/

Нестерова Ольга Евгеньевна

Философия Моисея, философия Соломона и определение порядка трех смыслов Писания у Оригена


Нестерова О. Е. Философия Моисея, философия Соломона и определение порядка трех смыслов Писания у Оригена // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 93. С. 11-26.

DOI: 10.15382/sturI202193.11-26

Аннотация

Обосновывая различение трех уровней интерпретации библейского текста, Ориген наделял содержательными характеристиками смыслы двух высших ступеней — душевный и духовный, квалифицируя первый как моралистический, а второй — как обеспечивающий постижение тайн горнего мира. На этом основании некоторые ученые возводили оригеновскую концепцию трех смыслов к «Строматам» Климента Александрийского, где четырем частям «философии Моисея» ставилась в соответствие платоническая формула, описывающая последовательность философских дисциплин (этики, физики и эпоптики) и где приводилось также перечисление четырех способов, которыми возвещается учение Закона. В статье рассматриваются различия в подходе Оригена и Климента к проблеме выявления структурного сходства между системой философского знания и библейской доктриной. Климент учитывает скриптуральное измерение учения, изложенного в книгах Закона, однако его цель состоит в демонстрации его философской природы, хотя ему и не удается убедительно согласовать четырехчленную классификацию типов текстов Моисеева Пятикнижия (исторических, номотетических, иерургических и теологических) с моделью трехчастного деления философии. Ориген, со своей стороны, ассоциирует ту же трехчастную платоническую модель не с писаниями Моисея, а с писаниями Соломона, три книги которого лучше укладывались в означенную схему. Но поскольку его собственная доктрина множественности смыслов Писания формулировалась в единстве с концепцией прогрессивного Откровения, реализующегося в ходе смены трех эпох в истории спасения и отражающего три стадии приобщения к высшему знанию, он избирает непрямой способ соотнесения иерархически организованной триады смыслов и предлагаемой в среднем платонизме последовательности изучения философских дисциплин. Для него Соломон выступает представителем мирских философов, оказавшихся способными достичь этической ступени познания, соответствующей второму — «душевному» — уровню смысла Писания и экзотерическому аспекту новозаветной проповеди и обеспечивающей необходимое условие для последующего восхождения к мистическому, духовному знанию. В Моисее же Ориген видит не великого мудреца, из писаний которого почерпнули всю свою мудрость греческие философы, а одного из получателей непосредственного Божественного Откровения, и в его писаниях он усматривает не систему философских доктрин, а последовательность надстраивающихся друг над другом смыслов, порядок которых определяется не формулами, описывающими соотношение философских дисциплин, а выводимым из посланий апостола Павла различением плотских, душевных и духовных христиан, отражающим три степени духовного прогресса, доступные членам Церкви. Поэтому для обоснования своей собственной концепции трех смыслов Писания ему не было нужды опираться на рассуждения Климента о философском содержании Моисеева Пятикнижия, продиктованные преимущественно апологетическими, а не методологическими задачами.

Ключевые слова

Ориген, три смысла Писания, трехчастное деление философии, библейская экзегеза, Климент Александрийский, Филон Александрийский, Священное Писание, Моисей, Соломон

Список литературы

  1. Bigg C. The Christian Platonists of Alexandria. Oxford: Clarendon Press, 19132.
  2. Bousset W. Jüdisch-christlicher Schulbetrieb in Alexandria und Rom. Göttingen, 1915.
  3. Clemens Alexandrinus. Bd. 2. Stromateis I–VI / O. Stählin, L. Früchtel, Hrsg. GCS 52 (15). Berlin, 1985.
  4. Clément d’Alexandrie. Les Stromates. Stromate V / A. Le Boulluec, ed. Vol. 2. P.: Cerf., 1981.
  5. Clifford H. Moses as Philosopher-Sage in Philo // Moses in Biblical and Extra-Biblical Traditions / A. Graupner, M. Wolter, ed. Berlin: Walter de Gruyter, 2007. P. 151–167.
  6. Daniélou J. Message évangélique et culture hellénistique aux IIe et IIIe siècles. Tournai: Desclé e, 1961.
  7. Droge A. J. Homer or Moses? Early Christian Interpretations of the History of Culture. Tübingen: Mohr (Siebeck), 1989.
  8. Fiedrowicz M. Apologie im frühen Christentum. Die Kontroverse um den christlichen Wahrheitsanspruch in den ersten Jahrhunderten. Paderborn; München; Wien; Zürich: Ferdinand Schöningh, 20053.
  9. Hadot P. Les divisions des parties de la philosophie dans l’Antiquité // Museum Helveticum. 1979. Vol. 36. P. 201–223.
  10. Hoek A. van den. Clement of Alexandria and His Use of Philo in the Stromateis. An Early Christian Reshaping of a Jewish Model. Leiden: Brill, 1988.
  11. Joly R. Christianisme et philosophie. Études sur Justin et les Apologistes grecs du deuxième siècle. Bruxelles: É ditions de l’Université de Bruxelles, 1973.
  12. Lubac H. de. Exégèse médiévale. Les quatre sens de l’Écriture. Pars I, t. 1–2, pars II, t. 1–2. P.: Aubier, 1959–1964.
  13. Malden R. H. Saint Ambrose as an Interpreter of Holy Scripture // The Journal of Theological Studies. 1915. Vol. 16. P. 509–522.
  14. Meeks W. A. The Prophet-King. Moses Traditions and the Johannine Christology. Leiden: Brill, 1967.
  15. Méhat A. Clément d’Alexandrie et les sens de l’Écriture, Ier Stromate 176, 1–179, 3 // Epektasis: Mélanges patristiques off erts au Cardinal Jean Daniélou / J. Fontaine, Ch. Kannengiesser, éds. P.: Beauchesne, 1972. P. 355–365.
  16. Méhat A. Étude sur les ‘Stromates’ de Clé ment d’Alexandrie. P.: Le Seuil, 1966.
  17. Mondésert C. Clément d’Alexandrie. Introduction à l’étude de sa pensée religieuse à partir de l’Écriture. P., 1944.
  18. Pépin J. La tradition de l’allégorie. De Philon d’Alexandrie à Dante. P.: Études augustiniennes, 1987.
  19. Pépin J. Mythe et allégorie. Les origines grecques et les contestations judéo-chrétiennes. P., 1976.
  20. Ridings D. The Attic Moses: The Dependency Theme in Some Early Christian Writers. Gö teborg: Acta Universitatis Gothoburgensis, 1995.
  21. Rizzerio L. Clemente di Alessandria e la «φυσιολογÜα veramente gnostica». Saggio sulle origini e le implicazioni di un’epistemologia e di un’ontologia «cristiane». Leuven: Peeters, 1996.
  22. Walter N. Der Thoraausleger Aristobulos. Untersuchungen zu seinem Fragmenten und zu pseudepigraphischen Resten der jüdisch-hellenistischen Literatur. Berlin, 1964.
  23. Wolfson H. A. The Philosophy of the Church Fathers. Cambridge (Mass.), 1956.

Данные об авторе

Нестерова Ольга Евгеньевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт мировой литературы РАН; 121069, Российская Федерация, г. Москва, ул. Поварская, д. 25 а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-8049-8141;
Электронный адрес: adeodatus@yandex.ru.