Мистическая практика «Облака незнания» в контексте когнитивной теории метафоры // Aliter. 2012. № 2. С. 16–29.
  9. Малевич Т. В. Теория мистического опыта: историография и перспективы. М.: ИФРАН, 2014.
  10. Никола М. И. Жанровые особенности средневековой английской мистики // Филология и культура. 2013. Вып. 2 (32). С. 164–167.
  11. Суприянович А. Г. В слезах и во славе. Гендер, власть и идентичность в средневековой Западной Европе. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017.
  12. Топорова А. В. Религиозная жизнь средневековой Италии в зеркале литературы. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018.
  13. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-cad, 1994.
  14. Юлиана Нориджская. Откровения Божественной Любви / пер. Ю. Дресвиной. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010.
  15. Ancrene Riwle // Anchoritic Spirituality / A. Savage, N. Watson, trans. N. Y.: Paulist, 1991. P. 41–207.
  16. Arnold J. Introduction: A History of Medieval Christianity // The Oxford Handbook of Medieval Christianity / J. Arnold, ed. Oxford: Oxford University Press, 2014. P. 1–22.
  17. Baker D. N. The active and contemplative leaves in Rolle, the Cloud–Author and Hilton // The Medieval Mystical Tradition in England, Ireland and Wales: Exeter Symposium VI / M. Glasscoe, ed. Cambridge, 1999. P. 85–102.
  18. Bendon D. C. Mysticism and Space. Space and Spatiality in the Works of Richard Roll, the Cloud of Unknowing Author and Julian of Norwich. Washington, DC: Catholic University of America Press, 2008.
  19. Chewning S. M. Gladly Alone, Gladly Silent: Isolation and Exile in the Anchoritic Mystical Experience // Anchorites, Wombs and Tombs: Intersections of Gender and Enclosure in the Middle Ages / L. H. McAvoy, ed. Cardiff : University of Wales Press, 2005. P. 103–115.
  20. Corbellini S., Steckel S. The Religious Field during the Long Fifteenth Century: Framing Religious Change beyond Traditional Paradigms // Church History and Religious Culture. 2019. Vol. 99. P. 303–329.
  21. Cousins E. Francis of Assisi: Christian Mysticism at the Crossroads // Mysticism and Religious Traditions / S. Katz, ed. Oxford: Oxford University Press, 1983. P. 163–190.
  22. Dobson E. J. The Date and Composition of Ancrene Wisse // Proceedings of the British Academy. 1966. Vol. 52. P. 181–208.
  23. Ellis R., Fanous S. 1349–1412 // The Cambridge Companion to Medieval English Mysticism / V. Gillespie, S. Fanous, ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. P. 133–162.
  24. Finke L. A. Feminist Theory, Women’s Writing. N. Y.: Cornell University Press, 1992.
  25. Gardiner F. C. The Pilgrimage of Desire. The study of Theme and Genre in Medieval Literature. Leiden: Brill, 1971.
  26. Hilton W. The Scale (or Ladder) of Perfection / L. Sherley-Price, trans., C. Wolters, ed. L.: Creative Media Partners, LLC, 2015.
  27. Hilton W. Treatise written to a devout man // Hilton W. The Scale (or Ladder) of Perfection / L. Sherley-Price, trans., C. Wolters, еd. L.: Creative Media Partners, LLC, 2015. P. 139–154.
  28. Hodgson P. The treatise and its author // The Cloud of Unknowing and related treatises / P. Hodgson, ed. Salzburg: Institut für Anglistik und Amerikanistik, Universität Salzburg, 1982. P. I–XII.
  29. Johnston W. The Mysticism of Cloud of unknowing: a modern interpretation. N. Y.: Fordham University Press, 2000.
  30. Knowles D. The English Mystical Tradition. N. Y.: Harper, 1961.
  31. Lamm J. A. Guide to Christian Mysticism // The Wiley-Blackwell Companion to Christian Mysticism / J. Lamm, ed. Wiley-Blackwell, 2013. P. 1–24.
  32. Lutton R. From micro- to macro-processes of religious change // Church History and Religious Culture. 2019. Vol. 99. P. 412–439.
