/

Золотухин Всеволод Валерьевич

Рождение наук о религии из духа теологии


Золотухин В. В. Рождение наук о религии из духа теологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 92. С. 76-97.

DOI: 10.15382/sturI202092.76-97

Аннотация

Статья посвящена изучению непростого вопроса кристаллизации методологии знания о религии (прежде всего сравнительного религиоведения или истории религии, а также психологии религии) в континентальной мысли второй половины XIX — начала ХХ в. Дело в том, что именно на этом материале хорошо прослеживаются методологические трансформации, произошедшие с протестантской либеральной теологией и способствовавшие окончательному формированию институционального научного знания о религии. В первой части статьи рассматриваются ранние идеи теолога и религиоведа К. П. Тиле, которые касаются соотношения теологии и религиоведения: теология имеет искусственную структуру, свои мировоззренческие позиции она потеряла, а следовательно, подлежит радикальным трансформациям и должна в итоге уступить место беспристрастной эмпирической и сравнительной науке о религии, которая стремится сформулировать ее всеобщие законы. Эти взгляды Тиле широко обсуждались в Нидерландах в рамках подготовки к принятию образовательного закона 1876 г. и были в итоге частично в нем учтены. Вторая часть статьи посвящена становлению опытной психологии религии в Германии, которому сопутствовала дискуссия между философствующим теологом Г. Воббермином и одним из первых теологов-экспериментаторов В. Штелином (к последнему также присоединился Ф. Трауб). Штелин и Трауб настаивают на полной независимости психологии религии от теологии и философии; ее материалом должны быть исключительно данные психологических экспериментов. Она не может руководствоваться ни генерализирующим философским интересом, ни целями теологической систематизации. Также психология религии ни в коем разе не должна обосновывать истинность религиозного переживания: ее задача — лишь наблюдать и описывать его. В итоге выясняется, что научное знание о религии институционально, в значительной степени конституируется на теологической почве в результате окончательного методологического перелома, связанного с секуляризацией и эмансипацией гуманитарных исследований под влиянием позитивистского идеала научности. Ни отказа от личной религиозности, ни необходимости завершить теологическую карьеру эта смена парадигмы, однако, не означает.

Ключевые слова

история религии, психология религии, теология, история науки, методология науки, секуляризация, К. Тиле, Г. Воббермин, В. Штелин

