Черный Алексей Иванович, священник
«Мы здесь Церковь»! Противопоставление понятий «институт» и «харизма» в немецком католическом движении обновления второй половины XX в.
Ссылка на статью:
Черный А. И.
«Мы здесь Церковь»! Противопоставление понятий «институт» и «харизма» в немецком католическом движении обновления второй половины XX в. // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение. 2020.
Вып. 90. С. 28-46.
DOI:
10.15382/sturI202090.28-46
Аннотация
В статье предпринята попытка выявить ключевые истоки антиинституционального дискурса в богословской литературе Католической Церкви в Германии после Второго Ватиканского собора и проанализировать использование в ней противопоставления понятий «харизма» и «институт». В качестве примера богословской аргументации рассматриваются идеи Фрекенхорстского кружка — наиболее влиятельной группы католических священников, выступавших за церковные реформы. Эта организация играла совершенно особую роль в движении католического обновления и оказывала существенное влияние на процесс регламентации церковной жизни в Германии. В статье анализируются труды троих его представителей: Вальтера Каспера, Готтхольда Хазенхюттля и Норберта Грайнахера. В основе самой церковной структуры ими помещается харизма как индивидуальное призвание каждого члена христианской общины к служению, а институты Церкви осмысляются почти исключительно в негативном ключе. По мнению автора статьи, на теологов Кружка оказали влияние «студенческая революция» 1968 г., «теология освобождения», но особенно идеи представителей Франкфуртской школы. Их критика современного общества и политических систем адаптируется в критической аргументации теологов Фрекенхорстского кружка, используется в критике Католической Церкви и ее властных институтов и преподносится как евангельский идеал. При таких условиях, по мнению автора, антиинституциональный пафос не имеет убедительных церковных или богословских оснований. Автор отмечает, что в антиинституциональном дискурсе совершенно особое положение занимает христианский священник: c одной стороны, он полностью вовлечен в жизнь общины, а с другой — является представителем иерархии. Соответственно, в богословии Кружка он иногда осмысляется как представитель народа, а иногда — как представитель «авторитарного» института Церкви. Это позволяет говорить об исключительном потенциале, открытом священнику как с точки зрения современной экклезиологии, так и в современном обществе в условиях пересмотра традиционных властных отношений.
Ключевые слова
Второй Ватиканский собор, Католическая Церковь, католическое обновление, Франкфуртская школа, харизма, институт, экклезиология
Список литературы
- Гренц С., Олсон Р. Богословие и богословы XX века. Черкассы, 2011.
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М., 2003.
- Реати Ф. Э. Бог в XX веке. Человек — путь к пониманию Бога. Западное богословие XX века. СПб.: Европейский дом, 2002.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
- Adorno T. W., Horkheimer M. Dialectic of enlightenment. N. Y.: Herder, 1972.
- Arens A. Die Entwicklung des Priesterbildes in den kirchlichen Dokumenten von der Enzyklika “Menti Nostrae” Papst Pius XII. (1950) bis zur Gemeinsamen Synode der Bistümer in der Bundesrepublik Deutschland (1975) // Pastorale Bildung / A. Arens, Hrsg. Trier, 1976. S. 7–35.
- Blank J. Das Evangelium als Garantie der Freiheit. Würzburg, 1970.
- Brittain Ch. The Frankfurt School on Religion // Religion Compass. 2012. Vol. 6/3. P. 204–212.
- Dem Konzil verpfl ichtet — verantwortlich in Kirche und Welt: Priester- und Solidaritätsgruppen in Deutschland (AGP) 1969–2010: eine Bilanz nach 40 Jahren / E. Utsch, C.-P. Klussmann, Hrsg. Berlin; Münster, 2010.
- Dols C., Ziemann B. Progressive Participation and Transnational Activism in the Catholic Church after Vatican II: The Dutch and West German Examples // Journal of Contemporary History. 2015. Vol. 50. № 3. P. 465–485.
- Fouilloux E. «Fille aînée de l’Église» ou «pays de mission»? (1926–1958) // Société sécularisée et renouveaux religieux (XXe siècle) / R. Rémond, ed. P., 1992. P. 131–252.
- Frymer B. Frankfurter school and Education // The SAGE Handbook of Critical Pedagogies / S. R. Steinberg, B. Down, eds. L.: Sage Publications LTD, 2020. P. 94–103.
- Fuchs O. “Ihr aber seid ein priesterliches Volk“: Ein Pastoraltheologischer Zwischenruf zu Firmung und Ordination. Mainz: Matthias Grü newald Verlag, 2017.
- Fuchs O. Prophetische Kraft der Jugend? Zum theologischen und ekklesiologischen Ort einer Altersgruppe im Horizont des Evangeliums. Freiburg, 1986.
- Gemeinsame Synode der Bistümer in der Bundesrepublik Deutschland. Beschlüsse der Vollversammlung. Offi zielle Gesamtausgabe I. Freiburg, 1976.