  33. Magill K. J. Julian of Norwich Mystic or Visionary. L.; N. Y.: Routledge, 2006.
  34. Manter L. Rolle Playing: “And the Word Became Flesh” // The Vernacular Spirit: Essays on Medieval Religious Literature / R. Blumenfeld-Kosinski, ed. N. Y: Palgrave, 2002. P. 15–37.
  35. McGinn B. The Growth of Mysticism. L.: SCM Press, 1994.
  36. McGinn B. The Varieties of Vernacular Mysticism. N. Y.: Herder & Herder, 2012.
  37. Minnis A. J. Affection and Imagination in ‘The Cloud of Unknowing’ and Hilton’s ‘Scale of Perfection’ // Traditio. 1983. Vol. 39. P. 323–366.
  38. Novotny T. Julian of Norwich: How did she know what she knew? // History of education. 2019. Vol. 48 (5). P. 557–574.
  39. Peters B. Julian of Norwich’s showings and the Ancrene Riwle: Two rhetorical confi gurations of mysticism // Rhetoric Review. 2008. № 27 (4). P. 361–378.
  40. Pollard W. F., Boenig R. Richard Rolle and the ‘Eye of the Heart’ // Mysticism and Spirituality in Medieval England / W. F. Pollard, R. Boenig, eds. Woodbridge, 1997. P. 85–105.
  41. Ranft P. Women in Western Intellectual Culture. 600–1500. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2008. P. 71–90.
  42. Renevey D. Mysticism and the Vernacular // The Wiley-Blackwell Companion to Christian Mysticism / J. Lamm, ed. Wiley-Blackwell, 2013. P. 562–576.
  43. Renevey D. Name Above Names: The Devotion to the Name of Jesus from Richard Rolle to Walter Hilton’s ‘Scale of Perfection I’ // The Medieval Mystical Tradition in England, Ireland and Wales: Exeter Symposium VI / M. Glasscoe, ed. Cambridge: Boydell & Brewer Ltd., 1999. P. 103–121.
  44. Riehle W. The Secret Within: Hermits, Recluses, and Spiritual Outsiders in Medieval England. Ithaca; L.: Cornell University Press, 2014.
  45. Rolle R. The Fire of Love / R. Misyn, trans. L.: Methuen & Co. Ltd. 2010. Rush R. M. “Alle in generalle and nothing in specialle”: General and Special in Julian of Norwich’s Revelation of Love // The Journal of English and Germanic Philology. 2016. Vol. 115 (1). P. 79–94.
  46. Shon F. The Teleological Element in Richard Rolle’s “Contra amatores mundi” // The Modern Language Review. 2006. Vol. 101. № 1. P. 1–15.
  47. Steckel S. Historicizing the Religious Field Adapting Theories of the Religious Field for the Study of Medieval and Early Modern Europe // Church History and Religious Culture. 2019. Vol. 99. P. 331–370.
  48. Sutherland A. The Middle English Mystics // The Blackwell Companion to the Bible in English Literature / R. Lemon et al., ed. Wiley-Blackwell, 2009. P. 85–99.
  49. The Cloud of Unknowing and other works / C. L. Wolters, trans. L.: Penguin Classic, 1978.
  50. The Idea of the Vernacular: An Anthology of Middle English Literary Theory 1280–1520 / J. Wogan-Browne et al., ed. Pennsylvania: Pennsylvania State University Press, 1999.
  51. The Vernacular Spirit: Essays on Medieval Religious Literature / R. Blumenfeld-Kosinski et al., ed. N. Y.: Palgrave, 2002.
  52. Turner V. Image and Pilgrimage in Christian Culture. N. Y.: Columbia University Press, 1978.
  53. Watson N. Censorship and Cultural Change in Late-Medieval England: Vernacular Theology, the Oxford Translation Debate, and Arundel’s Constitutions of 1409 // Speculum. 1995. Vol. 70 (4). P. 822–844.
  54. Watson N. Richard Rolle and the Invention of Authority. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.
  55. Watson N. The Middle English Mystics // The Cambridge History of Medieval English Literature / D. Wallace, ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. P. 539–565.
  56. Whitehead C. The Late Fourteen Century English Mystics // The Wiley-Blackwell Companion to Christian Mysticism / J. Lamm, ed. Wiley-Blackwell, 2013. P. 357–372.

