/

Рязанова Светлана Владимировна

Закрытые сообщества как феномен современной религиозной жизни


Рязанова С. В. Закрытые сообщества как феномен современной религиозной жизни // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 119-135.

DOI: 10.15382/sturI202196.119-135

Аннотация

Исследование посвящено феномену современных религиозных сообществ, которые в ходе эволюции приобретают форму изолированных по отношению к окружающему миру. Состояние изолированности рассматривается как результат воздействия совокупности внешних и внутренних факторов. Особое внимание уделяется личности лидера религиозной группы как носителя харизматических качеств и консолидирующего начала. Объектами исследовательского внимания являются две религиозные организации, существующие в течение 30 лет на территории Пермского края («Церковь Семья Божия» и Покровская обитель). Группы представляют собой два принципиально разных способа интерпретации христианского учения и две различающиеся стратегии существования в социальном пространстве. В то же время они схожи по способам развертывания религиозной жизни и принципам воздействия на последователей учения. Целью исследования стало определение механизма складывания изолированных религиозных сообществ в современном социуме. Для этого были выделены основные этапы эволюции религиозных доктрин обеих организаций, обосновывающие противостояние окружающему миру; установлены специфические черты культовой практики, закрепляющие происходящие в общинах изменения; выявлен набор внешних факторов, способных стимулировать геттоизацию группы. В качестве полевых материалов были использованы несколько видов источников информации. Для организации «Церковь Семья Божия» были использованы данные лонгитюдного проекта (1996–2019), охватывающие материалы включенных наблюдений (1996–1997, 2007–2008), результаты анкетного опроса (2007), данные интервью с руководителями и членами группы (2007, 2018–2019), издаваемая церковью литература и уставные документы организации. Для реконструкции и анализа ситуации в Покровской обители были привлечены материалы серии интервью с одним из основателей общины и покинувшими ее верующими. В качестве дополнительных и верифицирующих были использованы материалы закрытой группы в социальной сети и данные журналистских расследований (2016–2019), аудиозаписи семинаров общины и рабочие тетради группы.

Ключевые слова

современная религиозность, закрытые религиозные сообщества, Церковь Семья Божия, Покровская обитель

