Малышев Артем Владиславович
Рецепция и развитие идей старой кенотической христологии в русской духовно-академической традиции
Ссылка на статью:
Малышев А. В.
Рецепция и развитие идей старой кенотической христологии в русской духовно-академической традиции // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение. 2021.
Вып. 95. С. 28-44.
DOI:
10.15382/sturI202195.28-44
Аннотация
Статья посвящена изучению истоков оригинальной теории свт. Иннокентия (Борисова) о постепенном проявлении Божественной природы в человеческой природе Христа. Рассмотрение начинается с краткого изложения происхождения и развития в лютеранском универсуме XVI–XVII вв. представления о кеносисе как неиспользовании Христом сообщенного Его человеческой природе божественного величия, т. е. совокупности божественных свойств. Так называемая старая лютеранская кенотическая христология появляется уже в трудах соратника Лютера Иоганна Бренца, развивается в работах Мартина Хемница и окончательно закрепляется как часть лютеранской традиции после издания в 1580 г. «Книги согласия», а в первой четверти XVII в. становится площадкой для дискуссий между богословами Гисена и Тюбингена. После описания истории формирования «старой» кенотической христологии в статье рассматривается рецепция этой христологии отечественной богословской традицией. Излагается концепция кеносиса Христа, содержащаяся в богословской системе архиеп. Феофана (Прокоповича), которая сравнивается с богословскими воззрениями Иоганна Квенштедта, а также учение о кеносисе свт. Иннокентия (Смирнова). Далее показывается, что христологическая теория свт. Иннокентия (Борисова) своими опорными пунктами имеет идеи из усвоенной русской богословской традицией «старой» кенотической христологии лютеранской схоластики, а именно, что кеносис Христа относился к Его обоженной человеческой природе, заключался в неполноценной действенности сообщенных ей божественных свойств, окончательная реализация которых последовала в состоянии Его превознесения. В статье не только показывается то, как базовые положения «старой» кенотической христологии вошли в фундамент теории свт. Иннокентия (Борисова), но и анализируются оригинальные аспекты последней. Оригинальность теории святителя заключается в идее процессуальности раскрытия Божественной природы во Христе. Опираясь на нормативное в духовно-академической среде восприятие кеносиса Христа, святитель попытался ответить на критику традиционной христологии И. Кантом, а также заполнить открывшиеся благодаря достижениям философской мысли модерна лакуны в православной христологии.
Ключевые слова
кеносис, христология, лютеранство, русское богословие, Иоганн Квенштедт, архиеп. Феофан (Прокопович), свт. Иннокентий (Смирнов), свт. Иннокентий (Борисов)
Список литературы
- Иннокентий Пензенский, свт. Полное собрание творений: в 10 т. Пенза, 2019.
- Иннокентий, свт. Херсонский и Таврический. Сочинения: в 6 т. СПб., 1908.
- Исаев С. А. Квенштедт Иоганн Андреас // Православная энциклопедия. Т. 32. М., 2013. С. 255–257.
- Кант И. Религия в пределах только разума // Собрание сочинений: в 8 т. М., 1994. Т. 6. С. 5–222.
- Леонов В., прот. Кеносис // Православная энциклопедия. Т. 32. М., 2013. С. 446–453.
- Малышев А. В. Догматические особенности учений о Христе Иммануила Канта и свт. Иннокентия Херсонского // Филаретовский альманах. Вып. 15. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. С. 79–94.
- Хондзинский П. В., прот. Восприятие идей И. Канта в богословском наследии свт. Иннокентия (Борисова) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 94–102.
- Червяковский П. А. Материалы для истории православного богословия в России. «Введение в богословие» Феофана Прокоповича // ХЧ. 1876. № 1–2. С. 32–86.
- Червяковский П. А. Источники «Введения в богословие» Феофана Прокоповича // ХЧ. 1878. № 1–2. С. 18–32.
- Ястребов М. Высокопреосвященный Иннокентий (Борисов) как профессор Богословия Киевской Духовной Академии // ТКДА. 1900. № 3. С. 522–566.
- Baur J. Auf dem Wege zur klassischen Tübinger Christologie. Einführende Überlegung zur sogenannten Kenosis-Krypsis Streit // Theologen und Theologie an der Universität Tübingen: Beitrage zur Geschichte der evangelisch-theologischen Fakultät. Tübingen, 1977. S. 195–269.
- Baur J. Ubiquität // Theologische Realenzyklopädie. Bd. 34. Berlin; N. Y., 2002. S. 224–241.
- Brandy H. Die späte Christologie des Johannes Brenz. Tübingen, 1991.
- Breidert М. Kenotische Christologie des 19. Jahrhunderts. Gütersloh, 1977.
- Brentio I. Explicatio epistolae Pavli apostoli ad Philippenses. Francoforti, 1548.
- Concordia. Christliche Widerholete, einmütige Bekentnüs. Dreßden, 1580.
- Cross R. Communicatio Idiomatum: Reformation Christological Debates. Oxford, 2019.
- Eliott M. Christology in the seventeenth century // The Oxford handbook of Christology. Oxford, 2015. P. 297–314.
- Law D. R. Luther’s Legacy and the Origins of Kenotic Christology // Bulletin of the John Ryland Library. 2017. Vol. 93. (№ 2). P. 41–68.
- Pelikan J. The Christian Tradition. Vol. 4: Reformation of Church and Dogma (1300–1700). Chicago; L., 1984.
- Quenstedt J. A. Theologia didactico-polemica, sive systema theologicum. Pars 3–4. Wittebergae, 1691.
- Sparn W. Jesus Christus V // Theologische Realenzyklopädie. Bd. 17. Berlin; N. Y., 2002. S. 1–16.
- Theophan (Prokopowicz). Christianae, orthodoxae, dogmatico-polemicae theologiae, olima clarissimo viro Theophane Prokopowicz eiusque continvatoribus adornatae, ac in tribus voluminibus primum anno MDCCLXXXII editae Compendium. T. 1. Petropoli, 1827.
- Wiedenroth U. Krypsis und Kenosis. Studien zu Thema und Genese der Tübinger Christologie in 17. Jahrhundert. Tübingen, 2011.
Данные об авторе
Малышев Артем Владиславович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0002-3674-3303;
Электронный адрес: artema.malishev@gmail.com.
Благодарности
Статья подготовлена в рамках проекта «Русское духовно-академическое богословие конца XIX — начала XX в.: идеи и контексты» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».