Цыпина Лада Витальевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт философии СПбГУ; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7307-3874;
Электронный адрес: l.cypina@spbu.ru.

Собольникова Елена Николаевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: СЗГМУ им. И. И. Мечникова; Российская Федерация, 195067, г. Санкт-Петербург, Пискарёвский проспект, 47;
Должность: доцент кафедры гуманитарных наук, экономики и права;
ORCID: 0000-0001-8129-1855;
Электронный адрес: sobolnikova@list.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-111-50446.

ФИЛОСОФИЯ

Черняев Анатолий Владимирович; Цыганков Александр Сергеевич

Н. А. Бердяев в Голландии: к истории католической рецепции русской мысли 1920-х–1930-х гг.

Черняев А. В., Цыганков А. С. Н. А. Бердяев в Голландии: к истории католической рецепции русской мысли 1920-х–1930-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 59-72

DOI: 10.15382/sturI202197.59-72
В статье предлагается историко-философская реконструкция католической рецепции идей Н. А. Бердяева в Голландии 1920–1930-х гг. На основании изучения материалов голландской периодической печати (газетных статей, интервью и лекционных программ) соответствующего периода воссоздана история нидерландских выступлений философа в 1929, 1931 и 1937 гг., а также его контактов с представителями интеллектуального сообщества Голландии. Отдельное внимание уделено анализу тематических направлений католической рецепции идей Н. А. Бердяева, среди которых выделяются критика советского коммунизма и секуляризационных процессов внутри либерального капиталистического строя. Устанавливается, что концепция Н. А. Бердяева была положительно воспринята в среде голландских католиков, стоявших на позиции «интегрального гуманизма» и стремившихся к преодолению культурного кризиса, охватившего Западную Европу, путем возрождения религиозности. Определяется значение голландского эпизода творческой биографии Н. А. Бердяева в контексте его идейной эволюции. Историко-философский анализ докладов философа, прочитанных в Нидерландах, позволяет внести коррективы в историю формирования и реализации замысла ряда его ключевых работ. Показано, что лекционные поездки в Голландию способствовали плодотворному диалогу с представителями голландского философского и религиозного сообщества, в ходе которого мыслитель получал возможность для распространения, уточнения и развития своих идей.
русская философия в эмиграции, зарубежная рецепция русской философии, Новое Средневековье, Н. А. Бердяев, Ж. Маритен
  1. Волкогонова О. Д. Бердяев. М., 2010.
  2. Цыганков А. С., Оболевич Т. Голландский эпизод философской биографии С. Л. Франка (новые материалы). М., 2020.
  3. Jacobs F., Jacobs F. Markante denkers. 100 jaar fi losofi e aan de Internationale School voor Wij sbegeerte. Leusden, 2016.
  4. Maritain R. Die großen Freundschaften. Begegnungen mit Henri Bergson, Léon Bloy, Jacques Maritain, Pierre van der Meer de Walcheren, Charles Péguy, Ernest Psichari, Georges Rouault, Pierre Termier und anderen Zeugen des Glaubens. Heidelberg: Kerle, 1954.
  5. Maters M. Van zachte wenk tot harde hand: persvrij heid en persbreidel in Nederlands-Indië, 1906–1942. Amsterdam, 1998.
  6. Witte R. De Indische radio-omroep: overheidsbeleid en ontwikkeling, 1923–1942. Amsterdam, 1998.

Черняев Анатолий Владимирович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, 12, стр.1;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2019-5330;
Электронный адрес: chernyaev@iph.ras.ru.

Цыганков Александр Сергеевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт Философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д.12, стр.1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-1216-1042;
Электронный адрес: m1dian@yandex.ru.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19-011-00764 А.
Петрова Любовь Алексеевна

Апофатическое богословие в философской мысли Жака Деррида: опыт чистой молитвы и анагогический язык гимна

Петрова Л. А. Апофатическое богословие в философской мысли Жака Деррида: опыт чистой молитвы и анагогический язык гимна // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 73-88