Список литературы

  1. Антонов К. М. Теология как научная специальность // Вопросы философии. 2012. № 6. С. 73–84.
  2. Бокова О. А., Карандашов В. Д. Дискуссии о теологии в российской высшей школе // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. № 4. С. 194–201.
  3. Иларион (Алфеев), митр. Теология в современном российском академическом пространстве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 3 (34). С. 224–239.
  4. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения. М.: Юрайт, 2020.
  5. Малевич Т. В. Эмпирические методы исследования религиозного опыта в психологии религии: история и современные тенденции (конец XIX — первая пол. XX в.) // Вестник ВолГУ. Сер. 7: Философия. 2014. № 5 (25). С. 60–69.
  6. Самарина Т. С. Дизайнерский проект феноменологического понимания религии: компаративистика Ф. Макса Мюллера // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 78. C. 121–131.
  7. Шишков А. Теология без идеологии // OpenDemocracy Russia. 13.03.2019. URL: https://www.opendemocracy.net/ru/theology-without-ideology (дата обращения: 08.11.2020).
  8. Belzen A. van. Religionspsychologie. Eine historische Analyse im Spiegel der Internationalen Gesellschaft. Berlin: Springer, 2015.
  9. Bernouilli C. A. Die wissenschaftliche und die kirchliche Methode in der Theologie. Ein enzyklopädischer Versuch. Freiburg i. B.: J. C. B. Mohr, 1897.
  10. Cabanel P. L’institutionnalisation des «sciences religieuses» en France (1879–1908): Une entreprise protestante? // Bulletin de la Société de l’Histoire du Protestantisme Français (1903–2015). 1994. Vol. 140. P. 33–80.
  11. Chantepie de la Saussaye P. D. Methodologische bij drage tot het onderzoek naar den oorsprong van den godsdienst. Utrecht: P. W. van de Weij er, 1871.
  12. De Jong J. De wetgever van 1876 en de theologie // Nederlands archief voor kerkgeschiedenis / Dutch Review of Church History. 1968. Vol. 48. No. 2. Z. 313–332.
  13. De theologische fakulteit aan de Nederlandse hoogescholen naar aanleiding van het bij de tweede kamer ingediende ontwerp van het wet op het hooger onderwij s, door de godgeleerde fakulteit aan’s Rij ks Hoogeschool te Leiden. Leiden: P. Engels, 1868.
  14. Hjelde S. Die Geburt der Religionswissenschaften aus dem Geist der protestantischen Theologie // Religion(en) deuten. Transformationen der Religionsforschung / F. W. Graf, V. Friedemann, Hrsg. Berlin: Walter de Gruyter, 2010. S. 9–28.
  15. Hjelde S. Religionswissenschaft und Theologie zwischen Grenzziehung und Verschmelzung.
  16. Eine historische Perspektive im Kontext der Entstehungszeit der Religionswissenschaft // Die Bedeutung der Religionswissenschaft und ihrer Subdisziplinen als Bezugswissenschaften für die Theologie / R. Ceylan, C. Saglam, Hrsg. Berlin: Peter Lang, 2016. S. 87–115.
  17. Lessing E. Geschichte der deutschsprachigen evangelischen Theologie von Albrecht Ritschl bis zur Gegenwart. Göttingen: Vandenhoeck & Rupprecht, 2000.
  18. Maier H. Psychologie des emotionalen Denkens. Tübingen: J. C. B. Mohr, 1908.
  19. Molendij k A. L. Abschied vom Christentum: Der Fall Allard Pierson // Post-Theism: Reframing the Judeo-Christian Tradition / H. Krop, A. L. Molendij k, H. de Vries, Hrsg. Leuven: Peeters, 2000. S. 141–157.
  20. Molendij k A. L. The Emergence of the Science of Religion in the Netherlands. Leiden: Brill, 2005.
  21. Pruette L. G. Stanley Hall. A Biography of a Mind. New York: D. Appleton & Comp, 1926.
  22. Reischle M. Die Frage nach dem Wesen der Religion. Grundlegung zu einer Methodologie der Religionsphilosophie. Freiburg i. B.: J. C. B. Mohr, 1889.
  23. Stählin W. Die Wahrheitsfrage in der Religionspsychologie // Archive für Religionspsychologie. 1921. Bd. 2–3. S. 136–159.
  24. Stählin W. Georg Wobbermin, Systematische Theologie nach religionspsychologischer Methode // Archive für Religionspsychologie. 1914. Bd. 1. S. 279–298.
  25. Tiele C. P. De plaats van de godsdiensten der natuurvolken in de godsdienstgeschiedenis. Amsterdam: P. N. van Kampen ond Zoon, 1873.
  26. Tiele C. P. Godsdienstwetenschap en theologie. Nadere toelichting van het artikel “Theologie en godswetenschap” in “De Gids” van Mei 1866 // Theologisch Tij dschrift. 1867. Bd. 1. Z. 38–52.
  27. Tiele C. P. Godsdienstwetenschap en wij sbegeerte in het jongste ontwerp van Wet op het Lager onderwijs // De Gids. 1869. Bd. 33. Z. 121–138.
  28. Tiele C. P. Grundzüge der Religionswissenschaft. Eine kurzgefasste Einführung in das Studium der Religion und ihrer Geschichte. Tübingen: J. C. B. Mohr, 1904.
  29. Tiele C. P. Het wezen en de oorsprong van den godsdienst // Theologische Tijdschrift. 1871. Bd. 5. Z. 373–406.
  30. Tiele C. P. Theologie en godsdienstwetenschap // De Gids, XXX (May 1866). Z. 205–244.
  31. Traub F. Kirchliche und unkirchliche Theologie // Zeitschrift für Theologie und Kirche. 1903. Bd. 13, No. 1. S. 39–76.
  32. Traub F. Theologie, Religionswissenschaft, Metaphysik. Zur Auseinandersetzung mit der theologischen Methode Wobbermins // Zeitschrift für Theologie und Kirche. 1915. Bd. 25. Heft 3/4. S. 93–123.
  33. Vande Kemp H. G. Stanley Hall and the Clark School of Religious Psychology // American Psychologist. 1992. Vol. 47. No. 2. Feb. P. 290–298.
  34. Vernes M. Introduction // Revue de l’histoire des religions. 1880. Vol. 1. P. 1–17.
  35. Vernes M. Lʼhistoire des religions. Son esprit, sa méthode et ses divisions; son enseignement en France et à l’étranger. Paris: E. Leroux, 1887.
  36. Weisse C. H. Philosophische Dogmatik oder Philosophie des Christentums. Bd. 1. Leipzig: S. Hirzel, 1855.
  37. White Chr. A Measured Faith: Edwin Starbuck, William James, and the Scientific Reform of Religious Experience // The Harvard Theological Review. 2008. Vol. 101. No. 3/4. P. 431–450.
  38. Wobbermin G. Der Kampf um die Religionspsychologie // Internationale Wochenschrift für Wissenschaft, Kunst und Technik. 1911. Bd. 5. S. 1101–1120.
  39. Wobbermin G. Die religionspsychologische Methode in der systematischen Theologie. Wider F. Traubs Einwendungen dagegen // Zeitschrift für Theologie und Kirche. 1917. Bd. 27. S. 314–350.
  40. Wobbermin G. Die religionspsychologische Methode in Religionswissenschaft und Theologie. Bd. 1. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1913.
  41. Wobbermin G. Psychologie und Erkenntniskritik der religiösen Erfahrung // Weltanschauung, Philosophie und Religion. Berlin: Verlag Reichl und Co., 1911. S. 341–363.
  42. Wobbermin G. Religionspsychologische Arbeit und systematische Theologie // Archive für Religionspsychologie. 1921. Bd. 2–3. S. 200–205.
  43. Wobbermin G. Zwei akademische Vorlesungen über Grundprobleme der systematischen Theologie. Berlin: A. Duncker, 1899.

Данные об авторе

Золотухин Всеволод Валерьевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: НИУ "Высшая школа экономики"; Российская Федерация, 105066, г. Москва, Старая Басманная ул., 21/4, стр. 1;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-4405-5543;
Электронный адрес: vakis2011@gmail.com.