/

Гагинский Алексей Михайлович

Transcendentalia entis как актуальный философский проект


Гагинский А. М. Transcendentalia entis как актуальный философский проект // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 67-87.

DOI: 10.15382/sturI202195.67-87

Аннотация

Автор стремится показать, что теория трансценденталий имеет не только исторический интерес, но обладает и философским потенциалом. Так, известный логик Я. Воленский говорит о том, что теория трансценденталий может пролить свет, например, на формальную онтологию. В статье предпринята попытка актуализации трансцендентальной метафизики, показывается ее значимость для современной интеллектуальной культуры, что достигается с помощью противопоставления «трансцендентального мышления» тенденциям нигилизма и филистерства, представленным Ф. Ницше и Л. Н. Толстым. В частности, автор намечает основные контуры теории трансценденталий, после чего рассматривается позиция Ф. Ницше, который связывал наступление нигилизма именно с распадом трансцендентального единства, предполагающим антагонизм истины, добра и красоты. При этом отмечается, что сам Ницше отнюдь не занимается опровержением этого учения, он лишь констатирует окончательный распад трансценденталий. Эстетическое отвращение от христианства — вот едва ли не главная причина появления феномена «Фридрих Ницше». Далее показывается, что Л. Н. Толстой, в отличие от Ф. Ницше, принимал ценность добра и истины, однако резко выступал против красоты, как и вообще против единства трансцендентальных понятий, что сближает великого писателя с филистерством. Имя великого писателя и такой едкий эпитет, несомненно, выглядят весьма странно рядом друг с другом, тем не менее Л. Н. Толстой последовательно и осознанно воевал против красоты. Так, если Ф. Ницше отрицал все трансценденталии, кроме красоты, то Л. Н. Толстой, наоборот, — признавал истину, единство и особенно благо (добро), отрицая последнюю трансценденталию. Наконец, автор останавливается на фигуре Г. У. фон Бальтазара, который показал значимость красоты не только для этики и эстетики, но и для онтологии, поскольку «свидетельство бытия кажется невероятным тому, кто не воспринимает красоту». Автор полагает, что отсутствие красоты приводит к отказу от добра, отступлению от истины и забвению бытия: этика без красоты превращается в морализаторство, а добро перестает быть притягательным.

Ключевые слова

трансценденталии, бытие, единое, благо, истина, красота, И. Кант, Ф. Ницше, Л. Н. Толстой, Г. У. фон Бальтазар

Список литературы

  1. Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001.
  2. Бадью А. Делёз. Шум бытия. М.: Логос-Альтера; Ессе homo, 2004.
  3. Булл М. Анти-Ницше. М.: Издательский дом Дело, 2016.
  4. Бычков В. В. Посткультура и современное искусство — Эстетизация дискурса // Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры. М.: ИФРАН, 2007. С. 8–12.
  5. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. М.: УРСС, 2004.
  6. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Канон+; РООИ Реабилитация, 2008.
  7. Воленский Я. Две теории трансценденталий // Вопросы философии. 2016. № 3. С. 204–214.
  8. Гагинский А. М. Пролегомены к метатеодицее // Философский журнал. 2020. № 3. С. 67–81.
  9. Круглов А. Н. Разрыв с учением о трансценденталиях в этике Канта // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 77. С. 46–62.
  10. Круглов А. Н. Трансцендентализм в философии. М.: Восход-А, 2000.
  11. Купарашвили М. Д. Сумма трансценденталий: В 2 ч. Омск: Омский ин-т, 2007.
  12. Никифоров А. Л. Структура и смысл жизненного мира человека. М.: Альфа-М, 2012.
  13. Шохин В. К. Агатология: Современность и классика. М.: Канон+, 2014.
  14. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003.
  15. Aertsen J. Beauty in the Middle ages: A forgotten transcendental? // Medieval Philosophy and Theology. 1991. Vol. 1. P. 68–97.
  16. Aertsen J. Medieval Philosophy as Transcendental Thought: From Philip the Chancellor (ca. 1225) to Francisco Suárez. Leiden: Brill, 2012.
  17. Being and Goodness: The Concept of the Good in Metaphysics and Philosophical Theology / S. MacDonald, ed. N. Y.: Cornell university press, 1991.
  18. Schassler M. Kritische Geschichte der Aesthetik. Berlin, 1872.
  19. Van Inwagen P. Meta-ontology // Idem. Ontology, Identity, and Modality: Essays in Metaphysics. Cambridge university press, 2001. P. 13–31.
  20. Woleński J. “Ens et verum convertuntur”? A contemporary perspective // Truth / M. Dumitriu, G. Sandu, eds. București, 2013. P. 75–83.
  21. Woleński J. Being as a syncategorematic word: A completion (?) of Twardowski’s analysis of nothing // Theories of objects / J. Pasniczek, ed. Lublin, 1992. P. 76–85.
  22. Woleński J. Malum, transcendentalia and logic // Phenomenology and analysis: Essays on central European philosophy / A. Chrudzimski, W. Huemer, eds. Frankfurt: Ontos, 2004. S. 359–370.
  23. Woleński J. On analogical concepts // Studia metodologiczne. Poznań, 2016. № 37. P. 9–28.

Данные об авторе

Гагинский Алексей Михайлович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9412-9064;
Электронный адрес: algaginsky@gmail.com.