Обосновывая различение трех уровней интерпретации библейского текста, Ориген наделял содержательными характеристиками смыслы двух высших ступеней — душевный и духовный, квалифицируя первый как моралистический, а второй — как обеспечивающий постижение тайн горнего мира. На этом основании некоторые ученые возводили оригеновскую концепцию трех смыслов к «Строматам» Климента Александрийского, где четырем частям «философии Моисея» ставилась в соответствие платоническая формула, описывающая последовательность философских дисциплин (этики, физики и эпоптики) и где приводилось также перечисление четырех способов, которыми возвещается учение Закона. В статье рассматриваются различия в подходе Оригена и Климента к проблеме выявления структурного сходства между системой философского знания и библейской доктриной. Климент учитывает скриптуральное измерение учения, изложенного в книгах Закона, однако его цель состоит в демонстрации его философской природы, хотя ему и не удается убедительно согласовать четырехчленную классификацию типов текстов Моисеева Пятикнижия (исторических, номотетических, иерургических и теологических) с моделью трехчастного деления философии. Ориген, со своей стороны, ассоциирует ту же трехчастную платоническую модель не с писаниями Моисея, а с писаниями Соломона, три книги которого лучше укладывались в означенную схему. Но поскольку его собственная доктрина множественности смыслов Писания формулировалась в единстве с концепцией прогрессивного Откровения, реализующегося в ходе смены трех эпох в истории спасения и отражающего три стадии приобщения к высшему знанию, он избирает непрямой способ соотнесения иерархически организованной триады смыслов и предлагаемой в среднем платонизме последовательности изучения философских дисциплин. Для него Соломон выступает представителем мирских философов, оказавшихся способными достичь этической ступени познания, соответствующей второму — «душевному» — уровню смысла Писания и экзотерическому аспекту новозаветной проповеди и обеспечивающей необходимое условие для последующего восхождения к мистическому, духовному знанию. В Моисее же Ориген видит не великого мудреца, из писаний которого почерпнули всю свою мудрость греческие философы, а одного из получателей непосредственного Божественного Откровения, и в его писаниях он усматривает не систему философских доктрин, а последовательность надстраивающихся друг над другом смыслов, порядок которых определяется не формулами, описывающими соотношение философских дисциплин, а выводимым из посланий апостола Павла различением плотских, душевных и духовных христиан, отражающим три степени духовного прогресса, доступные членам Церкви. Поэтому для обоснования своей собственной концепции трех смыслов Писания ему не было нужды опираться на рассуждения Климента о философском содержании Моисеева Пятикнижия, продиктованные преимущественно апологетическими, а не методологическими задачами.
Ориген, три смысла Писания, трехчастное деление философии, библейская экзегеза, Климент Александрийский, Филон Александрийский, Священное Писание, Моисей, Соломон
- Bigg C. The Christian Platonists of Alexandria. Oxford: Clarendon Press, 19132.
- Bousset W. Jüdisch-christlicher Schulbetrieb in Alexandria und Rom. Göttingen, 1915.
- Clemens Alexandrinus. Bd. 2. Stromateis I–VI / O. Stählin, L. Früchtel, Hrsg. GCS 52 (15). Berlin, 1985.
- Clément d’Alexandrie. Les Stromates. Stromate V / A. Le Boulluec, ed. Vol. 2. P.: Cerf., 1981.
- Clifford H. Moses as Philosopher-Sage in Philo // Moses in Biblical and Extra-Biblical Traditions / A. Graupner, M. Wolter, ed. Berlin: Walter de Gruyter, 2007. P. 151–167.
- Daniélou J. Message évangélique et culture hellénistique aux IIe et IIIe siècles. Tournai: Desclé e, 1961.
- Droge A. J. Homer or Moses? Early Christian Interpretations of the History of Culture. Tübingen: Mohr (Siebeck), 1989.
- Fiedrowicz M. Apologie im frühen Christentum. Die Kontroverse um den christlichen Wahrheitsanspruch in den ersten Jahrhunderten. Paderborn; München; Wien; Zürich: Ferdinand Schöningh, 20053.
- Hadot P. Les divisions des parties de la philosophie dans l’Antiquité // Museum Helveticum. 1979. Vol. 36. P. 201–223.
- Hoek A. van den. Clement of Alexandria and His Use of Philo in the Stromateis. An Early Christian Reshaping of a Jewish Model. Leiden: Brill, 1988.
- Joly R. Christianisme et philosophie. Études sur Justin et les Apologistes grecs du deuxième siècle. Bruxelles: É ditions de l’Université de Bruxelles, 1973.
- Lubac H. de. Exégèse médiévale. Les quatre sens de l’Écriture. Pars I, t. 1–2, pars II, t. 1–2. P.: Aubier, 1959–1964.
- Malden R. H. Saint Ambrose as an Interpreter of Holy Scripture // The Journal of Theological Studies. 1915. Vol. 16. P. 509–522.
- Meeks W. A. The Prophet-King. Moses Traditions and the Johannine Christology. Leiden: Brill, 1967.
- Méhat A. Clément d’Alexandrie et les sens de l’Écriture, Ier Stromate 176, 1–179, 3 // Epektasis: Mélanges patristiques off erts au Cardinal Jean Daniélou / J. Fontaine, Ch. Kannengiesser, éds. P.: Beauchesne, 1972. P. 355–365.
- Méhat A. Étude sur les ‘Stromates’ de Clé ment d’Alexandrie. P.: Le Seuil, 1966.
- Mondésert C. Clément d’Alexandrie. Introduction à l’étude de sa pensée religieuse à partir de l’Écriture. P., 1944.
- Pépin J. La tradition de l’allégorie. De Philon d’Alexandrie à Dante. P.: Études augustiniennes, 1987.
- Pépin J. Mythe et allégorie. Les origines grecques et les contestations judéo-chrétiennes. P., 1976.
- Ridings D. The Attic Moses: The Dependency Theme in Some Early Christian Writers. Gö teborg: Acta Universitatis Gothoburgensis, 1995.
- Rizzerio L. Clemente di Alessandria e la «φυσιολογÜα veramente gnostica». Saggio sulle origini e le implicazioni di un’epistemologia e di un’ontologia «cristiane». Leuven: Peeters, 1996.
- Walter N. Der Thoraausleger Aristobulos. Untersuchungen zu seinem Fragmenten und zu pseudepigraphischen Resten der jüdisch-hellenistischen Literatur. Berlin, 1964.
- Wolfson H. A. The Philosophy of the Church Fathers. Cambridge (Mass.), 1956.
Нестерова Ольга Евгеньевна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт мировой литературы РАН; 121069, Российская Федерация, г. Москва, ул. Поварская, д. 25 а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-8049-8141;
Электронный адрес: adeodatus@yandex.ru.