/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение

Вестник ПСТГУ I :95

БОГОСЛОВИЕ

Давыденков Олег Викторович, протоиерей

Макарий Синаит (портрет мелькитского интеллектуала XIII столетия)

Давыденков О. В. Макарий Синаит (портрет мелькитского интеллектуала XIII столетия) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 11-27

DOI: 10.15382/sturI202195.11-27
Макарий, архиепископ горы Синай (XIII в.), принадлежит к числу малоизвестных арабоязычных православных авторов. Фактически сохранилось только одно его полноценное произведение — «О посте на сырной седмице». Это историко-каноническое произведение интересно тем, что в его состав входит исповедание веры Макария. Таким образом, этот относительно небольшой текст позволяет представить достаточно целостный портрет его автора, оценить Синайского архиепископа и как церковного писателя в целом, и как богослова-догматиста в частности. Историко-каноническая часть трактата свидетельствует, что Макарий был высокообразованным иерархом, степень его знакомства со святоотеческой письменностью, историей Вселенских Соборов, источниками канонического права Православной Церкви значительно превосходит средний уровень православных апологетов, писавших на арабском языке. Исповедание веры Макария Синаита, отличающееся как совершенством формы, так и точностью догматических формулировок, по праву может считаться одним из лучших исповеданий православной веры, когда-либо составленных на арабском. Трактат Макария Синаита представляет собой яркое свидетельство того, что в первой половине XIII столетия весьма немногочисленная православная община Египта и Синая была способна выдвигать из своей среды высокообразованных интеллектуалов, глубоко укорененных в церковном Предании.
гора Синай, арабы-христиане, арабохристианская литература, мелькиты, историко-канонический трактат, исповедание веры, тринитарное учение, христология
  1. Арутюнова-Фиданян В. А. «Повествование о делах армянских»: Источник и время. М.: Индрик, 2004.
  2. Лурье В. М. Трансформации аристотелевской «онтологии» в византийских богословских дискуссиях VI–VII веков: автореф. дис. … д-ра филос. наук. СПб., 2008.
  3. Макарий Синаит. О посте на сырной седмице / пер. с араб. и коммент. свящ. А. Трейгер // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2017. Вып. 53. С. 103–134.
  4. Максимович К. А. Пандекты // Православная энциклопедия. Т. LIV. М., 2019. С. 402–403.
  5. Awad N. G. Orthodoxy in Arabic Terms (A Study of Theodore Abu Qurra’s Theology in its Islamic Context). Hartford, 2015.
  6. Ermilov P. «Satanic Heresy»: On One Topic in Anti-Armenian Polemic // Orthodoxy and Heresy in Byzantium. The Defi nition and the Notion of Orthodoxy and Some Other Studies on the Heresies and the Non-Christian Religions / A. Rigo, P. Ermilov, eds. Rome: Universitá degli Studi di Roma, 2010. P. 79–97.
  7. Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur. Città del Vaticano, 1944–1953. Bd. 1.
  8. Griffith S. The Shape of Christian Theology in Arabic: The Genres and Strategies of Christian Discourse in the World of Islam // The Church in the Shadow of the Mosque. Princeton; Oxford, 2008. P. 75–105.
  9. Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’Église melchite du Ve au XXe siècle. Louvain; P., 1979–1989; Damascus, 1996.
  10. Nassif B. Religious dialogue in the eighth century. Example from Theodore Abū Qurrah treatise // Parole de l’Orient. 2005. Vol. 30. P. 333–340.
  11. Samir S. Kh. The Earliest Arab Apology for Christianity (c. 750) // Christian Arabic Apologetics during the Abbasid Period (750–1258) / S. Kh. Samir, J. S. Nielsen, еds. Leiden; Brill, 1994. P. 57–114.
  12. Treiger A. Who Was Macarius, the Author of the “Responsum on Cheesefare Week”? // Between the Cross and the Crescent: Studies in Honor of Samir Khalil Samir, S. J. on the Occasion of His Eightieth Birthday / Ž. Paša, ed. Rome, 2018. P. 137–145.

Давыденков Олег Викторович, протоиерей


Ученая степень: доктор богословия;
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: профессор, зав. кафедрой восточнохристианской филологии и Восточных Церквей;
ORCID: 0000-0002-2149-931X;
Электронный адрес: odavydenkov@yandex.ru.
Малышев Артем Владиславович

Рецепция и развитие идей старой кенотической христологии в русской духовно-академической традиции

Малышев А. В. Рецепция и развитие идей старой кенотической христологии в русской духовно-академической традиции // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 28-44

