/

Монахиня Тереза (Оболевич Т. С.); Аляев Геннадий Евгеньевич

«Истина во вселенскости»: переписка С. Л. Франка с о. Климентом Лялиным (1937–1948)


Оболевич Т. С., Аляев Г. Е. «Истина во вселенскости»: переписка С. Л. Франка с о. Климентом Лялиным (1937–1948) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 93. С. 93-130.

DOI: 10.15382/sturI202193.93-130

Аннотация

Публикуется архивный текст — переписка С. Л. Франка с отцом Климентом Лялиным, монахом католического монастыря Амэ-Шеветонь. В предисловии к публикации прослежена история отношений С. Л. Франка и о. Климента, отраженная в их переписке 1937–1948 гг.; раскрыты обсуждаемые в письмах темы, связанные с привлечением С. Л. Франка к сотрудничеству в журнале «Irénikon», с планами так и не состоявшихся лекционных поездок русского философа в Бельгию, а также с подготовкой С. Л. Франком англоязычной антологии текстов Вл. С. Соловьева и исследованием им вопроса о переходе Вл. С. Соловьева в католичество. Особый интерес представляет выраженная в письмах как С. Л. Франком, так и о. Климентом установка христианского универсализма — стремление рассматривать православие и католицизм не в качестве двух различных исповеданий, а как две культурно-исторические ветви единой Церкви, которые должны состоять в братских отношениях. Показано, что эта установка обосновывалась Франком экклезиологически и онтологически — на принципе антиномистического монодуализма, а также была связана с обстоятельствами жизни его семьи. Представляет интерес и полученный на запрос о. Климента ответ греко-католического священника о. Кирилла Королевского на вопросы С. Л. Франка по вопросу о канонических нормах присоединения православных к Католической Церкви. В предисловии также показана роль бенедиктинского монастыря Амэ-Шеветонь и журнала «Irénikon» как экуменического центра в католицизме, в том числе связи журнала с русскими философами в эмиграции; приведена библиография статей и рецензий в журнале «Irénikon», посвященных работам С. Л. Франка. Публикуемая переписка позволяет дополнить представление о характере церковной позиции С. Л. Франка, о его отношении к православию, католицизму и протестантизму как трем братским ветвям единой христианской веры, а также о конкретном участии русских философов в развитии экуменического диалога в середине ХХ в.

Ключевые слова

С. Л. Франк, о. Климент Лялин, журнал «Irénikon», христианский универсализм, экуменизм, религиозная философия, русская философия в эмиграции, Вл. С. Соловьев

Список литературы

  1. Александр, иеромонах. Рим и иренисты (Письмо в редакцию) // Вестник РСХД. 1933. № 1. С. 20–22.
  2. Аляев Г. Е., Резвых Т. Н. «Проблема теодицеи — источник русского революционного социализма». Парижский доклад Семёна Франка 1938 года // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. СПб., 2018. Т. 19. Вып. 2. С. 20–25.
  3. Бердяев Н. Вселенскость и конфессионализм // Христианское воссоединение. Экуменическая проблема в православном сознании. Paris: YMCA-Press, 1933. С. 63–81.
  4. Буббайер Ф. С. Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа / пер. Л. Ю. Пантиной. М., 2001.
  5. Ламбрехтс А. Контакты между Русской православной церковью и монастырем Амэ-Шеветонь в 1926–2004 гг. // Страницы: богословие, культура, образование. 2005. № 3. Т. 9. С. 349–365.
  6. Сапожников С. А. Потомство великого князя Константина Николаевича (1827–1892) от Анны Васильевны Кузнецовой // Историческая генеалогия. Вып. 2. Екатеринбург; Париж, 1993. С. 22–27.
  7. Троицкий А. Irénikon // Православная энциклопедия. Т. XXVI (2011). C. 367–370.
  8. Франк С. Л. С нами Бог. Три размышления // Он же. Духовные основы общества. М., 1992. С. 217–404.
  9. Цыганков А. С., Оболевич Т. «Германия уже стала для меня моей второй родиной»: жизненный и творческий путь С. Л. Франка в переписке с Ф. Хайлером et circum // Историко-философский ежегодник 2018. Т. 33. С. 293–313.
  10. Цыганков А. С., Оболевич Т. Голландский эпизод в философской биографии С. Л. Франка (Новые материалы). М.: Институт философии РАН, 2020.
  11. Aliaiev G. The Universalism of Catholicity (Sobornost): Metaphysical and Existential Foundations for Interdenominational Dialogue in Semyon Frank’s Philosophy // Apology of Culture. Religion and Culture in Russian Thought / ed. by A. Mrowczynski-Van Allen, T. Obolevitch, P. Rojek. Eugene, 2015. Р. 218–226.
  12. Beauduin L. Dans quel esprit nous voudrions travailler // Irénikon. 1926. T. I. No 2.
  13. Florovsky G. [рец.] Solovyov Anthology, edited by S. L. Frank. Translated from the Russian by Nathalie Duddington. Charles Scribner’s Sons, New York, 1950 // Interpretation: A Journal of Bible and Theology. 1951. Vol. 5 (3).
  14. Questions sur l’Eglise et son unité [Texte imprimé] / par N. Oehmen, L. Bouyer, O. Rousseau, C. Lialine, suivies de quel-ques notices bibliographiques. Gembloux: Imprimerie J. Duculot, 1943.
  15. Qu’est-ce-que l’orthodoxie?: Vues catholiques / Dom Pierre Dumont, Dom Feuillien Mercenier et Dom Clément Lialine. Bruxelles: Ed. universitaires, 1944.
  16. Rousseau O. In memoriam: Dom Clément Lialine // Irénikon. 1958. T. XXXI. No 2.
  17. Van Parys M. Dom Clément Lialine, théologien de l’unité chrétienne // Irénikon. 2003. № 76.

Данные об авторе

Монахиня Тереза (Оболевич Т. С.)


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Папский университет Иоанна Павла II в Кракове; Польша, 31-002, г. Краков, ул. Канонича, 9;
Должность: профессор, зав. кафедрой русской и византийской философии;
ORCID: 0000-0002-6834-6142;
Электронный адрес: teresa.obolevitch@gmail.com.

Аляев Геннадий Евгеньевич


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Национальный технический университет «Днепровская политехника»; Украина, 36011, г. Полтава, ул. Головко, 18;
Должность: профессор кафедры философии и политологии;
ORCID: 0000-0001-6713-2014;
Электронный адрес: gealyaev@gmail.com.

Благодарности

Работа выполнена по гранту Фонда развития ПСТГУ № 01-0718/н «С. Л. Франк между неокантианством и абсолютным реализмом: политика, культура, философия, религия». Авторы выражают благодарность библиотекарю монастыря Амэ-Шеветонь о. Антонию Ламбрехтсу (Antoine Lambrechts) и о. Мишелю Ван Парис (Michel Van Parys).