Статья посвящена изучению неопубликованного памятника самаритянского богословия Нового времени — четырех апологетических трактатов теолога, историка и поэта Ибрахима ал-‘Аййи ад-Данфи (1715–1788), хранящихся в фондах Британской библиотеки (рукопись Or 2691, 43 лл.). Статье предпослан краткий экскурс в историю арабоязычной самарийской мысли: в нем представлено влияние арабо-мусульманской и арабо-иудейской культур на таких видных самаритянских богословов, как Мунаджжа б. Садака, Садака ал-Хаким, ас-Сури, ʼАбу Са‘ид и др., влияние, приведшее к возникновению «арабского таргума» Самаритянского Пятикнижия и самаритянской же экзегетической и философско-религиозной традиции. На основании анализа текста трактатов автор реконструирует биографию ад-Данфи — видного уроженца Сихема, создателя крупнейших самаритянских сочинений эпохи заката «самарийского ренессанса» XVIII в. — и заключает о генетической зависимости его религиозно-философских взглядов от средневекового арабо-мусульманского богословия и, в частности, от ашаритской, мутазилитской и матуридитской школ спекулятивной теологии ислама (калама). В частности, доказывается, что книжник держится каламической теории божественных атрибутов (в том числе справок суннитов-традиционалистов), воспроизводит фаталистические построения ашаритов и матуридитов, перенимает натурфилософские и психологические концепции ряда мутазилитских мыслителей и арабоязычных перипатетиков и, наконец, прибегает к рационалистической символико-аллегорической экзегезе мутакаллимов классической эпохи (VIII–XIV вв.). Одновременно с тем Ибрахим, отстаивающий строгий монотеизм самаритянской религии, стремится опровергнуть стереотипы современников о своих единоверцах и, оппонируя мутазилитским, иудейским и христианским «ересям», представляет самарийское богословие союзником ригористического исламского традиционализма — боговдохновенной, по его мнению, традиции, основанной одним из посланников Всевышнего. Отдельно демонстрируется зависимость теолога от иудейских преданий и пророческой сунны: так, ал-‘Аййа, в полном согласии с хадисами Мухаммада и мидрашами «Берешит Рабба» и «Пирке де рабби Элиэзер», постулирует нетленность части человеческого тела, служащей его восстановлению в День всеобщего воскресения, а также отстаивает тезис о самостном тождестве истлевших и воскрешенных Богом тел. Отдельно обсуждаются современное состояние и перспективы Samaritan studies и, в особенности, исследований рукописного наследия самаритянских богословов XIII–XVIII вв. — самого ал-‘Аййи и его старшего современника, ал-Газзала б. ʼАбу Сурура ал-Газзи.
Ибрахим ад-Данфи, Самаритянское Пятикнижие, самаритяне, калам, мутазилиты, ашариты, средневековая арабо-мусульманская мысль, раввинистический иудаизм