DOI: 10.15382/sturI202195.28-44
Статья посвящена изучению истоков оригинальной теории свт. Иннокентия (Борисова) о постепенном проявлении Божественной природы в человеческой природе Христа. Рассмотрение начинается с краткого изложения происхождения и развития в лютеранском универсуме XVI–XVII вв. представления о кеносисе как неиспользовании Христом сообщенного Его человеческой природе божественного величия, т. е. совокупности божественных свойств. Так называемая старая лютеранская кенотическая христология появляется уже в трудах соратника Лютера Иоганна Бренца, развивается в работах Мартина Хемница и окончательно закрепляется как часть лютеранской традиции после издания в 1580 г. «Книги согласия», а в первой четверти XVII в. становится площадкой для дискуссий между богословами Гисена и Тюбингена. После описания истории формирования «старой» кенотической христологии в статье рассматривается рецепция этой христологии отечественной богословской традицией. Излагается концепция кеносиса Христа, содержащаяся в богословской системе архиеп. Феофана (Прокоповича), которая сравнивается с богословскими воззрениями Иоганна Квенштедта, а также учение о кеносисе свт. Иннокентия (Смирнова). Далее показывается, что христологическая теория свт. Иннокентия (Борисова) своими опорными пунктами имеет идеи из усвоенной русской богословской традицией «старой» кенотической христологии лютеранской схоластики, а именно, что кеносис Христа относился к Его обоженной человеческой природе, заключался в неполноценной действенности сообщенных ей божественных свойств, окончательная реализация которых последовала в состоянии Его превознесения. В статье не только показывается то, как базовые положения «старой» кенотической христологии вошли в фундамент теории свт. Иннокентия (Борисова), но и анализируются оригинальные аспекты последней. Оригинальность теории святителя заключается в идее процессуальности раскрытия Божественной природы во Христе. Опираясь на нормативное в духовно-академической среде восприятие кеносиса Христа, святитель попытался ответить на критику традиционной христологии И. Кантом, а также заполнить открывшиеся благодаря достижениям философской мысли модерна лакуны в православной христологии.
кеносис, христология, лютеранство, русское богословие, Иоганн Квенштедт, архиеп. Феофан (Прокопович), свт. Иннокентий (Смирнов), свт. Иннокентий (Борисов)
  1. Иннокентий Пензенский, свт. Полное собрание творений: в 10 т. Пенза, 2019.
  2. Иннокентий, свт. Херсонский и Таврический. Сочинения: в 6 т. СПб., 1908.
  3. Исаев С. А. Квенштедт Иоганн Андреас // Православная энциклопедия. Т. 32. М., 2013. С. 255–257.
  4. Кант И. Религия в пределах только разума // Собрание сочинений: в 8 т. М., 1994. Т. 6. С. 5–222.
  5. Леонов В., прот. Кеносис // Православная энциклопедия. Т. 32. М., 2013. С. 446–453.
  6. Малышев А. В. Догматические особенности учений о Христе Иммануила Канта и свт. Иннокентия Херсонского // Филаретовский альманах. Вып. 15. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. С. 79–94.
  7. Хондзинский П. В., прот. Восприятие идей И. Канта в богословском наследии свт. Иннокентия (Борисова) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 94–102.
  8. Червяковский П. А. Материалы для истории православного богословия в России. «Введение в богословие» Феофана Прокоповича // ХЧ. 1876. № 1–2. С. 32–86.
  9. Червяковский П. А. Источники «Введения в богословие» Феофана Прокоповича // ХЧ. 1878. № 1–2. С. 18–32.
  10. Ястребов М. Высокопреосвященный Иннокентий (Борисов) как профессор Богословия Киевской Духовной Академии // ТКДА. 1900. № 3. С. 522–566.
  11. Baur J. Auf dem Wege zur klassischen Tübinger Christologie. Einführende Überlegung zur sogenannten Kenosis-Krypsis Streit // Theologen und Theologie an der Universität Tübingen: Beitrage zur Geschichte der evangelisch-theologischen Fakultät. Tübingen, 1977. S. 195–269.
  12. Baur J. Ubiquität // Theologische Realenzyklopädie. Bd. 34. Berlin; N. Y., 2002. S. 224–241.
  13. Brandy H. Die späte Christologie des Johannes Brenz. Tübingen, 1991.
  14. Breidert М. Kenotische Christologie des 19. Jahrhunderts. Gütersloh, 1977.
  15. Brentio I. Explicatio epistolae Pavli apostoli ad Philippenses. Francoforti, 1548.
  16. Concordia. Christliche Widerholete, einmütige Bekentnüs. Dreßden, 1580.
  17. Cross R. Communicatio Idiomatum: Reformation Christological Debates. Oxford, 2019.
  18. Eliott M. Christology in the seventeenth century // The Oxford handbook of Christology. Oxford, 2015. P. 297–314.
  19. Law D. R. Luther’s Legacy and the Origins of Kenotic Christology // Bulletin of the John Ryland Library. 2017. Vol. 93. (№ 2). P. 41–68.
  20. Pelikan J. The Christian Tradition. Vol. 4: Reformation of Church and Dogma (1300–1700). Chicago; L., 1984.
  21. Quenstedt J. A. Theologia didactico-polemica, sive systema theologicum. Pars 3–4. Wittebergae, 1691.
  22. Sparn W. Jesus Christus V // Theologische Realenzyklopädie. Bd. 17. Berlin; N. Y., 2002. S. 1–16.
  23. Theophan (Prokopowicz). Christianae, orthodoxae, dogmatico-polemicae theologiae, olima clarissimo viro Theophane Prokopowicz eiusque continvatoribus adornatae, ac in tribus voluminibus primum anno MDCCLXXXII editae Compendium. T. 1. Petropoli, 1827.
  24. Wiedenroth U. Krypsis und Kenosis. Studien zu Thema und Genese der Tübinger Christologie in 17. Jahrhundert. Tübingen, 2011.

