Шпаковский Михаил Викторович
Естественная теология Зиновия Отенского в контексте древнерусской философской книжности
Ссылка на статью:
Шпаковский М. В.
Естественная теология Зиновия Отенского в контексте древнерусской философской книжности // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение. 2020.
Вып. 92. С. 35-56.
DOI:
10.15382/sturI202092.35-56
Аннотация
В статье рассматриваются доказательства бытия Бога, разработанные Зиновием Отенским в «Истины показание». Автор полагает, что исследования Ф. В. Калугина и Р. Маинки не являются исчерпывающими: они не учитывали историко-философского контекста этих доказательств и тем самым не смогли дать им релевантной историческому контексту оценки. В статье каждое доказательство Зиновия оценивается на основе реконструкции его философских взглядов. Уточнение последних дает возможность выяснить их источники в философской книжности Древней Руси, реконструируя, таким образом, адекватный историко-философский фон доказательств. Сам Зиновий составил пять доказательств бытия Бога. Они направлены на опровержение концепции самостоятельного возникновения сущего, которая была приписана знаменитому еретику Феодосию Косому. Доказательства Зиновия имеют силлогическую структуру и подробное обоснование посылок. Доказательство 1: все роды живых существ сотворены. В основе этого доказательства лежит принцип неизменности сотворенных родов, который имеет истоки во 2-м Слове против ариан Афанасия Александрийского. Доказательство 2: все сущее сотворено. Данный аргумент зависит от восходящей к Аристотелю концепции движения и покоя. Это учение излагается в «Диалектике» Иоанна Дамаскина и схолиях к Ареопагитикам. Доказательство 3: человек по природе знает и ищет Бога. Этот довод развивает один из тезисов «Богословия» Дамаскина. Доказательство 4: все сущее подвержено страстям и изменениям, а значит, оно не могло возникнуть самостоятельно. Это доказательство иллюстрируется текстами, в которых содержится аристотелевское учение о движении и претерпевании. Доказательство 5: порядок четырех стихий свидетельствует о наличии Устроителя. Это доказательство базируется на классической теории стихий и представлении о порядке и гармонии между ними. Автор приходит к выводу, что философские взгляды Зиновия испытали влияние традиции Aristoteles slavicus. Автор также полагает, что доказательства 1 и 2 оригинальны, а 3, 4 и 5 являются оригинальным развитием греческих прототипов.
Ключевые слова
Древняя Русь, христианство, Зиновий Отенский, «Истины показание», естественное богословие, Aristoteles slavicus, патристика, средневековая философия, древнерусское богословие, древнерусская философия
Список литературы
- Анисимова Т. В. В поисках автографа Зиновия Отенского // Обсерватория культуры. 2016. T. 13. № 6. С. 736–745.
- Баранкова Г. С., Мильков В. В. Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. СПб.: Алетейя, 2001.
- Великие Минеи Четии собранные всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь. Дни 1–5. Изд. Археографической комиссии. М., 1901.
- Гаврюшин Н. К. Премудрая святая диалектика. «Философские главы» преподобного Иоанна Дамаскина на Руси. Н. Новгород: РИ «Бегемот», 2003.
- «Диоптра» Филиппа Монотропа: антропологическая энциклопедия православного Средневековья. М.: Наука, 2008.
- Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 12. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. С. 340–362.
- Истины показание к вопросившим о новом учении / Сочинение инока Зиновия. Казань, 1863.
- Истрин В. М. «Книгы временьныя и образныя Георгия Мниха»: Хроника Георгия Амартола в древнем славянорус. переводе. Т. 1: Текст, исслед. и словарь. Пг., 1920.
- Калугин Ф. Г. Зиновий, инок Отенский, и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения. СПб., 1894.
- Корецкий В. И. Вновь найденное противоеретическое произведение Зиновия Отенского // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 21. М.; Л.: Наука. Изд-во Академии наук СССР, 1965. С. 166–182.
- Логика Авиасафа. Труды по истории религиозно-философской мысли и науки Древней Руси / сост. В. П. Зубов. М.: Усадьба Зубовых, 2019.
- Морозова Л. Е. Вопросы атрибуции «Послания многословного», полемического произведения XVI в. // История СССР. 1975. № 1. C. 101–109.
- Послание многословное: Сочинение инока Зиновия по рукописи XVI в. // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Кн. 2. Отд. 1. М., 1880. С. 1–9.
- Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 26 (Снуръ — спарывати). М.: Наука, 2002.
- Трефандилов Х. «Богословие» Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна Экзарха Болгарского («Небеса») и оригинальные произведения древнерусской литературы XI–XVI вв. // Преславска книжовна школа. 1998. Т. 3. С. 85–119.
- Фокин А. Р. Аргумент от sensus divinitatis и исторический аргумент в пользу существования Бога в истории патристической мысли // Труды кафедры богословия СПбДА. 2019. № 1 (3). С. 17–32.
- Athanasius of Alexandria. Oratio II contra Arianos: Old Slavonic Version and English Translation. Turnhout: Brepols, 2019. (Patrologia Orientalis, Volume 248).
- Das Corpus des Dionysios Areiopagites in der slavischen Übersetzung von Starec Isaij a (14. Jahrhundert) / H. Goltz, G. M. Prochorov, Hrsg. Bd. 2. Freiburg i. Br.: Weiher, 2011. (Monumenta linguae slavicae dialecti veteris, 64).
- Dmitriev M. Dissidents russes. I. Feodosij Kosoj. Baden-Baden: V. Koerner-Verlag, 1998.
- Mainka R. M. Zinovij von Oten’: Ein russischer Polemiker und Theologe der Mitte des 16. Jh. Roma, 1961.
Данные об авторе
Шпаковский Михаил Викторович
Статус обучающегося: Магистрант;
Статус обучающегося: Graduate student;
Место учёбы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: младший научный сотрудник сектора философии религии;
ORCID: 0000-0002-0905-2988;
Электронный адрес: shpakomih@mail.ru.