В статье рассматривается интерпретация кантовского критицизма, данная крупным представителем неосхоластики середины XIX в. М. Либераторе в трактате «Об интеллектуальном познании» (1858). Показано, что обращение к Канту было вызвано рядом задач, которые решались неосхоластикой, в частности (1) апологетические: преодоление кантовской критики теологической аргументации, (2) критические: опровержение учений онтологизма, гермесианства и т. п., (3) концептуальные: актуализация схоластической философии в контексте задач Нового времени. Спектр ответов, данных предшественниками Либераторе (Г. Сансеверино, Ж. Бальмес, Й. Клейтген), не мог адекватно представить и эффективно обосновать томистскую точку зрения на познание — эта задача была решена Либераторе на основе последовательной реконструкции гносеологии Аквината в составе вопросов, заданных теориями познания Нового времени. Констатируя отсутствие преемственности между схоластикой и новоевропейской философией (ответственность за которую возлагается на Декарта), Либераторе отмечает, что предметное содержание и того, и другого типов концепций едино, хотя и различается способ определения источников познания. В частности, Либераторе отрицает необходимость предположения изначальной данности определенного содержания (врожденные идеи) или способов конституирования предметности (априорные формы), опосредую-щие отношение разума и мира. Напротив, им предполагается заданной только фактическая способность познания как субстанциальное качество разумной души, но оно лишено независимого от познаваемой реальности содержания (tabula rasa) — оно формируется благодаря сложному когнитивному механизму абстрагирований и опосредований (который Либераторе, вслед за Аквинатом и другими схоластами, описывает понятиями действующего и претерпевающего разума), приводимому в действие аффицированием со стороны предметов. Ошибочным, согласно Либераторе, является именно придание этому механизму собственного значения и особого непредметного содержания, которое оказывается в фокусе познания и заслоняет собою реальность. Размежевание с кантианством вместе с тем не означало, что отдельные аспекты этого учения не могли быть в качестве контрдоводов интегрированы в состав неосхоластической гносеологии — тем самым Либераторе заложил основу для продолжения исследования и толкования кантовской философии со стороны католических интеллектуалов.
кантианство, томизм, неосхоластика, критицизм, трансцендентализм, познание, разум, априорность