DOI: 10.15382/sturI202197.73-88
В статье рассматривается образ негативной теологии в работах Жака Деррида на примере богословия Псевдо-Дионисия Ареопагита. В своем эссе «Как избежать разговора: денегации» Деррида обращается к текстам Дионисия для прояснения своей позиции в отношении негативной теологии и возможностей ее сопоставления с основными положениями деконструкции. Деррида обозначает границу, отделяющую деконструкцию от стратегий негативной теологии, представленных в Ареопагитиках, полагая ее в присущей отрицательному богословию «онтологической ставке сверхбытийственности». Стремление за пределы бытия, характерное для Дионисия и других авторов христианского апофазиса, конституируется, по мнению Деррида, «интуитивным телосом», сверхбытийственным референтом речи, неизбежность которого содержится в самой структуре языка. Одной из форм обнаружения указанного «интуитивного телоса» выступает «адресация к другому», проявляющаяся в молитве и славословии, включенных в дискурс негативной теологии. Говоря о молитве, Деррида понимает ее предельно строго и узко, как акт адресации к другому, выраженный в просьбе, поисках выхода, мольбе и т. д., исключающий любые формы предикации, в том числе и именование адресата. В этом отношении христианская молитва Дионисия не является тем, что Деррида называет «чистым опытом молитвы», поскольку в ней присутствуют элементы гимна, в частности указание на троичность и сверхсущностность Бога. И у Деррида, и у Дионисия молитва выступает модусом доступа к тайне за пределами утверждения и отрицания. Но если тайна неведения Дионисия стремится быть тайной Троицы, то в случае Деррида речь идет о тайне тотальной инаковости Бога не только «без Бытия», но и вне Откровения. В статье показано, что богословие Дионисия Ареопагита, не делающее различия между молитвой и гимном, в дерридианской деконструктивистской оптике оказывается примером апофазиса, не выдерживающего чистоты своего принципа и склоняющегося к онтотеологической диспозиции.
негативная теология, Деррида, апофатика, Дионисий Ареопагит, деконструкция, молитва, гимн, панегирик, славословие, онтотеология
  1. Автономова Н. С. Философский язык Жака Деррида. М.: РОССПЭН, 2011.
  2. Волчков А. С. Теологические аспекты критической герменевтики Жака Деррида и ее роль в библейских исследованиях: дис. … канд. теологии: 26.00.01. М., 2019.
  3. Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Минск: Экономпресс, 2001.
  4. Гурко Е. Тексты деконструкции. Томск: Водолей, 1999.
  5. Де Андиа И. Unio Mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2012.
  6. Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника / пер. Г. М. Прохоров. СПб.: Алетейя; Изд-во Олега Абышко, 2002.
  7. Дробышев В. Н. Феноменология апофазиса. СПб.: Изд-во РХГА, 2014.
  8. Коначева С. А. Бог после Бога: пути постметафизического мышления. М.: РГГУ, 2019.
  9. Петров В. Учение об анагогической молитве у Ямвлиха и Прокла и его рецепция в христианском платонизме // Платоновский сборник. М.; СПб.: РГГУ–РХГА, 2013. Т. II. С. 242–263.
  10. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3.
  11. Ямпольская А. Феноменология как снятие метафизики? // Логос. 2011. № 3 (82). С. 107–123.
  12. Bradley А. Negative Theology and Modern French Philosophy. L.; NY.: Routledge, 2004.
  13. Caputo J. The Prayers and Tears of Jacques Derrida: Religion without Religion. Bloomington: Indiana University Press, 1997.
  14. Derrida J. Comment ne pas parler: Dénégations // Psyché. Inventions de l’autre. P.: Galilée, 1987. P. 535–596.
  15. Derrida J. La Diff érance // Idem. Marges de la philosophie. P.: Les Éditions de Minuit, 1972. P. 1–29.
  16. Derrida J. Violence et métaphysique: Essai sur la pensée d’Emmanuel Levinas (première partie) // Revue de Métaphysique et de Morale. 1964. № 3. P. 322–354.
  17. Manoussakis J. P. God after Metaphysics: A theological Aesthetic. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press, 2007.
  18. Pseudo-Denys l’Aréopagite. Les Noms divins & La Théologie mystique / Introduction, traduction et notes de Ysabel de Andia. P.: Cerf, 2016.

Петрова Любовь Алексеевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Социологический институт Российской академии наук; Российская Федерация, 190005, г. Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14;
Должность: cтарший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5857-8636;
Электронный адрес: par-excellence@yandex.ru.
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект №18-18-00134, «Наследие византийской философии в русской и западноевропейской философии XX–XXI вв.».

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Шиженский Роман Витальевич

Религиозный нативизм в России «эпохи» ковида

Шиженский Р. В. Религиозный нативизм в России «эпохи» ковида // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 91-104