Малышев Артем Владиславович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0002-3674-3303;
Электронный адрес: artema.malishev@gmail.com.
Статья подготовлена в рамках проекта «Русское духовно-академическое богословие конца XIX — начала XX в.: идеи и контексты» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».
Степанова Елена Алексеевна

Теологические истоки скандинавской модели государства всеобщего благоденствия: религиозные и светские интерпретации

Степанова Е. А. Теологические истоки скандинавской модели государства всеобщего благоденствия: религиозные и светские интерпретации // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 45-63

DOI: 10.15382/sturI202195.45-63
Статья посвящена рассмотрению исследовательских интерпретаций — как религиозных, так и светских — некоторых принципиальных положений теологии Мартина Лютера, в частности учения о «двух царствах», о греховности человеческой природы, о всеобщем священстве и др., которые повлияли на формирование и развитие скандинавской модели государства всеобщего благоденствия (преимущественно на примере Дании). В статье поставлены следующие вопросы: каким образом те или иные теологические идеи и принципы воплощались в традициях, ценностях, поведенческих стратегиях, социальных движениях, формальных и неформальных правилах и нормах, которые привели к возникновению государства всеобщего благоденствия? Что общего имеет институциональный дизайн государства всеобщего благоденствия с евангелическо-лютеранской проповедью, которая на протяжении веков провозглашала ответственность каждого отдельного индивида и коллектива людей за заботу о других людях? Каким способом можно доказательно проанализировать влияние этих идей на социальные отношения и убеждения людей? Статья опирается на результаты исследований этой проблематики, полученные в рамках недавнего «культурного поворота» в гуманитарных и социальных науках, который постепенно привел к изменению акцентов в исследовательской логике и вывел едва ли не на первый план историко-культурные, в том числе религиозные, особенности скандинавских стран. В статье подробно анализируется учение Мартина Лютера о «двух царствах» и его современные интерпретации, в том числе то, как они отразились в идеологии скандинавской социал-демократии. Сделан вывод о том, что скандинавская модель государства всеобщего благоденствия является результатом уникального сочетания лютеранского благочестия, деятельности социал-демократических партий, исторических обстоятельств, приведших к формированию более или менее гомогенных этно-конфессиональных национальных государств, а также труда множества людей, которые захотели и смогли создать для себя достойные условия жизни. Эта тема нуждается в дальнейшем исследовании с учетом социально-культурного контекста той или иной страны.
лютеранство, секуляризм, учение о «двух царствах», государство всеобщего благоденствия, скандинавская модель, социал-демократия, универсализм
  1. Зудов Ю. В. Церковь, государство и общество в современной Дании. Челябинск: Цицеро, 2011.
  2. Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994.
  3. Лютер М. К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства // Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994. С. 55–119.
  4. Лютер М. Лекции по «Посланию к Галатам». Минск: ПИКОРП, 1997.
  5. Лютер М. Могут ли воины обрести Царство Небесное? URL: https://www.liveinternet.ru/users/kapellan_inkeri/post168604123/ (дата обращения: 27.04.2021).
  6. Степанова Е. А. Секулярность в социально-культурном контексте: пример Дании // Вестник СПбУ. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35. Вып. 1. С. 209–221.
  7. Стивенсон Д. Р. Два правления и два царства в мысли Лютера. URL: https://proza.ru/2019/06/07/8 (дата обращения: 27.04.2021).
  8. Тихомиров А. Догматика без догматизма. М.: ББИ, 2013.
  9. Allchin A. M. N.F.S. Grundtvig: An Introduction to His Life and Work. Aarhus: Aarhus University Press, 1997.
  10. Anttonen V. The impact of the Reformation on the formation of mentality and the moral landscape in the Nordic countries // Temenos — Nordic Journal of Comparative Religion. 2018. Vol. 54. No. 1. P. 29–45.
  11. Berg-Sørensen A. The Politics of Lutheran Secularism: Reiterating Secularism in the Wake of the Cartoon Crisis // Religion in the 21st Century: Challenges and Transformations / L. Christoff ersen, H. R. Iversen, H. Petersen, M. Warburg, eds. L.: Routledge, 2016. P. 207–214.
  12. Beyond Welfare State Models: Transnational Historical Perspectives on Social Policy / P. Kettunen, K. Petersen, eds. Edward Elgar Publishing, 2011.
  13. Casanova J. The Two Dimensions, Temporal and Spatial, of the Secular: Comparative Reflections on the Nordic Protestant and Southern Catholic Patterns from a Global Perspective // Secular and Sacred?: The Scandinavian Case of Religion in Human Rights, Law and Public Space / T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova, eds. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 21–33.
  14. Christoff ersen L. State, Church and Religion in Denmark at the Beginning of the 21st Century // Law & Religion in the 21st Century: Nordic Perspectives / L. Christoff ersen, K. Å. Modéer, S. Andersen, N. V. Vinding, eds. Copenhagen: Djøf Publishing, 2010. P. 563–592.
  15. Den nordiske protestantisme og velfærdsstaten [Nordic Protestantism and the welfare state] / T. Knudsen, ed. Aarhus: Aarhus Universitetsforlag, 2000.
  16. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Princeton University Press, 1990.
  17. Exploring a Heritage: Evangelical Lutheran Churches in the North / A.-L. Eriksson, G. Gunner, N. Blåder, eds. Eugene: Wipf and Stock Publishers, 2012.
  18. Haugen H. M. The Evangelical Lutheran Church in Denmark and the Multicultural Challenges // Politics and Religion. 2011. Vol. 4. P. 476–502.
