/

Нофал Фарис Османович

Апологетические трактаты Ибрахима ал-ʻАййи и самаритянское богословие XVIII в.


Нофал Ф. О. Апологетические трактаты Ибрахима ал-ʻАййи и самаритянское богословие XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 20-37.

DOI: 10.15382/sturI202196.20-37

Аннотация

Статья посвящена изучению неопубликованного памятника самаритянского богословия Нового времени — четырех апологетических трактатов теолога, историка и поэта Ибрахима ал-‘Аййи ад-Данфи (1715–1788), хранящихся в фондах Британской библиотеки (рукопись Or 2691, 43 лл.). Статье предпослан краткий экскурс в историю арабоязычной самарийской мысли: в нем представлено влияние арабо-мусульманской и арабо-иудейской культур на таких видных самаритянских богословов, как Мунаджжа б. Садака, Садака ал-Хаким, ас-Сури, ʼАбу Са‘ид и др., влияние, приведшее к возникновению «арабского таргума» Самаритянского Пятикнижия и самаритянской же экзегетической и философско-религиозной традиции. На основании анализа текста трактатов автор реконструирует биографию ад-Данфи — видного уроженца Сихема, создателя крупнейших самаритянских сочинений эпохи заката «самарийского ренессанса» XVIII в. — и заключает о генетической зависимости его религиозно-философских взглядов от средневекового арабо-мусульманского богословия и, в частности, от ашаритской, мутазилитской и матуридитской школ спекулятивной теологии ислама (калама). В частности, доказывается, что книжник держится каламической теории божественных атрибутов (в том числе справок суннитов-традиционалистов), воспроизводит фаталистические построения ашаритов и матуридитов, перенимает натурфилософские и психологические концепции ряда мутазилитских мыслителей и арабоязычных перипатетиков и, наконец, прибегает к рационалистической символико-аллегорической экзегезе мутакаллимов классической эпохи (VIII–XIV вв.). Одновременно с тем Ибрахим, отстаивающий строгий монотеизм самаритянской религии, стремится опровергнуть стереотипы современников о своих единоверцах и, оппонируя мутазилитским, иудейским и христианским «ересям», представляет самарийское богословие союзником ригористического исламского традиционализма — боговдохновенной, по его мнению, традиции, основанной одним из посланников Всевышнего. Отдельно демонстрируется зависимость теолога от иудейских преданий и пророческой сунны: так, ал-‘Аййа, в полном согласии с хадисами Мухаммада и мидрашами «Берешит Рабба» и «Пирке де рабби Элиэзер», постулирует нетленность части человеческого тела, служащей его восстановлению в День всеобщего воскресения, а также отстаивает тезис о самостном тождестве истлевших и воскрешенных Богом тел. Отдельно обсуждаются современное состояние и перспективы Samaritan studies и, в особенности, исследований рукописного наследия самаритянских богословов XIII–XVIII вв. — самого ал-‘Аййи и его старшего современника, ал-Газзала б. ʼАбу Сурура ал-Газзи.

Ключевые слова

Ибрахим ад-Данфи, Самаритянское Пятикнижие, самаритяне, калам, мутазилиты, ашариты, средневековая арабо-мусульманская мысль, раввинистический иудаизм

Список литературы

  1. Кирмани М. Йанаби‘ ал-хикма. Т. 2. Каир: Матба‘ат ас-са‘ада, 1962.
  2. Нофал Ф. О. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М.: ЯСК; ООО «Садра», 2015.
  3. Macdonald J. The Theology of the Samaritans. L.: SCM Press, 1964.
  4. Pummer R. The Samaritans. Leiden: Brill, 1987.
  5. Pummer R., Tal A. Samaritan Marriage Contracts and Deeds of Divorce. Vol. 1. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1993.
  6. Sajdi D. Nouveau Literacy in the Eighteenth-Century Ottoman Levant, Stanford: Stanford University Press, 2013.
  7. Schwarb G. Vestiges of Qaraite Translations in the Arabic Translation(s) of the Samaritan Pentateuch // Intellectual History of the Islamicate World. 2013. 1 (1–2). P. 115–157.
  8. Shehadeh H. One Fifth of the Tiny Samaritan Community in Nablus Died in the Plague Epidemic of 1786 // The Samaritan Update, 2010. URL: http://shomron0.tripod.com/HaseebShehadehSynopses2010.pdf (дата обращения: 06.12.2020).
  9. Weigelt F. Samaritan Bible Exegesis and its Relevance for Judaeo-Arabic Studies // Senses of Scripture, Treasures of Tradition: The Bible in Arabic among Jews, Christian and Muslims / M. L. Hjälm, ed. Leiden: Brill, 2017. P. 198–239.

Данные об авторе

Нофал Фарис Османович


Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3163-4722;
Электронный адрес: faresnofal@mail.ru.