Протоиерей П. Я. Светлов (1861–1941) — ярчайший представитель православной апологетики конца XIX — начала XX в. Выдающийся богослов и публицист, профессор Киевского университета Св. Владимира, он был автором более ста опубликованных сочинений и большого количества никогда не публиковавшихся рукописей. До настоящего момента его работы еще ни разу не становились предметом специального академического исследования. В предлагаемой статье впервые вводятся в научный оборот несколько неопуб ликованных очерков о. П. Я. Светлова 1916–1917 гг. из его личного архива, посвященных его пониманию богоборчества и атеизма как «религии человекобожества». Он полагал, что это явление представляет собой попытку возвеличить человека, «умаляя» Бога, и связывал его с охватившей европейский интеллектуальный мир «модой» на «атеистический гуманизм». На протяжении десятилетий о. П. Я. Светлов критиковал различные атеистические учения, впервые выступив против них в статье 1885 г. о философии религии Л. Фейербаха. В последующих работах он писал, что религиозность укоренена в человеческой природе и «абсолютный» атеизм «почти невозможен». По его мнению, отказываясь от Христа, интеллигенция создает себе идолов, таких как «абстрактно понятые» «человек», «человечество», «народ», «наука», «коммунизм». В рукописях 1916–1917 гг., как и в публикациях тех лет, о. П. Я. Светлов анализирует религиозно-мировоззренческие поиски и «боготворчество» русской интеллигенции начала XX в. С этой целью он обращается к философии и литературе и называет Н. А. Бердяева и Л. Н. Андреева яркими выразителями «богоборческого индивидуализма» в России.
протоиерей П. Я. Светлов, православие, богословие, русская философия, Ф. М. Достоевский, С. Н. Булгаков, богоборчество, атеизм, «человекобожество», «атеистический гуманизм», «эготеизм», Л. Фейербах, «новое религиозное сознание», Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев, Л. Н. Андреев