/

Павлюченков Николай Николаевич

Рецепция П. А. Флоренским наследия В. С. Соловьева: от философии к богословию всеединства


Павлюченков Н. Н. Рецепция П. А. Флоренским наследия В. С. Соловьева: от философии к богословию всеединства // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 41-60.

DOI: 10.15382/sturI202196.41-60

Аннотация

В статье рассматривается первый этап философско-богословского творчества свящ. Павла Флоренского. На этом этапе для Флоренского характерным являются интерес к наследию В. С. Соловьева и попытка дать богословскую интерпретацию его основным концепциям — учению о Софии Премудрости Божией и «Богочеловечества». Автор обращает особое внимание на попытку Флоренского ввести в православное богословие саму метафизику всеединства. Особое внимание уделяется двум составляющим, на которые, по мнению автора, можно разделить задачу исследования метафизики всеединства в философии и богословии Флоренского: особенности использования Флоренским наследия В. Соловьева и привлечение им новых концепций, появившихся в отечественном академическом богословии в конце XIX — начале ХХ в. В связи с этим прослеживается процесс постепенного переосмысления идей Соловьева, который у Флоренского сопровождался обращением к учению архим. Антония (Храповицкого), впоследствии епископа и митрополита. Это учение было новым для академического богословия в России и рассматривало «многоединство» человечества как отражение Триединства Божества. Флоренский перевел это учение из нравственной области в область онтологии. С этой точки зрения анализируется ранняя работа Флоренского «Понятие Церкви в Священном Писании», которая в главных своих положениях легла в основу его наиболее известного труда — «Столп и утверждение Истины». Отмечается, что Флоренский творчески переработал идеи В. Соловьева и митр. Антония (Храповицкого) и в результате осуществил опыт построения концепции, которую можно назвать богословием всеединства. На позднем этапе своего творчества Флоренский лишь корректирует эту метафизику (заменой, в соответствии с богословием свт. Григория Паламы, понятия причастия твари Божественной сущности на причастие Божественной энергии) и рассматривает ее с новой точки зрения, разрабатывая энергетическую концепцию символа и онтологию концентрических уровней бытия. В эту онтологию встраивается философско-богословское толкование церковного богослужения и совершения церковных таинств.

Ключевые слова

Флоренский, Соловьев, Храповицкий, всеединство, философия, богословие, Церковь

Список литературы

  1. Библиографический справочник. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского / сост. и общ. ред. игум. Андроника (Трубачева). Сергиев Посад, 2005.
  2. Гараева Г. Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен. М.: Диалог-МГУ, 2000.
  3. Керн К., архим. Из воспоминаний // Митрополит Антоний (Храповицкий): Избранные труды. Письма. Материалы. М.: ПСТГУ, 2007. С. 792–831.
  4. Машкин С., архим. Система философии: Опыт научного синтеза: в 2 ч. Ч. I // Символ. 2016. № 67.
  5. Мейендорф И., прот. О расколе // Новая Европа. 1994. № 4. С. 65–70.
  6. П. А. Флоренский: Pro et contra: Антология / ред. К. Г. Исупов. СПб.: РХГА, 2001.
  7. Павел Флоренский и символисты: Опыты литературные. Статьи. Переписка / ред. Е. В. Иванова. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  8. Павлюченков Н. Н. Архимандрит Серапион (Машкин) и его «Система философии». М.: Изд-во ПСТГУ, 2016.
  9. Павлюченков Н. Н. Идея Софии в трудах священника Павла Флоренского // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 4 (60). С. 24–38.
  10. Переписка В. В. Розанова и П. А. Флоренского // Розанов В. В. Литературные изгнанники. Кн. 2. М.: Республика; СПб.: Росток, 2010. С. 9–412.
  11. Переписка свящ. П. А. Флоренского со свящ. С. Н. Булгаковым. Томск: Водолей, 1999.
  12. Переписка П. А. Флоренского и В. Ф. Эрна / публ. Н. Н. Павлюченкова // Русское богословие: исследования и материалы. М.: ПСТГУ, 2014. С. 199–231.
  13. Письма Владимира Сергеевича Соловьева / ред. Э. Л. Радлова: в 3 т. СПб.: Общественная польза, 1911. Т. 3.
  14. Половинкин С. М. Христианский персонализм священника Павла Флоренского. М.: РГГУ, 2015.
  15. Просвирнин И., архим. О творческом пути священника Павла Флоренского // Журнал Московской Патриархии. 1982. № 4. С. 65–76.
  16. Соболев С., архиеп. Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935.
  17. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. СПб.: Художественная литература, 1994.
  18. Трубачев А., игум. Из истории книги «Столп и утверждение Истины» // Флоренский П. А. Сочинения. Т. 1 (2). Столп и утверждение Истины. М.: Правда, 1990. С. 827–837.
  19. Трубачев А., игум. Священник Павел Флоренский — профессор Московской Духовной академии и редактор «Богословского вестника» // Богословские труды. 1987. Сб. 28. С. 290–314.
  20. Трубачев А., иером. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. Томск: Водолей, 1998.
  21. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Соловьева: в 2 т. М.: Путь, 1913. Т. 1.
  22. Феофан, еп. Толкование Послания Апостола Павла к Ефесянам. М., 1882.
  23. Флоренский П., свящ. Архимандрит Серапион Машкин (Жизнь мыслителя). Кострома, 2012.
  24. Флоренский П., свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М.: Московский рабочий, 1992.
  25. Флоренский П., свящ. Иконостас // Он же. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. С. 73–198.
  26. Флоренский П. А. Понятие Церкви в Священном Писании // Он же. Богословские труды 1902–1909 / сост. Н. Н. Павлюченков, игум. А. Трубачев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018.
  27. Флоренский П., свящ. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2.
  28. Флоренский П. А. <Сочинения>. Т. 1 (1). Столп и утверждение Истины. М.: Правда, 1990.
  29. Флоренский П. А. <Сочинения>. Т. 1 (2). Столп и утверждение Истины. М.: Правда, 1990.
  30. Флоренский П. В. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы: в 2 т. М.: Прогресс-Традиция, 2011. Т. 1.
  31. Храповицкий А., митр. Догмат искупления. М., 2002.
  32. Шавельский Г., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. М., 1996. Т. 2.
  33. Шоломова С. «Остаюсь Ваш доброжелатель и богомолец…» (К истории взаимоотношений священника Павла Флоренского и митрополита Антония (Храповицкого)) // Журнал Московской Патриархии. 1998. № 6. С. 67–80.

Данные об авторе

Павлюченков Николай Николаевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-7778-139X;
Электронный адрес: npavl905@mail.ru.