DOI: 10.15382/sturI202197.91-104
Изменения, вызванные распространением Covid-19, не только сказались на экономической и социальной сферах, но и оказали значительное влияние на религиозную составляющую жизни российского социума. Если информация о влиянии пандемии на традиционные конфессии регулярно освещается в СМИ и сообщениях лидеров, то данные о состоянии нативистского сегмента религиозного пространства Российской Федерации остаются вне информативного и, следовательно, вне исследовательского поля. Следует отметить тот факт, что, несмотря на молодость неоязыческого движения как одного из ярких направлений новых религиозных движений (русское родноверие берет свое начало в конце 1970-х гг., польское — с начала XIX в.) и относительную малочисленность постоянной группы — сообщества адептов (по данным лидеров общин, в Российской Федерации представителей славянского язычества насчитывается от 120 до 320 тыс. человек, в республике Польша количество «родзимоверцев» составляет около 2 тыс. последователей), нативизм активно развивается и находится в стадии перманентной пролификации. Фиксируемой пассионарности представители конструируемого этноориентированного доавраамического мировоззрения полностью обязаны фигуре идеолога конкретного объединения, движения в целом. Именно лидеры — жрец, старейшина, шаман, волхв — выступают единственным аккумулятором идей и практик, эксцессивным проводником нативизма. В статье, основанной на интернет-интервьюировании представителей феномена нативизма XXI в. (Россия, Польша), рассматривается комплекс реакций исследуемого сообщества на последствия появления и диссеминации вируса. В опросе приняли участие лидеры и рядовые представители славянского родноверия, неотрадиции (нетрадиционного язычества), шаманизма, литовского язычества, асатру (германо-скандинавской традиции), «шуйного пути» (пути левой руки), ирон дин (осетинской традиционной веры). Несмотря на отсутствие единой точки зрения при характеристике влияния вируса на нативизм, в результате анализа полученного материала выявлены три основных типа ответов нативистов на распространение пандемии. К ним относятся мифологическая, конспирологическая и санационная теории.
Covid-19, нативизм, современное славянское язычество, опрос, праздник, изоляция, языческие боги, община
  1. Велеслав. Духовный Пир во время чумы (Учение Великой Нави в эпоху коронавируса) // Учение Великой Нави. URL: https://vk.com/wall-159677217_414 (дата обращения: 03.11.2020).
  2. Велимир. Дарна — учение о жизни в Природе и обществе. Брошюра № 9. Троицк: Тровант, 2009.
  3. Верховный шаман России призвал провести совместный обряд против коронавируса // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/8013113 (дата обращения: 12.11.2020).
  4. Виртуальный алтарь для обучения ведьм. URL: https://spells8.com/virtual-altar/#sabbatcelebrations-on-a-virtual-altar- (дата обращения: 19.12.2020).
  5. Гаврилова Ю. В., Жиронкина М. А. Религии в условиях пандемии Сovid-19: опыт России // Общество: философия, история, культура. Краснодар: «ХОРС», 2020. С. 36–40.
  6. Гальцин Д. Лики Протея: история современного язычества как религиозной идентичности. СПб.: Изд-во РХГА, 2020.
  7. Гарсиа. Викка в религиозном пространстве России // Wiccan Serolls. URL: http://wiccanscrolls.ru/vikka-v-religioznom-prostranstve-rossii/ (дата обращения: 01.11.2020).
  8. Гарсиа. Интервью с Морганой Ситхоув // Время Луны. Журнал о викке и язычестве. 2015. № 9. С. 20–24.
  9. Доброслав. Язычество: Закат и Рассвет. Киров: ВЯТКА, 2004.
