Автор стремится показать, что теория трансценденталий имеет не только исторический интерес, но обладает и философским потенциалом. Так, известный логик Я. Воленский говорит о том, что теория трансценденталий может пролить свет, например, на формальную онтологию. В статье предпринята попытка актуализации трансцендентальной метафизики, показывается ее значимость для современной интеллектуальной культуры, что достигается с помощью противопоставления «трансцендентального мышления» тенденциям нигилизма и филистерства, представленным Ф. Ницше и Л. Н. Толстым. В частности, автор намечает основные контуры теории трансценденталий, после чего рассматривается позиция Ф. Ницше, который связывал наступление нигилизма именно с распадом трансцендентального единства, предполагающим антагонизм истины, добра и красоты. При этом отмечается, что сам Ницше отнюдь не занимается опровержением этого учения, он лишь констатирует окончательный распад трансценденталий. Эстетическое отвращение от христианства — вот едва ли не главная причина появления феномена «Фридрих Ницше». Далее показывается, что Л. Н. Толстой, в отличие от Ф. Ницше, принимал ценность добра и истины, однако резко выступал против красоты, как и вообще против единства трансцендентальных понятий, что сближает великого писателя с филистерством. Имя великого писателя и такой едкий эпитет, несомненно, выглядят весьма странно рядом друг с другом, тем не менее Л. Н. Толстой последовательно и осознанно воевал против красоты. Так, если Ф. Ницше отрицал все трансценденталии, кроме красоты, то Л. Н. Толстой, наоборот, — признавал истину, единство и особенно благо (добро), отрицая последнюю трансценденталию. Наконец, автор останавливается на фигуре Г. У. фон Бальтазара, который показал значимость красоты не только для этики и эстетики, но и для онтологии, поскольку «свидетельство бытия кажется невероятным тому, кто не воспринимает красоту». Автор полагает, что отсутствие красоты приводит к отказу от добра, отступлению от истины и забвению бытия: этика без красоты превращается в морализаторство, а добро перестает быть притягательным.
трансценденталии, бытие, единое, благо, истина, красота, И. Кант, Ф. Ницше, Л. Н. Толстой, Г. У. фон Бальтазар
- Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001.
- Бадью А. Делёз. Шум бытия. М.: Логос-Альтера; Ессе homo, 2004.
- Булл М. Анти-Ницше. М.: Издательский дом Дело, 2016.
- Бычков В. В. Посткультура и современное искусство — Эстетизация дискурса // Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры. М.: ИФРАН, 2007. С. 8–12.
- Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. М.: УРСС, 2004.
- Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Канон+; РООИ Реабилитация, 2008.
- Воленский Я. Две теории трансценденталий // Вопросы философии. 2016. № 3. С. 204–214.
- Гагинский А. М. Пролегомены к метатеодицее // Философский журнал. 2020. № 3. С. 67–81.
- Круглов А. Н. Разрыв с учением о трансценденталиях в этике Канта // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 77. С. 46–62.
- Круглов А. Н. Трансцендентализм в философии. М.: Восход-А, 2000.
- Купарашвили М. Д. Сумма трансценденталий: В 2 ч. Омск: Омский ин-т, 2007.
- Никифоров А. Л. Структура и смысл жизненного мира человека. М.: Альфа-М, 2012.
- Шохин В. К. Агатология: Современность и классика. М.: Канон+, 2014.
- Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003.
- Aertsen J. Beauty in the Middle ages: A forgotten transcendental? // Medieval Philosophy and Theology. 1991. Vol. 1. P. 68–97.
- Aertsen J. Medieval Philosophy as Transcendental Thought: From Philip the Chancellor (ca. 1225) to Francisco Suárez. Leiden: Brill, 2012.
- Being and Goodness: The Concept of the Good in Metaphysics and Philosophical Theology / S. MacDonald, ed. N. Y.: Cornell university press, 1991.
- Schassler M. Kritische Geschichte der Aesthetik. Berlin, 1872.
- Van Inwagen P. Meta-ontology // Idem. Ontology, Identity, and Modality: Essays in Metaphysics. Cambridge university press, 2001. P. 13–31.
- Woleński J. “Ens et verum convertuntur”? A contemporary perspective // Truth / M. Dumitriu, G. Sandu, eds. București, 2013. P. 75–83.
- Woleński J. Being as a syncategorematic word: A completion (?) of Twardowski’s analysis of nothing // Theories of objects / J. Pasniczek, ed. Lublin, 1992. P. 76–85.
- Woleński J. Malum, transcendentalia and logic // Phenomenology and analysis: Essays on central European philosophy / A. Chrudzimski, W. Huemer, eds. Frankfurt: Ontos, 2004. S. 359–370.
- Woleński J. On analogical concepts // Studia metodologiczne. Poznań, 2016. № 37. P. 9–28.
Гагинский Алексей Михайлович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9412-9064;
Электронный адрес: algaginsky@gmail.com.