  19. Knudsen T. Tilblivelsen af den universalistiske velfærdsstat [The origins of the universalistic welfare state] // Den nordiske protestantisme og velfærdsstaten / T. Knudsen, ed. Aarhus: Aarhus Universitetsforlag, 2000. P. 20–64.
  20. Larsen K. E. En bevægelse i bevægelse. Indre Mission i Danmark 1861–2011 [A movement in motion: Inner Mission in Denmark, 1861–2011]. Copenhagen: Lohses Forlag, 2011.
  21. Markkola P. Nordic welfare states // Beyond Welfare State Models: Transnational Historical Perspectives on Social Policy / P. Kettunen, K. Petersen, eds. Cheltenham; Northampton: Edward Elgar Publishing, 2011. P. 102–118.
  22. Markkola P. The Long History of Lutheranism in Scandinavia. From State Religion to the People’s Church // Perichoresis. 2015. Vol. 13. Issue 2. P. 3–15.
  23. Markkola P., Naumann I. K. Lutheranism and the Nordic Welfare States in Comparison // Journal of Church and State. 2014. Vol. 56. Issue 1. P. 1–12.
  24. Nelson R. H. Lutheranism and the Nordic Spirit of Social Democracy: A Diff erent Protestant Ethic. Aarhus University Press, 2017.
  25. Nielsen M. V., Kühle L. Religion and State in Denmark: Exception among Exceptions? // Nordic Journal of Religion and Society. 2011. No. 24 (2). P. 173–188.
  26. Nordic Paths to Modernity / J. P. Árnason, B. Wittrock, eds. N. Y.: Berghahn Books, 2012.
  27. Opielka M. Christian Foundations of the Welfare State: Strong Cultural Values in Comparative Perspective // Culture and Welfare State: Values and Social Policy in Comparative Perspective / W. van Oorschot, M. Opielka, B. Pfau-Effinger, eds. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 2008. P. 89–114.
  28. Østergaard U. Lutheranismen, danskheden og velfærdsstaten [Lutheranism, Danish nationality and the welfare state] // 13 historier om den danske velfærdsstat / K. Petersen, ed. Odense: Syddansk Universitetsforlag, 2003. P. 27–46.
  29. Østergård U. Martin Luther og dansk politisk kultur: Nationalkirke, luthersk reformation og dansk nationalismein [Martin Luther and Danish Political Culture. National Church, Lutheran Reformation and Danish Critique of Nationalism] // Kritik. 2010. Nr. 195. København, Gyldendal. P. 36–59.
  30. Østergård U. The Danish Path to Modernity // Nordic Paths to Modernity / J. P. Árnason, B. Wittrock, eds. N. Y.; Oxford: Berghahn Books, 2012. P. 49–68.
  31. Østergård U. The Geopolitics of Nordic Identity // The Cultural Construction of Norden / Ø. Sørensen, B. Stråth, ed. Oslo: Scandinavian University Press, 1997. P. 25–71.
  32. Pedersen M. A. Inner Revolution: Reaction and Rupture in a Danish Lutheran Movement // Ruptures: Anthropologies of Discontinuity in Times of Turmoil / M. Holbraad, B. Kapferer, J. F. Sauma, eds. L.: UCL Press, 2019. P. 93–115.
  33. Pedersen M. A. The politics of paradox: Kierkegaardian theology and national conservatism in Denmark // Distortion: Social Processes Beyond the Structured and Systemic / N. Rapport, ed. Abington; N. Y.: Routledge, 2017.
  34. Petersen J. H. Martin Luther and the Danish Welfare State // Lutheran Quarterly. 2018. Vol. 32. No. 1. P. 1–27.
  35. Petersen J. H., Petersen K. The Concept of «Welfare state» in Danish Public and Political Debates // The Changing Meanings of the Welfare State: Histories of a Key Concept in the Nordic Countries / N. Edling, ed. N. Y.: Berghahn Books, 2019.
  36. Petersen K., Petersen J. H. The Good, the Bad, or the Godless Society?: Danish «Church People» and the Modern Welfare State // Church History. 2013. Vol. 82. P. 904–940.
  37. Prill Th. Martin Luther, the Two Kingdoms, and the Church // Evangel. 2005. Vol. 23(1). P. 17–21.
  38. Religion, Class Coalitions, and Welfare States / K. van Kersbergen, P. Manow, eds. N. Y.: Cambridge University Press, 2009.
  39. Religious Complexity in the Public Sphere: Comparing Nordic Countries / I. Furseth, ed. L.: Palgrave Macmillan, 2017.
  40. Riis O. Rejection of Religious Pluralism — the Danish Case // Nordic Journal of Religion and Society. 2011. Vol. 24 (1). P. 19–36.
  41. The Changing Meanings of the Welfare State: Histories of a Key Concept in the Nordic Countries / N. Edling, ed. N. Y.: Berghahn Books, 2019.
  42. The Nordic Model of Welfare: A Historical Reappraisal / N. F. Christiansen, K. Petersen, N. Edling and P. Haave, eds. University of Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2006.
  43. Thorkildsen D. Religious Identity and Nordic Identity // The Cultural Construction of Norden / Ø. Sørensen, B. Stråt, eds. Oslo: Scandinavian University Press, 1997. P. 138–160.
  44. Thorkildsen D. West Nordic and East Nordic Religiousness and Secularity: Historical Unity and Diversity // Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space / T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova, eds. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 85–101.
  45. Tønnessen A. V. The Church and the Welfare State in Postwar Norway: Political Confl icts and Conceptual Ambiguities // Journal of Church and State. 2014. Vol. 56. Issue 1. P. 13–35.
  46. Welfare and Religion in 21st Century Europe: In 2 vol. / A. Bäckström, G. Davie, N. Edgardh, P. Pettersson, eds. L.: Ashgate, 2013.
  47. Witte J. «God is Hidden in the Earthly Kingdom»: The Lutheran Two-Kingdoms Theory as Foundation of Scandinavian Secularity // Secular and Sacred? The Nordic Case of Religion in Human Rights, Law, and Public Space / T. Wyller, R. van den Breemer, J. Casanova, eds. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 56–84.
  48. Witte J., Jr. Law and Protestantism: The Legal Teachings of the Lutheran Reformation. Cambridge University Press, 2002.
  49. Zuckerman Ph. Society without God: What the Least Religious Nations Can Tell Us about Contentment. N. Y.: New York University Press, 2008.

