/

Коростиченко Екатерина Игоревна; Слепцова Валерия Валерьевна

Российское организованное свободомыслие в мегаполисах на примере Москвы и Санкт-Петербурга


Коростиченко Е. И., Слепцова В. В. Российское организованное свободомыслие в мегаполисах на примере Москвы и Санкт-Петербурга // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 92. С. 98-122.

DOI: 10.15382/sturI202092.98-122

Аннотация

Статья посвящена комплексному исследованию современного организованного российского свободомыслия в отношении религии на примере Москвы и Санкт-Петербурга. На материале анкетного опроса (N=669) анализируются социальные и политические установки, особенности мировоззрения свободомыслящих. В статье принимается рабочее определение свободомыслия. Согласно ему, из рассмотрения исключены, например, инаковерующие. Помимо анализа общей выборки в статье выявлена специфика организованного свободомыслия в обеих столицах. Организованное свободомыслие представлено рядом общественных организаций и неформальных объединений культурнопросветительской и гражданской направленности, ставящих целью критику религии, Церкви и продвижение секулярных идей в обществе. Помимо опроса использованы данные 14 интервью с руководителями организаций и активистами движений. Анализ данных опроса показывает, что свободомыслящие являются не гомогенным сообществом, а средой, состоящей из подгрупп, различающихся по мировоззрению, политическим предпочтениям, отношению к религии и Церкви. Подтверждены следующие ранее отмечавшиеся закономерности: свободомыслящим чаще всего оказывается мужчина из возрастных групп до 39 лет, с высшим или неоконченным высшим техническим образованием, со средним уровнем материального достатка. Заметный процент склонных к суевериям указывает на противоречивый характер мировоззрения свободомыслящих. В среде свободомыслящих достаточно сильны антиклерикальные и антирелигиозные настроения, однако по отношению к верующим опрошенные демонстрируют терпимость. Показано отсутствие значительных различий между входящими в организации и сообщества (N=150) и остальными свободомыслящими по социально-демографическим признакам или взглядам. Однако организованные свободомыслящие имеют более активную позицию в отстаивании своих идеалов в интернет-пространстве и публичной среде. Организованное свободомыслие в обеих столицах не является массовым явлением. Несмотря на рост антиклерикальных настроений в обществе, свободомыслящие не стремятся объединяться в организации и существенно разобщены.

Ключевые слова

атеизм, неверие, мировоззрение, организации свободомыслящих, религия, Русская Православная Церковь, секуляризм, свободомыслие в отношении религии