Список литературы

  1. Асауленко О. Под покровом тьмы // Территория Пермь. 2016. 11 июля.
  2. Асауленко О. Гражданский суд // Территория Пермь. 2017. 14 марта.
  3. Асауленко О. «По делам узнаете их…» // Территория Пермь. 2019. 22 июля.
  4. Афанасенко Я. А. Социально-философский анализ становления новой религии: дис. … канд. филос. наук. Пермь, 2000.
  5. Ахметова М. Конец света в одной отдельно взятой стране: Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М.: ОГИ; РГГУ, 2010.
  6. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: Морфологический анализ. М.: ИФРАН, 1999.
  7. Баркер А. В. Новые религиозные движения: Практическое введение. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1997.
  8. Белла Р. Религия как символическая модель // Религия и право. 1997. Вып. 2–3. С. 52–53.
  9. Белодед В. К. Слово Матери Божией о великом и славном деянии Божественной Премудрости… Вып. 48. Пермь: О-во духовного просвещения, 1997.
  10. Владимир Константинович Белодед. Духовный отец. URL: https://vk.com/belodedvladimir (дата обращения: 20.10.2016).
  11. Григорьева Л. И. Религии «Нового века». Красноярск: Наука, 2002.
  12. Гуревич П. С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М., 1985.
  13. Каариайнен К., Фурман Д. Старые церкви, новые верующие. М., 2000.
  14. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России: Религиоведческий анализ. М., 2006.
  15. Кириченко О. В. Женское православное старчество в России // Этнографическое обозрение. 2010. № 4. С. 171–188.
  16. Коначева С. А. Религиозная ситуация в постсоветской России: особенности процесса секуляризации // Трансформация идентификационных структур в современной России / ред. Т. Г. Стефаненко. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. C. 82–105.
  17. Кормина Ж., Штырков С. Старица и смерть: заметки на полях современных житий // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 1 (32). С. 107–130.
  18. Митрохин Л. Н. Религии «нового века». М., 1985.
  19. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: НЛО, 2004.
  20. Покровская обитель. За Веру, Отечество и другим своя. URL: https://pokrovperm.ru/ (дата обращения: 20.10.2016).
  21. Пояснительная записка к Уставу Церкви-Семьи Божией. Пермь, 1996.
  22. Православная обитель или секта: две истории пермяков, живших в «Покровской обители» // 59.RU. 2019. 20 сент.
  23. Рязанова С. В. Диалог Запада и Востока и феномен неоориенталистских культов: дис. … канд. филос. наук. На правах рукописи. Пермь, 1998.
  24. Рязанова С. В. «Народное богословие» в церкви «Семья Божия»: сюжеты, образы, мифы // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2019. № 1. С. 85–100.
  25. Синелина Ю. Ю. Динамика религиозности россиян. 1989–2012 // Памяти Юлии Юрьевны Синелиной: научные труды, воспоминания. М.: ИСПИ РАН, 2014. С. 146–168.
  26. Слово Божией Матери детям своим. Вып. 3. Пермь: Общ-во духовного просвещения, 1996.
  27. Ткачева А. А. «Новые религии» Востока. М., 1991.
  28. Турышев О., Турышева М. Се стоит среди вас некто, которого вы не знаете. Пермь: ИП Турышев, 2012.
  29. Турышев О., Турышева М. Каменный пояс. Поэмы. Пермь: ИП Турышев, 2013.
  30. Турышев О., Турышева М. Не умолкнут Песни: сб. молитв. Пермь: ИП Турышев, 2017.
  31. Турышев О. Турышева М. Беседы Старца Серафима и Алеши. Пермь: ИП Турышев, 2014.
  32. Турышев О. Турышева М. Сказки Матери Божией. Пермь, 2017.
  33. Филатов С. Б., Лункин Р. Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 35–45.
  34. Чеснокова В. Тесным путем. URL: http://krotov.info/history/20/1990/chesnokova_00.htm (дата обращения: 13.08.2011).
  35. Эрвье-Леже Д. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1 (33). С. 254–268.
  36. Beckford J. A. Cults, Controversy and Control: A Comparative Analysis of the Problems Posed by New Religious Movements in the Federal Republic of Germany and France // Sociological Analysis. 1981. № 42:3. P. 249–264.
  37. Campbell B. A Typology of Cults // Sociological Analysis. 1978. № 39:3. P. 228–240.
  38. Dobbelaere K. Assesing secularization theory // New Approaches to the Study of Religion. Berlin, 2004. Vol. 2. Р. 229–253.
  39. Johnson B. On Founders and Followers: Some Factors in the Development of New Religious Movements // Sociological Analysis. 1992. № 53:S. P. 1–13.
  40. Robbins T., Anthony D., Richardson J. Theory and Research of Today’s “New Religions” // Sociological Analysis. 1978. № 39. P. 95–122.
  41. Robertson R. Religious Movements and Modern Societies: Toward a Progressive Problemshift // Sociological Analysis. 1979. № 40:4. P. 297–314.
  42. Stone D. New religious consciousness and personal religious experience // Sociological Analysis. 1979. № 39:2. P. 123–134.
  43. Swatos W. H. Church-Sect and Cult: Bringing Mysticism Back in // Sociological Analysis. 1981. № 42. P. 17–26.
  44. Wallis R. Paradoxes of Freedom and Regulation: the Case of New Religious Movements in Britain and America // Sociological Analysis. 1988. № 48:4. P. 355–371.
  45. Wallis R. The social construction of charisma // Sociak Compass. 1982. XXIX/I. P. 25–39.
  46. Wilson B. R. Absolutes and relatives: two problems for new religious movements // Challenging Religion. Essays in honor of Eileen Barker / J. A. Beckford, J. A. Richardson, ed. L.; N. Y., 2005. P. 11–20.
  47. Wilson B. R. Religious Sects: A Sociological Study. McGraw-Hill, 1970.

Данные об авторе

Рязанова Светлана Владимировна


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Пермский научный центр Уральского отделения РАН; Российская Федерация, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15;
Должность: ведущий научный сотрудник, профессор кафедры истории и философии;
ORCID: 0000-0001-5387-9387;
Электронный адрес: svet-ryazanova@yandex.ru.