/

Шпаковский Михаил Викторович

Естественная теология Зиновия Отенского в контексте древнерусской философской книжности


Шпаковский М. В. Естественная теология Зиновия Отенского в контексте древнерусской философской книжности // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 92. С. 35-56.

DOI: 10.15382/sturI202092.35-56

Аннотация

В статье рассматриваются доказательства бытия Бога, разработанные Зиновием Отенским в «Истины показание». Автор полагает, что исследования Ф. В. Калугина и Р. Маинки не являются исчерпывающими: они не учитывали историко-философского контекста этих доказательств и тем самым не смогли дать им релевантной историческому контексту оценки. В статье каждое доказательство Зиновия оценивается на основе реконструкции его философских взглядов. Уточнение последних дает возможность выяснить их источники в философской книжности Древней Руси, реконструируя, таким образом, адекватный историко-философский фон доказательств. Сам Зиновий составил пять доказательств бытия Бога. Они направлены на опровержение концепции самостоятельного возникновения сущего, которая была приписана знаменитому еретику Феодосию Косому. Доказательства Зиновия имеют силлогическую структуру и подробное обоснование посылок. Доказательство 1: все роды живых существ сотворены. В основе этого доказательства лежит принцип неизменности сотворенных родов, который имеет истоки во 2-м Слове против ариан Афанасия Александрийского. Доказательство 2: все сущее сотворено. Данный аргумент зависит от восходящей к Аристотелю концепции движения и покоя. Это учение излагается в «Диалектике» Иоанна Дамаскина и схолиях к Ареопагитикам. Доказательство 3: человек по природе знает и ищет Бога. Этот довод развивает один из тезисов «Богословия» Дамаскина. Доказательство 4: все сущее подвержено страстям и изменениям, а значит, оно не могло возникнуть самостоятельно. Это доказательство иллюстрируется текстами, в которых содержится аристотелевское учение о движении и претерпевании. Доказательство 5: порядок четырех стихий свидетельствует о наличии Устроителя. Это доказательство базируется на классической теории стихий и представлении о порядке и гармонии между ними. Автор приходит к выводу, что философские взгляды Зиновия испытали влияние традиции Aristoteles slavicus. Автор также полагает, что доказательства 1 и 2 оригинальны, а 3, 4 и 5 являются оригинальным развитием греческих прототипов.

Ключевые слова

Древняя Русь, христианство, Зиновий Отенский, «Истины показание», естественное богословие, Aristoteles slavicus, патристика, средневековая философия, древнерусское богословие, древнерусская философия

Список литературы

  1. Анисимова Т. В. В поисках автографа Зиновия Отенского // Обсерватория культуры. 2016. T. 13. № 6. С. 736–745.
  2. Баранкова Г. С., Мильков В. В. Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. СПб.: Алетейя, 2001.
  3. Великие Минеи Четии собранные всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь. Дни 1–5. Изд. Археографической комиссии. М., 1901.
  4. Гаврюшин Н. К. Премудрая святая диалектика. «Философские главы» преподобного Иоанна Дамаскина на Руси. Н. Новгород: РИ «Бегемот», 2003.
  5. «Диоптра» Филиппа Монотропа: антропологическая энциклопедия православного Средневековья. М.: Наука, 2008.
  6. Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 12. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. С. 340–362.
  7. Истины показание к вопросившим о новом учении / Сочинение инока Зиновия. Казань, 1863.
  8. Истрин В. М. «Книгы временьныя и образныя Георгия Мниха»: Хроника Георгия Амартола в древнем славянорус. переводе. Т. 1: Текст, исслед. и словарь. Пг., 1920.
  9. Калугин Ф. Г. Зиновий, инок Отенский, и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения. СПб., 1894.
  10. Корецкий В. И. Вновь найденное противоеретическое произведение Зиновия Отенского // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 21. М.; Л.: Наука. Изд-во Академии наук СССР, 1965. С. 166–182.
  11. Логика Авиасафа. Труды по истории религиозно-философской мысли и науки Древней Руси / сост. В. П. Зубов. М.: Усадьба Зубовых, 2019.
  12. Морозова Л. Е. Вопросы атрибуции «Послания многословного», полемического произведения XVI в. // История СССР. 1975. № 1. C. 101–109.
  13. Послание многословное: Сочинение инока Зиновия по рукописи XVI в. // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Кн. 2. Отд. 1. М., 1880. С. 1–9.
  14. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 26 (Снуръ — спарывати). М.: Наука, 2002.
  15. Трефандилов Х. «Богословие» Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна Экзарха Болгарского («Небеса») и оригинальные произведения древнерусской литературы XI–XVI вв. // Преславска книжовна школа. 1998. Т. 3. С. 85–119.
  16. Фокин А. Р. Аргумент от sensus divinitatis и исторический аргумент в пользу существования Бога в истории патристической мысли // Труды кафедры богословия СПбДА. 2019. № 1 (3). С. 17–32.
  17. Athanasius of Alexandria. Oratio II contra Arianos: Old Slavonic Version and English Translation. Turnhout: Brepols, 2019. (Patrologia Orientalis, Volume 248).
  18. Das Corpus des Dionysios Areiopagites in der slavischen Übersetzung von Starec Isaij a (14. Jahrhundert) / H. Goltz, G. M. Prochorov, Hrsg. Bd. 2. Freiburg i. Br.: Weiher, 2011. (Monumenta linguae slavicae dialecti veteris, 64).
  19. Dmitriev M. Dissidents russes. I. Feodosij Kosoj. Baden-Baden: V. Koerner-Verlag, 1998.
  20. Mainka R. M. Zinovij von Oten’: Ein russischer Polemiker und Theologe der Mitte des 16. Jh. Roma, 1961.

Данные об авторе

Шпаковский Михаил Викторович


Статус обучающегося: Магистрант;
Статус обучающегося: Graduate student;
Место учёбы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: младший научный сотрудник сектора философии религии;
ORCID: 0000-0002-0905-2988;
Электронный адрес: shpakomih@mail.ru.