  10. Интернет-интервью А. Збигнева Р. Шиженскому 07.10.2020. Из личного архива автора.
  11. Интернет-интервью А. Тарновского Р. Шиженскому 07.10.2020. Из личного архива автора.
  12. Интернет-интервью А. Темногора Р. Шиженскому 10.10.2020. Из личного архива автора.
  13. Интернет-интервью А. Щеглова Р. Шиженскому 07.11.2020. Из личного архива автора.
  14. Интернет-интервью Б. Дейнеги Р. Шиженскому 14.10.2020. Из личного архива автора.
  15. Интернет-интервью В. Казакова Р. Шиженскому 14.10.2020. Из личного архива автора.
  16. Интернет-интервью В. Сплина Р. Шиженскому 08.10.2020. Из личного архива автора.
  17. Интернет-интервью Допчун-оол Кара-оол Тюлюшевича Р. Шиженскому 10.11.2020. Из личного архива автора.
  18. Интернет-интервью Д. Гаврилова Р. Шиженскому 10.10.2020. Из личного архива автора.
  19. Интернет-интервью Е. Васильева Р. Шиженскому 07.10.2020. Из личного архива автора.
  20. Интернет-интервью Е. Нечкасова Р. Шиженскому 12.10.2020. Из личного архива автора.
  21. Интернет-интервью Зайца Р. Шиженскому 08.10.2020. Из личного архива автора.
  22. Интернет-интервью К. Соболевски Р. Шиженскому 10.10.2020. Из личного архива автора.
  23. Интернет-интервью Н. Топчий Р. Шиженскому 11.10.2020. Из личного архива автора.
  24. Интернет-интервью Н. Топчий Р. Шиженскому 12.10.2020. Из личного архива автора.
  25. Интернет-интервью Н. Ярмаковского Р. Шиженскому 26.10.2020. Из личного архива автора.
  26. Интернет-интервью Р. Безертинова Р. Шиженскому 02.11.2020. Из личного архива автора.
  27. Интернет-интервью С. Сесер-ооловны Р. Шиженскому 04.11.2020. Из личного архива автора.
  28. Интернет-интервью Х. Моргоева Р. Шиженскому 11.10.2020. Из личного архива автора.
  29. Лункин Р. Н. Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавируса // Научно-аналитический вестник института Европы РАН. М.: Институт Европы РАН. 2020. № 2 (14). С. 104–109.
  30. Нативизм // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/nativizm (дата обращения: 25.10.2020).
  31. Свет Сварога. URL: https://kletnyals.ucoz.ru/index/kapishhe_svaroga/0-4 (дата обращения: 19.12.2020).
  32. Симонов В. В. Церковный универсализм и секулярный глобализм на перекрестке мирового кризиса // Российский журнал истории церкви. М.: ООО «Силицея-Полиграф». 2020. Т. 1. № 2. С. 5–21.
  33. Суровегина Е. Интервью с Темногором (Алексеем Владимировичем Темногором) // Colloquium Heptaplomeres: научный альманах. Вып. IV / сост. А. А. Бесков, Р. В. Шиженский. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 146–149.
  34. Училище Родной Веры Славян. URL: https://www.urvs.org/ (дата обращения: 20.12.2020).
  35. Язькова В. Е. Католическая Церковь в Италии в условиях пандемии коронавируса // Современная Европа. М.: Институт Европы РАН. 2020. № 4 (97). С. 165–175.
  36. Akademia Żerców. URL: https://www.facebook.com/AkademiaZercow/ (дата обращения: 20.12.2020).
  37. itemple. Виртуальный вайншанский алтарь. URL: https://mirved.com/itemple/ (дата обращения: 19.12.2020).
  38. Оf gods & holidays. The Baltic heritage / J. Trinkunas, ed. Vilnius: Tverme, 1999.
  39. Panin S. Pagan Communities in the Time of Pandemic // Talk About: Law and Religion. Blog of the International Center for Law and Religion Studies. URL: https://talkabout.iclrs.org/2020/08/06/pagan-communities-in-the-time-of-pandemic/?fbclid=IwAR32UflcPpnnQCJC-0kq7xlNnwbAobNmbD49Jkl9kQhzK6qHHw3frG_2ZM (дата обращения: 26.10.2020).
  40. RKP — Warmińsko-Mazurskie, o. Olsztyn. URL: https://www.facebook.com/OlsztynRKP/ (дата обращения: 07.10.2020).

