Щукин Тимур Аркадьевич
Апостол Павел против Аристотеля: полемика с античной философской традицией в «Путеводителе» Анастасия Синаита
Ссылка на статью:
Щукин Т. А.
Апостол Павел против Аристотеля: полемика с античной философской традицией в «Путеводителе» Анастасия Синаита // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение. 2020.
Вып. 90. С. 9-27.
DOI:
10.15382/sturI202090.9-27
Аннотация
В статье рассматриваются взгляды Анастасия Синаита на место античного философского наследия в догматике и догматической полемике на материале его главного христологического сочинения «Путеводитель». Подвергается анализу вводная часть трактата, где Анастасий Синаит сопоставляет некоторые положения философского знания с положениями христианской веры, приходя к выводу о непригодности философского терминологического и концептуального аппарата для христологии и триадологии. Аналогичные взгляды отстаивает Анастасий Синаит на протяжении всего трактата, подчеркивая, что все ключевые еретические заблуждения коренятся в увлечении еретиков языческой философией. Особенно негативное влияние на христианскую мысль оказал, по мнению игумена, Аристотель с его учением о тождестве природы и ипостаси. Именно это учение, считает он, лежит в основе монофизитства. Ставится вопрос об источниках представлений Анастасия Синаита об античной философии. Показывается, что сам Анастасий Синаит крайне плохо был знаком с трудами античных философов. В большинстве случаев, когда он ссылается на какое-либо философское положение, его источник можно установить лишь примерно. Высказывается предположение, что источниками представлений Анастасия о философии являются, вероятно, христианские адаптации комментариев на Аристотеля Александрийской школы. Также в статье ставится вопрос о причинах столь негативного отношения Анастасия Синаита к античной философии, предполагающего не только осторожное взаимодействие с ней, что характерно, например, для Леонтия Византийского, Феодора Раифского, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, но и радикальную критику философского знания. Предварительно высказывается предположение, что причиной этого является то, что монофизитская богословская традиция VI–VII вв. в большей степени, чем халкидонитская, была зависима от Аристотеля. В любом случае положение «Путеводителя» Анастасия Синаита в поздней восточно-христианской богословской традиции является уникальным. Для него характерно стремление минимизировать влияние античной философской традиции на христианское богословие. Он предлагает системную работу с богословскими понятиями, не зависящую от «эллинской» традиции.
Ключевые слова
Анастасий Синаит, Аммоний Александрийский, Аристотель, Александрийская школа комментаторов Аристотеля, неохалкидонизм, монофизитство, христология
Список литературы
- Пашин А. В. Главное христологическое произведение преподобного Анастасия Синаита «Путеводитель»: монография. СПб., 2018.
- Столяров А. А. Фрагменты ранних стоиков. Т. II: Хрисипп из Сол. Ч. I: Логические и физические фрагменты. Фр. 1–521. М., 1999.
- Творения Преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники / пер. и коммент. свящ. Максима Козлова, Д. Е. Афиногенова. М., 1997.
- Щукин Т. «Что скажете об этой плоти?»: «сущность» и «природа» в трактате Леонтия Византийского «Против несториан и евтихиан» // ESSE. Философские и теологические исследования. 2019. Т. 4. № 1. С. 213–227.
- Щукин Т., Ноговицин О. Леонтий Византийский и его трактат «Опровержение силлогизмов Севира» // ESSE. Философские и теологические исследования. 2019. Т. 4. № 2. С. 159–184.
- Щукин Т. А. Бог — форма, человек — материя. Понятия «сущности» и «природы» в физике и христологии Михаила Пселла // Христианское чтение. 2020. No. 1. С. 26–42.
- Щукин Т. А. Византийские корни спора Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника о природе души: история и типология // Научная сессия ГУАП: сб. докладов: в 3 ч. СПб., 2018. С. 79–81.
- Щукин Т. А. Иерархия в терминах: различие между «сущностью» и «природой» в сочинениях Михаила Пселла // Актуальные проблемы языка и культуры: Труды Второй межвузовской научно-практической конференции со всероссийским участием (Екатеринбург, 31 октября 2018 года). Научный вестник Уральской государственной консерватории. 2019. № 1 (19). С. 105–116.
- Щукин Т. А. Мыслитель, который оживил философию: значение Михаила Пселла для византийской интеллектуальной традиции // ESSE. Философские и теологические исследования. 2017. Т. 2. No. 1/2. С. 428–447.
- Anastasiae Sinaitae opera Viae Dux / K.-H. Uthemann, ed. (Corpus christianorum. Series Graeca, 8). Brepols; Turnhout, 1981.
- Baumstark A. Syrisch-Arabische Biographieen des Aristoteles — Syrische Commentare zur (eisagoge) des Porphyrios (Aristoteles bei den Syrern vom 5. bis 8. Jahrhundert, 1). Leipzig, 1900.
- Chase M. La subsistence néoplatonicienne: De Porphyre à Théodore de Raithu // Chôra: Revue d’Études Anciennes et Médiévales. 2009/10. No. 7–8. P. 37–52.
- Chase M. Neoplatonic Logic in Theodore of Raithu: A preliminary study (в печати).
- Clemens Alexandrinus. Vol. 3 (Die griechischen christlichen Schriftsteller 17). Berlin, 1970. P. 219–221.
