/

Антоненко Виктория Владимировна

Развитие учения об апокатастасисе и проблема зла в «Большой трилогии» прот. Сергия Булгакова


Антоненко В. В. Развитие учения об апокатастасисе и проблема зла в «Большой трилогии» прот. Сергия Булгакова // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 88-105.

DOI: 10.15382/sturI202195.88-105

Аннотация

Статья посвящена учению об апокатастасисе в «Большой трилогии» прот. Сергия Булгакова. В работе прослеживается эволюция в его творчестве концепции всеобщего спасения, показывается, что наиболее полно он формулирует свое учение об апокатастасисе в завершающей части трилогии о Богочеловечестве — «Невесте Агнца». В статье прослеживается, каким образом софиология Булгакова связана с его эсхатологическими идеями и с учением о Богочеловечестве в непосредственной связи с концепцией апокатастасиса. Рассматривается ряд вопросов, связанных с тем, как Булгаков понимал место и значение Софии в божественном творении, соотносимость Софии божественной и тварной. Особое внимание уделяется темам боговоплощения, кенозиса и парусии. Важным аспектом учения об апокатастасисе Булгакова автор считает его связь с проблемой зла и с теодицеей, поскольку только принцип всеобщего спасения может быть условием окончательного преодоления зла. Размышляя над источником истинного зла, Булгаков отводит значительное место ангелологии в учении об апокатастасисе. В контексте учения об апокатастасисе Булгаков объясняет такие понятия, как смерть, смертность и бессмертие человека. Проблему смерти он связывает с различением времени как вечности и временности как не-сущего. Различая два состояния: время и временность, Булгаков рассматривает также вопрос о вечности адских мук. Для решения вопроса о возможном всеобщем спасении он раскрывает также следующие проблемы: о временности вечного, о несоизмеримости божественного и тварного, о природе тварной свободы. Автор полагает, что основное значение в понимании и раскрытии концепции апокатастасиса Булгакова имеет его христология, поскольку в личности Богочеловека он находит действительное основание возможности к всеобщему спасению. Принцип сосуществования двух природ, которое было явлено в лице Богочеловека, Булгаков переносит на человечество и создает учение о Богочеловечестве, понимая его как всеобщее человеческое спасение в Софии.

Ключевые слова

С. Н. Булгаков, учение об апокатастасисе, всеобщее восстановление, спасение, тварная свобода, тварное зло, вечность мук, временность вечности, парусия, соумирание

Список литературы

  1. Алфимова Ж. П. Антропология Оригена Александрийского в связи с учением о времени: на основе трактата «О началах» // Вопросы философии. 2009. № 6. С. 139–159.
  2. Булгаков С. Н., прот. Агнец Божий (автореферат) // Путь. 1933. № 41. С. 101–105.
  3. Булгаков С. Н., прот. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Ч. І. Париж: Ymca-press, 1933.
  4. Булгаков С. Н., прот. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования). Париж: Ymca-press, 1948.
  5. Булгаков С. Н., прот. Иуда Искариот — апостол-предатель // Он же. Труды о Троичности / сост., подг. текста и примеч. Анны Резниченко. М.: ОГИ, 2001.
  6. Булгаков С. Н., прот. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Ч. ІІІ. Париж: Ymca-press, 1945.
  7. Булгаков С. Н., прот. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.
  8. Булгаков С. Н., прот. Утешитель. О Богочеловечестве. Ч. II. Париж: Ymca-press,1936.
  9. Ваганова Н. А. Софиология протоиерея Сергия Булгакова. М.: ПСТГУ, 2011.
  10. Ваганова Н. А. Таинство, догмат и антиномия в софиологии прот. С. Булгакова // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 4 (48). С. 40–51.
  11. Гусев Д. В. Антропологические аспекты апокалиптики в философском наследии С. Н. Булгакова // Булгаковские чтения: сб. науч. статей по материалам V Всероссийской научной конференции с международным участием / под общ. ред. Л. И. Пахарь. Орел, 2011. С. 88–98.
  12. Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2013.
  13. Зандер Л. А. Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова): в 2 т. Париж: Ymcapress, 1948. Т. 2.
  14. Носов А. А. Реконструкция 12-го «Чтения по философии религии» В. С. Соловьева // Символ. 1992. № 28. C. 245–258.
  15. Ориген. О началах. Против Цельса. СПб.: Библиополис, 2008.
  16. Резниченко А. И. «Предестинация» и «судьба» в работе прот. Сергия Булгакова «Иуда Искариот — апостол-предатель» (к реконструкции булгаковской метафизики истории) // Сергей Николаевич Булгаков / под. ред. А. П. Козырева. М., 2019. С. 145–162.
  17. Соловьев В. С. Вера, разум и опыт // Полное собрание сочинений и писем: в 12 т. Сочинения. Т. 3. 1877–1881. М.: Наука, 2000. С. 367–390.
  18. Соловьев В. С. Кризис западной философии. Против позитивистов // Полное собрание сочинений и писем. Сочинения. Т. 1: 1873–1876. М.: Наука, 2000. С. 37–152.
  19. Флоровский Г. В., прот. О воскресении мертвых. М., 2011.
  20. Цвален Р. М. Тринитарная концепция личности у Николая Бердяева и Сергея Булгакова // История философии. 2016. Т. 21. № 1. С. 151–159.
  21. Цертелев Д. Н. Из воспоминаний о Владимире Сергеевиче Соловьеве // Вл. Соловьев: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. Т. I. С. 347–359.
  22. Gavrilyuk P. Universal salvation in the eschatology of Sergius Bulgakov // Journal of Theological Studies. 2006. Vol. 57. Pt. 1. P. 110–132.
  23. Gavrilyuk P. The Judgment of Love: The Ontological Universalism of Sergius Bulgakov // All shall be well: explorations in Universalism and Christian theology from Origen to Moltmann / G. MacDonald, ed. Cambridge: The Lutterworth Press, 2011. P. 280–304.
  24. Ramelli I. The Christian doctrine of apokatastasis. Leiden; Boston: Brill, 2013.

Данные об авторе

Антоненко Виктория Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6/1;
ORCID: 0000-0002-8748-5973;
Электронный адрес: lyubimayaviktoriya@mail.ru.