Степанова Елена Алексеевна


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Уральского гуманитарный институт Уральского федерального университета; Российская Федерация, 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2559-3573;
Электронный адрес: stepanova.elena.a@gmail.com.

ФИЛОСОФИЯ

Гагинский Алексей Михайлович

Transcendentalia entis как актуальный философский проект

Гагинский А. М. Transcendentalia entis как актуальный философский проект // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 67-87

DOI: 10.15382/sturI202195.67-87
Автор стремится показать, что теория трансценденталий имеет не только исторический интерес, но обладает и философским потенциалом. Так, известный логик Я. Воленский говорит о том, что теория трансценденталий может пролить свет, например, на формальную онтологию. В статье предпринята попытка актуализации трансцендентальной метафизики, показывается ее значимость для современной интеллектуальной культуры, что достигается с помощью противопоставления «трансцендентального мышления» тенденциям нигилизма и филистерства, представленным Ф. Ницше и Л. Н. Толстым. В частности, автор намечает основные контуры теории трансценденталий, после чего рассматривается позиция Ф. Ницше, который связывал наступление нигилизма именно с распадом трансцендентального единства, предполагающим антагонизм истины, добра и красоты. При этом отмечается, что сам Ницше отнюдь не занимается опровержением этого учения, он лишь констатирует окончательный распад трансценденталий. Эстетическое отвращение от христианства — вот едва ли не главная причина появления феномена «Фридрих Ницше». Далее показывается, что Л. Н. Толстой, в отличие от Ф. Ницше, принимал ценность добра и истины, однако резко выступал против красоты, как и вообще против единства трансцендентальных понятий, что сближает великого писателя с филистерством. Имя великого писателя и такой едкий эпитет, несомненно, выглядят весьма странно рядом друг с другом, тем не менее Л. Н. Толстой последовательно и осознанно воевал против красоты. Так, если Ф. Ницше отрицал все трансценденталии, кроме красоты, то Л. Н. Толстой, наоборот, — признавал истину, единство и особенно благо (добро), отрицая последнюю трансценденталию. Наконец, автор останавливается на фигуре Г. У. фон Бальтазара, который показал значимость красоты не только для этики и эстетики, но и для онтологии, поскольку «свидетельство бытия кажется невероятным тому, кто не воспринимает красоту». Автор полагает, что отсутствие красоты приводит к отказу от добра, отступлению от истины и забвению бытия: этика без красоты превращается в морализаторство, а добро перестает быть притягательным.
трансценденталии, бытие, единое, благо, истина, красота, И. Кант, Ф. Ницше, Л. Н. Толстой, Г. У. фон Бальтазар
  1. Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001.
  2. Бадью А. Делёз. Шум бытия. М.: Логос-Альтера; Ессе homo, 2004.
  3. Булл М. Анти-Ницше. М.: Издательский дом Дело, 2016.
  4. Бычков В. В. Посткультура и современное искусство — Эстетизация дискурса // Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры. М.: ИФРАН, 2007. С. 8–12.
  5. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. М.: УРСС, 2004.
  6. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Канон+; РООИ Реабилитация, 2008.
  7. Воленский Я. Две теории трансценденталий // Вопросы философии. 2016. № 3. С. 204–214.
  8. Гагинский А. М. Пролегомены к метатеодицее // Философский журнал. 2020. № 3. С. 67–81.
  9. Круглов А. Н. Разрыв с учением о трансценденталиях в этике Канта // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 77. С. 46–62.
  10. Круглов А. Н. Трансцендентализм в философии. М.: Восход-А, 2000.
  11. Купарашвили М. Д. Сумма трансценденталий: В 2 ч. Омск: Омский ин-т, 2007.
  12. Никифоров А. Л. Структура и смысл жизненного мира человека. М.: Альфа-М, 2012.
  13. Шохин В. К. Агатология: Современность и классика. М.: Канон+, 2014.
  14. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003.
  15. Aertsen J. Beauty in the Middle ages: A forgotten transcendental? // Medieval Philosophy and Theology. 1991. Vol. 1. P. 68–97.
  16. Aertsen J. Medieval Philosophy as Transcendental Thought: From Philip the Chancellor (ca. 1225) to Francisco Suárez. Leiden: Brill, 2012.
  17. Being and Goodness: The Concept of the Good in Metaphysics and Philosophical Theology / S. MacDonald, ed. N. Y.: Cornell university press, 1991.
  18. Schassler M. Kritische Geschichte der Aesthetik. Berlin, 1872.
  19. Van Inwagen P. Meta-ontology // Idem. Ontology, Identity, and Modality: Essays in Metaphysics. Cambridge university press, 2001. P. 13–31.
  20. Woleński J. “Ens et verum convertuntur”? A contemporary perspective // Truth / M. Dumitriu, G. Sandu, eds. București, 2013. P. 75–83.
  21. Woleński J. Being as a syncategorematic word: A completion (?) of Twardowski’s analysis of nothing // Theories of objects / J. Pasniczek, ed. Lublin, 1992. P. 76–85.
  22. Woleński J. Malum, transcendentalia and logic // Phenomenology and analysis: Essays on central European philosophy / A. Chrudzimski, W. Huemer, eds. Frankfurt: Ontos, 2004. S. 359–370.
  23. Woleński J. On analogical concepts // Studia metodologiczne. Poznań, 2016. № 37. P. 9–28.