Список литературы

  1. Близнецов В. А. Даже если бы политические силы сейчас, скажем, попытались «запретить атеизм», то это бы не получилось. URL: https://neverie.ru/interview/bliznetsov/ (дата обращения: 04.03.2020).
  2. Богачев М. И. Воцерковленность и политические предпочтения православных верующих: количественный анализ // Религиоведческие исследования. 2016. № 1. С. 8–76.
  3. Богоссян П. Евангелие от атеиста. СПб.: Питер, 2015.
  4. Вера и суеверие // Левада-Центр. 2017. URL: https://www.levada.ru/2017/11/16/17049/ (дата обращения: 04.03.2020).
  5. Верующие и неверующие // База данных ФОМ. 2004. URL: https://bd.fom.ru/report/cat/rel_rel/of041401 (дата обращения: 04.03.2020).
  6. Головин Я. Б. Гуманизм не является мейнстримом для России, не поддерживается властью, а становится неким оппозиционным движением. URL: https://neverie.ru/interview/golovin/ (дата обращения: 04.03.2020).
  7. Голомолзин А. В. Мало тех гуманистов, которые занимаются продвижением гуманизма в массы. URL: https://neverie.ru/interview/golomolzin/ (дата обращения: 04.03.2020).
  8. Институциональное доверие // Левада-Центр. 2018. URL: https://www.levada.ru/2018/10/04/institutsionalnoe-doverie-4/ (дата обращения: 04.03.2020).
  9. Институциональное доверие // Левада-Центр. 2019. URL: https://www.levada.ru/2019/10/24/institutsionalnoe-doverie-5/ (дата обращения: 04.03.2020).
  10. Коростиченко Е. И., Слепцова В. В. Место и роль Российского гуманистического общества в духовной жизни современной России // Идеи и идеалы. 2019. № 39. 1 (1). C. 57–85.
  11. Кофанова Е. Н., Мчедлова М. М. Религиозность россиян и европейцев // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 4 (98). С. 201–230.
  12. Кублицкая Е. А. Развитие процесса десекуляризации в мегаполисе (мониторинговые исследования) // Социология религии в обществе Позднего Модерна: Материалы IV Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 г. / ред. С. Д. Лебедев. Белгород: ИД «Белгород»; НИУ «БелГУ», 2014. С. 171–175.
  13. Локосов В. В., Синелина Ю. Ю. Взаимосвязь религиозных и политических ориентаций православных россиян // Религия в самосознании народа (Религиозный фактор в идентификационных процессах) / отв. ред. М. П. Мчедлов. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 106–125.
  14. Медведев Д. А. По мере того, как у людей апгрейдится интеллект, они могут разобраться в том, как устроен мир, и без этого упрощения, без идеи Бога. URL: https://neverie.ru/interview/medvedev/ (дата обращения: 28.02.2020).
  15. Осуждающих аборт стало больше // Левада-Центр. 2018. URL: https://www.levada. ru/2018/01/11/osuzhdayushhih-aborty-stalo-bolshe/ (дата обращения: 04.03.2020).
  16. Отношение к атеизму и атеистам // База данных ФОМ. 2007. URL: https://bd.fom.ru/ report/cat/rel_rel/religion/d072323 (дата обращения: 04.03.2020).
  17. Отношение к РПЦ и ее участию в разных сферах жизни страны // ФОМ. 2017. URL: https://fom.ru/TSennosti/13846 (дата обращения: 04.03.2020).
  18. Отношение россиян к религии отмечено противоречиями // Взгляд. 2017. URL: https://vz.ru/society/2017/7/24/879944.html (дата обращения: 04.03.2020).
  19. Портрет верующего россиянина // Независимое исследовательское агентство «Башкирова и партнеры». 2016. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0685/opros03.php (дата обращения: 04.03.2020).
  20. Предсказания, колдовство, спиритизм... — верить или не верить? // ВЦИОМ. 2015. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115446 (дата обращения: 04.03.2020).
  21. Светлова Е. Социологи расшифровали религиозный код россиянина (интервью с Е. А. Кублицкой). URL: https://www.mk.ru/social/2016/02/10/sociologi-rasshifrovali-religioznyykod-rossiyanina.html (дата обращения: 28.02.2020).
  22. Символ веры православного атеиста // Левада-Центр. 2017. URL: https://www.levada.ru/2017/11/16/simvol-very-pravoslavnogo-ateista/ (дата обращения: 04.03.2020).
  23. Смирнов М. Ю. О религиоведении, религии и религиозности // Вестник РХГА. 2008. Вып. 2. С. 62–73.
  24. Тажуризина З. А. Свободомыслие в отношении религии // Религиоведение: Энциклопедический словарь / ред. А. П. Забияко, А. Н. Красников, Е. С. Элбакян. М.: Академический проект, 2006. С. 961–962.
  25. Тажуризина З. А. Атеофобия в истории христианства и свободомыслия // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2015. № 1. С. 81–95.
  26. Эмиграционные настроения // Левада-Центр. 2019. URL: https://www.levada.ru/2019/11/26/emigratsionnye-nastroeniya-4/ (дата обращения: 04.03.2020).
  27. Beard T., Ekelund R., Ford G., Gaskins B., Tollison R. Secularism, Religion, and Political Choice in the United States // Politics and Religion. 2013. № 6. Р. 753–777.
  28. Blankholm J., Garcia A. The Social Context of Organized Nonbelief: County-Level Predictors of Nonbeliever Organizations in the United States // Journal for the Scientifi c Study of Religion. 2016. 55 (1). Р. 70–90.
  29. Campbell D. E., Layman G. C. The Politics of Secularism in the United States // Emerging Trends in the Social and Behavioral Sciences: An Interdisciplinary, Searchable, and Linkable Resource / R. A. Scott, S. M. Kosslyn, eds. N. Y.: John Wiley & Sons, 2017. P. 1–13.
  30. Coleman T. J., Holcombe, J. M., Hood R. W., Silver Ch. F. The six types of nonbelief: a qualitative and quantative study of type and narrative // Mental Health, Religion and Culture. 2014. Vol. 1. № 19. P. 990–1001.
  31. Europe’s Muslim Population will continue to grow — but how much depends on migration // Pew Research Center. 2017. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/12/04/europes-muslim-population-will-continue-to-grow-but-how-much-depends-on-migration/ (дата обращения: 07.04.2020).
  32. Freethinking // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://plato.stanford.edu/search/search?query=freethinking (дата обращения: 04.03.2020).
  33. Freethought // Oxford Dictionary of Atheism / Bullivant S., Lee L. eds. Oxford: Oxford University Press, 2016. Kindle ed. Loc. 652.
  34. Freidenker // Meyers Großes Konversations-Lexikon, Band 7. Leipzig; Wien: Bibliographisches Institut, 1907.
  35. Groschopp H. Dissidenten. Freidenkerei und Kultur in Deutschland. Berlin: Dietz Verlag, 1997.
  36. McTague J. M., Layman G. C. Religion, Parties, and Voting Behavior: A Political Explanation of Religious Infl uence // The Oxford Handbook of Religion and American Politics. 2010. P. 330–370.
  37. The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050 // Pew Research Center. 2015. URL: https://www.pewforum.org/2015/04/02/religious-projections-2010-2050/ (дата обращения: 07.04.2020).

Данные об авторе

Коростиченко Екатерина Игоревна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Института философии РАН; Российская Федерация, 125635, г. Москва, Весенняя улица, 8, кв. 37;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-7018-6301;
Электронный адрес: klinkot@yandex.ru.

Слепцова Валерия Валерьевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: Научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-4490-4066;
Электронный адрес: leka.nasonova@gmail.com.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-311-00114.Авторы выражают особую благодарность канд. физ.-мат. наук Ф. Н. Глазырину за помощь в получении первичных данных исследования, их техническую обработку, ценные советы и поддержку в процессе работы над статьей. Также коллектив выражает глубокую признательность д-ру психол. наук, профессору кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Т. О. Гордеевой, д-ру филос. наук., канд. физ.-мат. наук, профессору кафедры методологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова А. Н. Кричевцу, аспирантке кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова В. А. Титовой за ценные советы при планировании исследования.