Шиженский Роман Витальевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Балтийский федеральный университет им. И. Канта; Российская Федерация, 236022, г. Калининград, ул. Чернышевского, 56а;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8765-2241;
Электронный адрес: heit@inbox.ru.
Данное исследование было поддержано из средств субсидии, выделенной на реализацию Программы повышения конкурентоспособности БФУ им. И. Канта.
Прилуцкий Александр Михайлович; Соколов Роман Александрович

Категориальная семиотика вакцинофобского дискурса конспирологического мифа

Прилуцкий А. М., Соколов Р. А. Категориальная семиотика вакцинофобского дискурса конспирологического мифа // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 105-120

DOI: 10.15382/sturI202197.105-120
Под вакцинофобским дискурсом в статье понимается совокупность не имеющих доказательной базы нарративов, демонизирующих последствия использования в медицинских целях биологических препаратов, направленных на формирование у человека иммунитета к инфекционным заболеваниям. Конспирологическая герменевтика современной эпидемической ситуации формирует новые мифологемы, в том числе возникающие в результате конвергенции мифологемы вредной вакцинации и мифологемы эсхатологического чипирования. На основе конспирологической вакцинофобии XVIII–XX вв. формируется новый извод медицинской конспирологии, в котором вакцинация наряду с трансплантологией и другими современными медицинскими технологиями включается в мифо-теологическую эсхатологию. В статье рассмотрена семантическая структура мифологемы чипирования, которая образуется следующими концептами: тотальное распространение «чипирования» (вариант «чипизация») как эсхатологическое предзнаменование наряду с войнами и различными бедствиями, всё, маркированное «чипом», становится ритуально нечистым и потенциально опасным, «чипированные» люди становятся легко внушаемыми и легко управляемыми, чип находится в семиотических отношениях с «печатью антихриста». В современном вакцинофобском дискурсе мифологемы чипирования представлены в нескольких вариантах: 1) мифологема так называемого жидкого чипа, который будет вводиться в тело человека под видом вакцины от коронавирусной инфекции; 2) мифологема «наночипа», которая принципиально не отличается от мифологемы «жидкого чипа», по сути является ее семиотическим удвоением; 3) мифологемы принудительного чипирования, находящиеся в явных смысловых отношениях с теологемой «печать антихриста». Кроме мифологем, связанных с чипированием, в современном вакцинофобском дискурсе нами были выявлены следующие устойчивые семантические комплексы различной степени мифологизации: «заражение через дезинфекцию», «тайный сбор биологического материала», комплекс конспирологических мифологем злонамеренного сокрытия способов простого и безопасного лечения коронавирусной инфекции, связь вакцинации с «тайной евгеникой».
эсхатология, конспирология, медицинский миф, фундаментализм, семиотика, чипирование, технофобия
  1. Волков В. Н. Архаика русской культуры и модернизация российского общества // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 11. С. 30–33.
  2. Головушкин Д. А. Современный православный фундаментализм or псевдофундаментализм? // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Политология. Религиоведение. 2018. Т. 25. С. 92–102.
  3. Кадурина Н. В. Конспирологические подходы к репрезентации политических процессов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 6. С. 26.
  4. Лебедев В. Ю. Трансплантологические мифы и эрозия приватности // Вестник трансплантологии и искусственных органов. 2019. Т. 21. № S. С. 184.
  5. Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М. Современное «царебожничество»: история семиосферы и категориальная семиотика концептов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 41. C. 22–38.
  6. Прилуцкий А. М. Семиотика модальностей современного конспирологического мифа в дискурсах маргинального православия // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. № 82. С. 94–107.
  7. Прилуцкий А. М., Головушкин Д. А., Воронцов А. В. Мифологема ритуального цареубийства в контексте современного конспирологического мифа // Социологические исследования. 2018. № 10 (414). С. 122–129.
  8. Резник О. Н., Прилуцкий А. М., Лебедев В. Ю., Михель Д. В. Неприятие обществом проблемы посмертного донорства органов: причины и структура мортальных страхов //
  9. Вестник трансплантологии и искусственных органов. 2019. № 21 (1). С. 169–179.
  10. Савицкий В. М. Основы общей теории идиоматики. М.: Гнозис, 2006.
  11. Чагадаева О. Нас морить хотят! Убьем доктора! // Родина. 2019. № 3. С. 102–106.
  12. Шмонин Д. В. В тени Ренессанса. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
  13. Allington D., Duffy B., Wessely S., Dhavan N., Rubin J. Health-protective behaviour, social media usage and conspiracy belief during the COVID-19 public health emergency // Psychological Medicine. 2020. Vol. 1–7. P. 1–7.
  14. Andrade G. Medical conspiracy theories: cognitive science and implications for ethics // Medicine, Health Care and Philosophy Medicine, Health Care and Philosophy. 2020. Vol. 23. P. 505–518.
  15. Berman D. M., Dees P. Vaccines and the Internet // Vaccinophobia and Vaccine Controversies of the 21st Century. N. Y.: Springer, 2013. P. 399–419.
  16. Huremović D. Brief History of Pandemics (Pandemics Throughout History) // Psychiatry of Pandemics. 2019. May 16. P. 7–35.
  17. Kata A. A Postmodern Pandora’s box: Anti-vaccination misinformation on the Internet // Vaccine. 2010. Vol. 28. P. 1709–1716.
  18. Mullins E. Murder by Injection The Story of the Medical Conspiracy Against America. Staunton: The National Council for Medical Research, 1988.
  19. Sunstein C. R. Conspiracy Theories and Other Dangerous Ideas. N. Y.: Simon & Schuster, 2014.

Прилуцкий Александр Михайлович


Ученая степень: доктор философских наук;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: РГПУ им. А.И.Герцена; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, дом 48, корп. 20;
Должность: зав.кафедрой истории религий и теологии;
ORCID: 0000-0002-7013-9935;
Электронный адрес: alpril@mail.ru.

Соколов Роман Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, Гороховая ул., 18;
Должность: директор института истории и социальных наук;
ORCID: 0000-0002-3206-7635;
Электронный адрес: romansokolow@mail.ru.

ДИСКУССИЯ

Шохин Владимир Кириллович

Вакцинофобия, «фундаментализм» и тонкая настройка современной пандемии

Шохин В. К. Вакцинофобия, «фундаментализм» и тонкая настройка современной пандемии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 123-137