- Greinacher N. Herrschaftsfreie Gemeinde // Concilium. 1971. S. 181–190.
- Greinacher N. Von der Wirklichkeit zur Utopie: Der Weg eines Theologen. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2010.
- Großbölting Th. Wie ist Christsein heute möglich? Suchbewegungen des nachkonziliaren Katholizismus im Spiegel des Freckenhorster Kreises. Altenberge: Oros Verlag, 1997.
- Hasenhüttl G. Charisma. Ordnungsprinzip der Kirche. Freiburg im Breisgau: Herder Verlag, 1969.
- Hasenhüttl G. Kirche und Institution // Concilium. 1974. S. 7–11.
- Hasenhüttl G. Konfessionelle Momente in der Gottesfrage // Concilium. 1970. S. 273–277.
- Herzog D. The Death of God in West Germany. Between Secularization, Postfascism and the Rise of Liberation Theology // Die Gegenwart Gottes in der modernen Gesellschaft. Transzendenz und religiöse Vergemeinschaftung in Deutschland / M. Geyer, L. Hölscher, Hrsg. Göttingen, 2006. S. 431–466.
- Holzbrecher S. Der Aktionskreis Halle. Eine katholische Reformbewegung in der DDR zwischen Staat und Kirche // Reformen in der Kirche. Historische Perspektiven / A. Merk, G. Wassilowski, G. Wurst, Hrsg. Freiburg im Breisgau: Herder Verlag, 2014. S. 292–311.
- Horn G.-R. Western European Liberation Theology. The First Wave, 1924–1959. Oxford, 2008.
- Karrer L. Die Stunde der Laien: von der Würde eines namenlosen Standes. Freiburg im Breisgau; Basel; Wien: Herder, 1999.
- Käsemann E. Exegetische Versuche und Besinnungen. Bd. 1. Göttingen, 1960.
- Kasper W. Amt und Gemeinde (Referat am 14.2.1970) // Idem. Glaube und Geschichte. Mainz, 1970. S. 388–414.
- Kasper W. Der Leitungsdienst in der Gemeinde. Referat beim Studientag der DBK in Reute // Arbeitshilfen. 118. Bonn, 1994.
- Kasper W. Die Funktion des Priesters in der Kirche // Geist und Leben. 1969. № 42. S. 102–116.
- Kasper W. Die pastoralen Dienste in der Gemeinde // Synode der Bistü mer in der BRD. Offi zielle Ausgabe I. Freiburg i. Br., 1976. S. 581–596.
- Kasper W. Gemeinsames und besonderes Priestertum. Vier Aufgaben für eine Erneuerung des priesterlichen Dienstes // Priestertum Christi und priesterlicher Dienst / G. Augustin, K. Koch, Hrsg. Freiburg im Breisgau. 2013. S. 9–23.
- Kerstiens F. Umbrüche — Eine Kirchengeschichte von unten. Autobiographische. Berlin, 2013.
- Laeyendecker B. Septuagint. De lotgevallen van een beweging // Schreuder O., van Snippenburg L., eds. Religie in de Nederlandse samenleving. De vergeten factor. Baarn, 1990. P. 90–117.
- Marcuse H. Triebstruktur und Gesellschaft. Frankfurt, 1970.
- Mariante B. R. The Frankfurt School and the Sociology of Religion: Religion a la Marx and Freud // Humboldt Journal of Social Relations. Vol. 9. No. 1 (Fall/Winter 1981/82). P. 75–89.
- Metz J. B. Braucht die Kirche eine neue Reformation? Eine römisch-katholische Antwort // Concilium. 1970. S. 265–270.
- Metz J. B. Zur Theologie der Welt. München: Chr. Kaiser, 1968.
- Preglau-Hämmerle S. Katholische Reformbewegung weltweit. Ein Überblick. Innsbruck; Wien: Tyrolia-Verlag, 2012.
- Rahner K. Freiheit und Manipulation in der Kirche. München, 1970.
- Siebert R. J. The Critical Theory of Religion: The Frankfurt School. Lanham: Scarecrow Press, 2001.
- Sohm R. Wesen und Ursprung des Katholizismus. Leipzig, 1912.
- The Frankfurt School on religion: key writings by the major thinkers / E. Mendieta, ed. Abingdon: Routledge, 2005.
- Zulehner P. M. Pastoraltheologie. Bd. 1. Fundamentalpastoral. Kirche zwischen Auftrag und Erwartung. Dü sseldorf: Patmos Verlag, 1991.
Данные об авторе
Черный Алексей Иванович, священник
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: Приглашенный сотрудник Лаборатории исследований церковных институций;
ORCID: 0000-0002-7287-0860;
Электронный адрес: lexschwarz@gmail.com.
Благодарности
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-10089). Организация выполнения проекта – Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.