Гагинский Алексей Михайлович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9412-9064;
Электронный адрес: algaginsky@gmail.com.
Антоненко Виктория Владимировна

Развитие учения об апокатастасисе и проблема зла в «Большой трилогии» прот. Сергия Булгакова

Антоненко В. В. Развитие учения об апокатастасисе и проблема зла в «Большой трилогии» прот. Сергия Булгакова // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 88-105

DOI: 10.15382/sturI202195.88-105
Статья посвящена учению об апокатастасисе в «Большой трилогии» прот. Сергия Булгакова. В работе прослеживается эволюция в его творчестве концепции всеобщего спасения, показывается, что наиболее полно он формулирует свое учение об апокатастасисе в завершающей части трилогии о Богочеловечестве — «Невесте Агнца». В статье прослеживается, каким образом софиология Булгакова связана с его эсхатологическими идеями и с учением о Богочеловечестве в непосредственной связи с концепцией апокатастасиса. Рассматривается ряд вопросов, связанных с тем, как Булгаков понимал место и значение Софии в божественном творении, соотносимость Софии божественной и тварной. Особое внимание уделяется темам боговоплощения, кенозиса и парусии. Важным аспектом учения об апокатастасисе Булгакова автор считает его связь с проблемой зла и с теодицеей, поскольку только принцип всеобщего спасения может быть условием окончательного преодоления зла. Размышляя над источником истинного зла, Булгаков отводит значительное место ангелологии в учении об апокатастасисе. В контексте учения об апокатастасисе Булгаков объясняет такие понятия, как смерть, смертность и бессмертие человека. Проблему смерти он связывает с различением времени как вечности и временности как не-сущего. Различая два состояния: время и временность, Булгаков рассматривает также вопрос о вечности адских мук. Для решения вопроса о возможном всеобщем спасении он раскрывает также следующие проблемы: о временности вечного, о несоизмеримости божественного и тварного, о природе тварной свободы. Автор полагает, что основное значение в понимании и раскрытии концепции апокатастасиса Булгакова имеет его христология, поскольку в личности Богочеловека он находит действительное основание возможности к всеобщему спасению. Принцип сосуществования двух природ, которое было явлено в лице Богочеловека, Булгаков переносит на человечество и создает учение о Богочеловечестве, понимая его как всеобщее человеческое спасение в Софии.
С. Н. Булгаков, учение об апокатастасисе, всеобщее восстановление, спасение, тварная свобода, тварное зло, вечность мук, временность вечности, парусия, соумирание
  1. Алфимова Ж. П. Антропология Оригена Александрийского в связи с учением о времени: на основе трактата «О началах» // Вопросы философии. 2009. № 6. С. 139–159.
  2. Булгаков С. Н., прот. Агнец Божий (автореферат) // Путь. 1933. № 41. С. 101–105.
  3. Булгаков С. Н., прот. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Ч. І. Париж: Ymca-press, 1933.
  4. Булгаков С. Н., прот. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования). Париж: Ymca-press, 1948.
  5. Булгаков С. Н., прот. Иуда Искариот — апостол-предатель // Он же. Труды о Троичности / сост., подг. текста и примеч. Анны Резниченко. М.: ОГИ, 2001.
  6. Булгаков С. Н., прот. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Ч. ІІІ. Париж: Ymca-press, 1945.
  7. Булгаков С. Н., прот. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.
  8. Булгаков С. Н., прот. Утешитель. О Богочеловечестве. Ч. II. Париж: Ymca-press,1936.
  9. Ваганова Н. А. Софиология протоиерея Сергия Булгакова. М.: ПСТГУ, 2011.
  10. Ваганова Н. А. Таинство, догмат и антиномия в софиологии прот. С. Булгакова // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 4 (48). С. 40–51.
  11. Гусев Д. В. Антропологические аспекты апокалиптики в философском наследии С. Н. Булгакова // Булгаковские чтения: сб. науч. статей по материалам V Всероссийской научной конференции с международным участием / под общ. ред. Л. И. Пахарь. Орел, 2011. С. 88–98.
  12. Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2013.
  13. Зандер Л. А. Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова): в 2 т. Париж: Ymcapress, 1948. Т. 2.
  14. Носов А. А. Реконструкция 12-го «Чтения по философии религии» В. С. Соловьева // Символ. 1992. № 28. C. 245–258.
  15. Ориген. О началах. Против Цельса. СПб.: Библиополис, 2008.
  16. Резниченко А. И. «Предестинация» и «судьба» в работе прот. Сергия Булгакова «Иуда Искариот — апостол-предатель» (к реконструкции булгаковской метафизики истории) // Сергей Николаевич Булгаков / под. ред. А. П. Козырева. М., 2019. С. 145–162.
  17. Соловьев В. С. Вера, разум и опыт // Полное собрание сочинений и писем: в 12 т. Сочинения. Т. 3. 1877–1881. М.: Наука, 2000. С. 367–390.
  18. Соловьев В. С. Кризис западной философии. Против позитивистов // Полное собрание сочинений и писем. Сочинения. Т. 1: 1873–1876. М.: Наука, 2000. С. 37–152.
  19. Флоровский Г. В., прот. О воскресении мертвых. М., 2011.
  20. Цвален Р. М. Тринитарная концепция личности у Николая Бердяева и Сергея Булгакова // История философии. 2016. Т. 21. № 1. С. 151–159.
  21. Цертелев Д. Н. Из воспоминаний о Владимире Сергеевиче Соловьеве // Вл. Соловьев: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. Т. I. С. 347–359.
  22. Gavrilyuk P. Universal salvation in the eschatology of Sergius Bulgakov // Journal of Theological Studies. 2006. Vol. 57. Pt. 1. P. 110–132.
  23. Gavrilyuk P. The Judgment of Love: The Ontological Universalism of Sergius Bulgakov // All shall be well: explorations in Universalism and Christian theology from Origen to Moltmann / G. MacDonald, ed. Cambridge: The Lutterworth Press, 2011. P. 280–304.
  24. Ramelli I. The Christian doctrine of apokatastasis. Leiden; Boston: Brill, 2013.