DOI: 10.15382/sturI202197.123-137
В статье, являющейся ответом на публикацию, посвященную разоблачениям отвержения вакцинации от Covid-19 исходя из апокалиптической ментальности, эта тема расширяется до анализа не только субъективных, но и объективных причин того явления, которое в обозначенной публикации называется вакцинофобией. Однако автор статьи идет и дальше, анализируя не только следствия, но и причину — саму пандемию и различные аспекты ее воздействия на общество и религию. Авторская идея состоит в том, что понимание ковида возможно не только в компетенции медиков, социологов, политологов, но и теологов. Рассматривая три основные направления этого воздействия — как инструмента, используемого для демонтирования традиционных историкокультурной и даже биологической идентичности современного западного человека, гипертрофированного контроля над социумом под предлогом заботы о здоровье и сильнейшего давления под тем же предлогом на церковную жизнь, — автор статьи приходит к выводу о возможности аналогий между тонкой настройкой мироздания и координацией приведенных выше векторов в контексте того мирового сознательного целеполагания, которое изначально и все более изощренно оппонирует Божественному замыслу. В статье приводятся мнения авторитетных вирусологов об искусственном происхождении ковида, а также аргументы в пользу того, что христианская инфернология не может рассматриваться как реликт Средневековья, но составляет интегральную часть христианской доктрины, сохраняющую всю актуальность и для современности.
вакцинофобия, фундаментализм, алармизм, конспирология, пандемия, церковная жизнь, телеология, разумный замысел, тонкая настройка, инфернология
  1. Агаджанян А. С. Сопротивление и покорность. Вызовы пандемии, позднемодерные эпистемы и русский православный этос // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 39 (1). С. 12–38.
  2. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. М.: Мысль, 1975.
  3. Коллинз Р. Свидетельства в пользу тонкой настройки // Философия религии: Альманах 2008–2009 / отв. ред. В. К. Шохин. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 136–160.
  4. Суинберн Р. Существование Бога / пер. с англ. М. О. Кедрова. М.: Языки славянской культуры, 2014.
  5. Цицерон. Философские трактаты / пер. с лат. М. И. Рижский. М.: Наука, 1985.
  6. Шохин В. К. Феномен атеистического фидеизма // Труды кафедры богословия СПБ ДА. 2018. Вып. 2. С. 6–18.
  7. Шохин В. К. Эпистемологический и религиозный фундаментализм в перспективе интеркультурности // Философия религии: аналитические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 5–26.
  8. Bentley R. Eight Sermons Preached at the Honourable Robert Boyle’s Lecture. Cambridge: Cornelius Crownfi eld, 17225.
  9. Collins R. The Teleological Argument: An Exploration of the Fine-tuning of the Cosmos // The Blackwell Companion to Natural Theology / W. L. Craig, J. P. Moreland, ed. Oxford: Blackwell, 2009. P. 202–281.
  10. Lennox J. God’s Undertaker: Has Science Buried God? Oxford: Lion, 2007.
  11. Ray J. The Wisdom of God Manifested in the Works of Creation. In Тwo Рarts. L., 1722.
  12. Rousseau J.-J. Oevres completes. Vol. 2. P.: Furne, 1835.
  13. Shokhin V. Natural Theology, Philosophical Theology and Illustrative Argumentation // De Gryuter Open Theology. 2016. Vol. 2. № 1. P. 804–817.

Шохин Владимир Кириллович


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная д. 12, стр. 1;
Должность: руководитель сектора философии религии;
ORCID: 0000-0002-2111-8740;
Электронный адрес: vladshokhin@yandex.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Хангиреев Илья Александрович

Рец. на кн.: Philology and Textual Criticism. Proceedings of the Second International Colloquium of the Dominique Barthélemy Institute held at Fribourg on 10–11 October, 2013 / I. Himbaza, J. Joosten, eds. Tübingen: Mohr Siebeck, 2020 (Forschungen zum Alten Testament. 2. Reihe; Bd. 118). VIII, 155 p.

Хангиреев И. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 141-146 — Рец. на кн.: Philology and Textual Criticism. Proceedings of the Second International Colloquium of the Dominique Barthélemy Institute held at Fribourg on 10–11 October, 2013 / I. Himbaza, J. Joosten, eds. Tübingen: Mohr Siebeck, 2020 (Forschungen zum Alten Testament. 2. Reihe; Bd. 118). VIII, 155 p.
PDF

Хангиреев Илья Александрович


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: начальник научно-административного отдела Богословского факультета;
ORCID: 0000-0001-9590-9046;
Электронный адрес: khangireev@gmail.com.
Хохлова Полина Игоревна

Проповедь свт. Иоанна Златоуста в ракурсе современных социальных проблем — Рец. на кн.: Revisioning John Chrysostom: New Approaches, New Perspectives / Edited by Chris L. de Wet and Wendy Mayer. Boston, 2019 — 840 p.

Хохлова П. И. Проповедь свт. Иоанна Златоуста в ракурсе современных социальных проблем // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 146-150 — Рец. на кн.: Revisioning John Chrysostom: New Approaches, New Perspectives / Edited by Chris L. de Wet and Wendy Mayer. Boston, 2019. — 840 p.
PDF

Хохлова Полина Игоревна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
ORCID: 0000-0002-4754-4924;
Электронный адрес: khokh@mail.ru.
Леонтьева Анна Андреевна

Рец. на кн.: Мутафова К., Калицин М., Андреев С. Православни структури на Балканите през XVII–XVIII век съгласно документи от Истанбулския османски архив. Велико Търново: Абагар, 2019. 672 с.

Леонтьева А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 150-154 — Рец. на кн.: Мутафова К., Калицин М., Андреев С. Православни структури на Балканите през XVII–XVIII век съгласно документи от Истанбулския османски архив. Велико Търново: Абагар, 2019. 672 с.
PDF

Леонтьева Анна Андреевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: приглашенный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-7543-6085;
Электронный адрес: leontanna@gmail.com.
Рецензия подготовлена в рамках сотрудничества с Лабораторией исследования церковных институций ПСТГУ.