- Ebied К. Y., Van Roey A., Wickham L. К. Petri Callinicensis Patriarchae Antiocheni Tractatus Contra Damianum. Vol. 1–4. Turnhout, Leuven, 1994–2003 (Corpus Christianorum: Series Graeca 29, 32, 35, 54).
- Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Band 2/1. Das Konzil von Chalcedon (451): Rezeption und Widerspruch (451–518). Freiburg; Basel; Wien, 1986.
- Hoek A. W. van den. Clement of Alexandria and His Use of Philo in the Stromateis: An Early Christian Reshaping of a Jewish Model. Leiden, 1988.
- Hovorun C. Anastasius of Sinai and His Participation in the Monothelite Controversy // Ephemerides Theologicae Lovanienses. 2019. Vol. 95, No. 3. P. 505–527.
- Janssens B. Maximi Confessoris Ambigua ad Thomam una cum Epistula secunda ad eundem. Turnhout, Leuven, 2002 (Corpus Christianorum Series Graeca, 48).
- King D. Logic in the Service of Ancient Eastern Christianity: An Exploration of Motives // Archiv für Geschichte der Philosophie. 2015. No. 97. P. 1–33.
- Krausmüller D. Responding to John Philoponus: Hypostases, Particular Substances, and Perichoresis in the Trinity // Journal of Late Ancient Religion and Culture. 2015. No 9. P. 13–28.
- Krausmüller D. The Problem of Universals in Late Patristic Theology // Journal of Applied Logics — IfCoLog Journal of Logics and their Applications. 2019. Vol. 6. No. 6. P. 1125–1142.
- Kumpfmüller J. B. De Anastasio Sinaita. Würzburg, 1865.
- Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961.
- Lourié B. What Means ‘Tri-’ in ‘Trinity’? An Eastern Patristic Approach to the ‘Quasi-Ordinals’ // Journal of Applied Logics — IfCoLog Journal of Logics and their Applications. 2019. Vol. 6. No. 6. P. 1093–1108.
- Mariev S. Neoplatonic Philosophy in Byzantium. Introduction // Byzantium Byzantine Perspectives on Neoplatonism / S. Mariev, ed. Boston, 2017. P. 1–22.
- Morlet S. Un fragment méconnu des Stromates (de Clément ou d’Origène?) chez Anastase le Sinaïte, Les polémiques religieuses du Ier au IVe siècle de notre ère, Hommage à Bernard Pouderon / G. Bady, D. Cuny, ed. P., 2019. P. 329–345.
- Piret P. Le Christ et la Trinité selon Maxime le Confesseur. P., 1981.
- Roueche M. A Middle Byzantine Handbook of Logic Terminology // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 1980. No. 29. P. 71–98.
- Roueche M. Byzantine Philosophical Texts of the Seventh Century // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 1974. No. 23. P. 61–76.
- Roueche M. Did Medical Students Study Philosophy in Alexandria? // Bulletin of the Institute of Classical Studies. 1999. No. 43. P. 153–169.
- Roueche M. Notes on a Commentary on Plato’s Parmenides // Greek, Roman and Byzantine studies. 1971. No. 12. P. 553–556.
- Roueche M. The Defi nitions of Philosophy and a New Fragment of Stephanus the Philosopher // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 1990. No 40. P. 107–128.
- Roueche M. Why the Monad is Not a Number: John Philoponus and In De Anima 3 // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 2002. No 52. P. 95–133.
- Shchukin T., Nogovitsin O. Difficulties in Particular: Theological and Historical Context of the Anonymous Treatise “On the Common Nature and the Trinity” // Scrinium. Journal of Patrology, Critical Hagiography, and Ecclesiastical History. 2019. Vol. 15. P. 218–238.
- Spáčil S. La teologia di S. Anastasio Sinaita // Bessarione. 1922. No. 38. P. 157–178; 1923. No. 39. P. 15–44.
- Theodorus Raithensis. Preparatio // Diekamp F. Analecta Patristica. Texte und Abhandlungen zur griechischen Patristik. Roma, 1938 (Orientalia Christiana Analecta, 117). P. 185–222.
- Uthemann K.-H. Anastasios Sinaites: Byzantinisches Christentum in den ersten Jahrzehnten unter arabischer Herrschaft (AKG, 125/I-II). Berlin; Boston, 2015.
- Uthemann K.-H. Studien zu Anastasios Sinaites: Mit einem Anhang zu Anastasios I. von Antiochien (TU, 174). Berlin, 2017.
- Watt J. W. The Syriac Aristotle between Alexandria and Baghdad // Journal of Late Ancient Religion and Culture. 2013. No. 7. P. 26–50.
- Zachhuber J. Aristotle in Theodore of Raïthu and Pamphilus the Theologian // Un metodo per il dialogo fra le culture. La chrêsis patristica (Supplementi Adamantius, vol. IX) / A. M. Mazzanti, ed. Brescia, 2020. P. 125–138.
Данные об авторе
Щукин Тимур Аркадьевич
Место работы: РГПУ им. А. И. Герцена Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48;
ORCID: 0000–0001–7513–9873;
Электронный адрес: tim_ibif@mail.ru.
Благодарности
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 19–011–00778 «Леонтий Византийский и патристическая традиция».