Антоненко Виктория Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6/1;
ORCID: 0000-0002-8748-5973;
Электронный адрес: lyubimayaviktoriya@mail.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Фадеев Иван Андреевич; Шебалин Дмитрий Дмитриевич

«Правительство само регламентирует догматы Церкви так, как это ему кажется более выгодным…». Экзарх Л. Федоров о религиозной политике советской власти

Фадеев И. А., Шебалин Д. Д. «Правительство само регламентирует догматы Церкви так, как это ему кажется более выгодным…». Экзарх Л. Федоров о религиозной политике советской власти // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 109-122

DOI: 10.15382/sturI202195.109-122
В данной статье предпринята попытка проанализировать документ нового для современной историографии письма экзарха российских католиков византийского обряда Леонида Федорова, в котором сообщается о положении дел в католической общине с приходом советской власти, а также о предпринимаемых властью мерах поэтапного ограничения и затем фактического искоренения Греко-Католической Церкви византийского обряда на территории России. Надежды верующих на либерализацию отношения к Католической Церкви и расширение ее возможностей после смены политического режима в стране не оправдались. Авторы приходят к выводу, что отец Л. Федоров одним из первых среди религиозных деятелей (учитывая дату написания письма) увидел эту трагическую для грекокатоликов тенденцию через призму особенностей советского секуляристского проекта как политической религии, осознал их деструктивную роль для развития христианства в России. На основании письма экзарха авторы заключают, что советское государство взяло курс на лишение Церкви ее публичного статуса и авторитета. В то время как на официальном уровне на переговорах с представителями Святого престола советская дипломатия не сообщала о намерениях вторжения государства во внутреннюю церковную юрисдикцию, Л. Федоров в своем послании описывал реальное положение дел в стране — сущность проводившейся антирелигиозной политики, намерение превратить Церковь в социальный институт на службе у общества. Статья позволяет читателю понять феномен советской власти в ее отношении к религиозным институтам и пути выживания Церкви в новых для нее условиях.
Римско-Католическая Церковь, Греко-Католическая Церковь византийского обряда, российско-ватиканские отношения, Русская Католическая Церковь, Леонид Федоров, советская религиозная политика, религиозная свобода
  1. Акопян О. Письмо патриарха Тихона папе Римскому Бенедикту XV и другие документы из истории отношений Святого престола с СССР (1920-е годы) // Новое литературное обозрение. 2018. № 6 (154). С.141–159.
  2. Беглов А. Л. От соборного Определения — к Декрету СНК. К вопросу о генезисе государственно-церковных отношений советского периода // Альфа и Омега. 2007. № 1(48). С. 146–170.
  3. Беглов А. Л., Белякова Н. А. Религия, государство и общество // Всемирная история. Т. 6: Мир в ХХ веке: Эпоха глобальных трансформаций. Кн. 1 / отв. ред. А. О. Чубарьян. М.: Наука, 2019. С. 228–252.
  4. Бёк К. Католические общины в СССР в 1918–1939 гг. // Вестник церковной истории. 2017. № 3/4 (47/48). С. 332–335.
  5. Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004.
  6. Белякова Н. А. Церковь в социалистическом государстве: особенности русской правовой традиции // Религии мира. История и современность. 2006–2010. М.; СПб., 2012. С. 430–472.
  7. Бурман В. фон. Леонид Федоров: Жизнь и деятельность. Рим, 1966.
  8. Венгер А. Рим и Москва: 1900–1950 / пер. с фр.; предисл. Н. А. Струве. М.: Русский путь, 2000.
  9. Джентиле Э. Политические религии. Между демократией и тоталитаризмом / пер. с итал. Ф. А. Станжевского. СПб.: Владимир Даль, 2021.
  10. Козлов-Струтинский С., Парфентьев П. История Католической Церкви в России. СПб., 2014.
  11. Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922–1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997.
  12. Любин В. П. Социализм и национализм — антирелигии ХХ века // Религия и политика в ХХ веке. М.: ИВИ РАН, 2005. С. 30–57.
  13. Осипова И. И. «В язвах своих сокрой меня…»: Гонения на Католическую Церковь в СССР. По материалам следственных и лагерных дел. М., 1996.
  14. Отделение церкви от государства и школы от церкви в Советской России. Октябрь 1917–1918 гг.: сб. документов / отв. ред. прот. В. Воробьев, отв. сост. Л. Б. Милякова. М., 2016.
  15. Парфентьев П. «С терпением мы должны нести крест свой...»: Документы и материалы о жизни и деятельности блаженного священномученика экзарха Леонида (Федорова). СПб.: Изд. группа «Керигма», 2004.
  16. Пелешъ Ю. Пастырское богословiе: в 2 т. Вторе исправлене выданье. Т. 1. Вѣдень: Зъ печатнѣ В. Гейнриха, 1885.
  17. Постановление Президиума ВЦИК «об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». Из протокола заседания Президиума ВЦИК № 13, п. 1 // Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922–1925 гг.: в 2 кн. М.; Новосибирск: РОССПЭН, «Сибирский хронограф», 1997–1998. Кн. 2. С. 15–18.
  18. Страда В. Размышления о «политических религиях» XX века // Религия и политика в ХХ веке. М.: ИВИ РАН, 2005. С. 8–16.
  19. Токарева Е. С. Отношения СССР и Ватикана: от переговоров к разрыву. 1922–1929. М., 1988.
  20. Юдин А. Леонид Федоров. М., 2002.
  21. Mailleux P. Exarch Leonid Feodorov: Bridgebuilder Between Rome and Moscow. N. Y.: P. J. Kenedy, 1964.
  22. Pastor // Catholic Encyclopedia: An International Work of Reference on the Constitution, Doctrine, Discipline, and History of the Catholic Church / ed. by Charles G. Herbermann et al. In 16 vols. Vol. XI: New Mexico — Philip. N. Y.: The Encyclopedia Press, 1913. P. 537–538.
  23. Stang W. Pastoral Theology. 2nd ed., revised and enlarged. N. Y.: Benzinger Brothers, 1897.
  24. Theology // Catholic Encyclopedia: An International Work of Reference on the Constitution, Doctrine, Discipline, and History of the Catholic Church / ed. by Charles G. Herbermann et al. In 16 vols. Vol. XIV: Simony — Tournély. N. Y.: The Encyclopedia Press, 1913.
  25. Zatko J. A Contemporary Report on the Condition of the Catholic Church in Russia, 1922 // Harvard Theological Review. 1960. Vol. 53. No. 4. P. 277–295.

Фадеев Иван Андреевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт всеобщей истории РАН; Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский пр., 32 а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-2202-2246;
Электронный адрес: london.rbw@gmail.com.

Шебалин Дмитрий Дмитриевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт всеобщей истории РАН; Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский пр., 32 а;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6082-1562;
Электронный адрес: dmitry.shebalin@gmail.com.
Исследование выполнено в рамках проекта, получившего грантовую поддержку Российского научного фонда (No 19-18-00482 «Entangled Histories: Россия и Ватикан, 1917–1958 гг.»).

РЕЦЕНЗИИ

Небольсин Антал Гергей

Рец. на кн.: Stettner J. Veraenderte Endzeitvorstellungen. Die Rezeption der Offenbarung des Johannes beim ersten christlich-lateinischen Dichter Commodian. Tuebingen: Mohr-Siebeck, 2019. XIV + 221 S.

Небольсин А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 125-129 — Рец. на кн.: Stettner J. Veraenderte Endzeitvorstellungen. Die Rezeption der Offenbarung des Johannes beim ersten christlich-lateinischen Dichter Commodian. Tuebingen: Mohr-Siebeck, 2019. XIV + 221 S.
PDF

Небольсин Антал Гергей


Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: профессор кафедры библеистики Богословского факультета;
ORCID: 0000-0002-0037-8674;
Электронный адрес: gyula@mail.ru.
Грацианский Михаил Вячеславович

Рец. на кн.: Leuenberger-Wenger S. Das Konzil von Chalcedon und die Kirche. Konflikte und Normierungsprozesse im 5. und 6. Jahrhundert. [Supplements to Vigiliae Christianae. Vol. 153]. Leiden; Boston: Brill, 2019. XVII, 617 p.

Грацианский М. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 130-136 — Рец. на кн.: Leuenberger-Wenger S. Das Konzil von Chalcedon und die Kirche. Konflikte und Normierungsprozesse im 5. und 6. Jahrhundert. [Supplements to Vigiliae Christianae. Vol. 153]. Leiden; Boston: Brill, 2019. XVII, 617 p.
PDF

Грацианский Михаил Вячеславович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 4а, комната 408;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6981-3216;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.
Михайлов Петр Борисович

Новое введение в изучение паламизма — Рец. на кн.: Russell Norman. Gregory Palamas and the Making of Palamism in the Modern Age. Oxford: Oxford University Press, 2019. 272 p.

Михайлов П. Б. Новое введение в изучение паламизма // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 136-140 — Рец. на кн.: Russell Norman. Gregory Palamas and the Making of Palamism in the Modern Age. Oxford: Oxford University Press, 2019. 272 p.
PDF

Михайлов Петр Борисович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета;
ORCID: 0000-0003-3492-5055;
Электронный адрес: locuspetri@rambler.ru.
Коренева Надежда Александровна

Визуальные аспекты философии отца Павла Флоренского — Рец. на кн.: Visual Thought in Russian Religious Philosophy. Pavel Florensky’s Theory of the Icon / C. Antonova, ed. Routledge Focus on Religion, 2020. 110 p.

Коренева Н. А. Визуальные аспекты философии отца Павла Флоренского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 141-145 — Рец. на кн.: Visual Thought in Russian Religious Philosophy. Pavel Florensky’s Theory of the Icon / C. Antonova, ed. Routledge Focus on Religion, 2020. 110 p.
PDF

Коренева Надежда Александровна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: преподаватель кафедры философии и религиоведения;
ORCID: 0000-0002-5329-3383;
Электронный адрес: swordflag@yandex.ru.
Раздъяконов Владислав Станиславович

Натурализм в христианском контексте — Рец. на кн.: Science without God. Rethinking the History of Scientific Naturalism /P. Harrison, J. H. Roberts, eds. Oxford: Oxford University Press, 2019. 263 p.

Раздъяконов В. С. Натурализм в христианском контексте // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 146-151 — Рец. на кн.: Science without God. Rethinking the History of Scientific Naturalism /P. Harrison, J. H. Roberts, eds. Oxford: Oxford University Press, 2019. 263 p.
PDF

Раздъяконов Владислав Станиславович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: доцент учебно-научного центра изучения религий;
ORCID: 0000-0003-3073-6476;
Электронный адрес: razdyakonov.vladislav@gmail.com.