/

Раздъяконов Владислав Станиславович

Понятие о «религии» в отечественном эзотеризме конца XIX – начала XX века (по материалам Московского спиритического кружка)


Раздъяконов В. С. Понятие о «религии» в отечественном эзотеризме конца XIX – начала XX века (по материалам Московского спиритического кружка) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 89. С. 129-148.

DOI: 10.15382/sturI202089.129-148

Аннотация

Представители движения современного спиритуализма имели собственные представления о «религии» как особого рода феномене и были знакомы с дискуссиями теологов, философов и ученых о ее природе. Статья основывается на исторических источниках, относящихся к деятельности крупного объединения русских спиритуалистов начала XX в. — Московского спиритического кружка (позднее Русское спиритуалистическое общество). Ключевые материалы — «Учение духов» и «Бессмертие по традициям Азиатских Розенкрейцеров» — раскрывают понимание спиритуалистами генезиса, сущности, классификации и будущего религии. «Религию» спиритуалисты определяли как результат деятельности духов, делили религии на более и менее совершенные и утверждали, что наилучшей религией является христианство. Спиритуалисты связывали эволюцию религии с судьбой наций и предполагали, что национальные религии, так же как и политеистические религии, представляют собой ее ранние формы. Взгляды участников Московского спиритического кружка наприроду религии сформировались под влиянием немецкой идеалистической философии. Подобно историкам религии, придерживавшимся теизма, они рассматривали историю религии как телеологический процесс и считали, что сравнительный метод позволяет приблизиться к пониманию сущности религии. Онтологию спиритуалистов можно обозначить как спиритуалистический монизм, при этом спиритуалисты регулярно подчеркивали собственную приверженность теизму. Участники Московского спиритического кружка были знакомы с современными им психологическими и антропологическими теориями религии и считали медиумические явления эмпирическим доказательством некоторых теорий. Спиритуалисты критиковали теорию религии Эдуарда Тайлора, считая, что он необоснованно сводит натурализм к материализму, отрицая существование духовного мира и редуцируя религию к ложной идеологии. Спиритуалисты апеллировали к сочинениям Уильяма Джеймса и других исследователей, посвятивших себя изучению многообразия мистического опыта. Онтология спиритуалистов может быть охарактеризована как религиозный натурализм, который позволял определить религию одновременно как теологический и антропологический феномен. Взгляды спиритуалистов на природу «религии» помогают нам расширить знание о специфике формирования представлений о религии в конце XIX — начале XX столетия.

Ключевые слова

история религии, спиритуализм, спиритизм, история России, П. А. Чистяков, А. И. Боброва

Список литературы

  1. А. и Б. По поводу возражений господина Петрово-Соловово господину Брюсову // Ребус. 1903. № 34. С. 293–294.
  2. Антонов К. М. Как возможна религия? Философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX–XX веков. М.: ПСТГУ, 2020.
  3. Ахелис Т. Очерк сравнительного изучения религии. СПб.: Типография Акц. общ. Брокгауз-Ефрон, 1906.
  4. Баррет В. Сэр Артур Конан-Дойль и психические исследования // Ребус. 1917. № 1–2. С. 9.
  5. Бехтерев В. М. Роль внушения в общественной жизни. СПб.: К. Л. Риккер, 1908.
  6. Библиография. Зависимость веры от воли. У. Джеймс // Ребус. 1904. № 1–2. С. 14.
  7. Библиография. Сущность жизни. Сборник статей под редакцией проф. В.А. Фаусека // Ребус. 1904. № 25. С. 6–7.
  8. Болтин А. П. Догматы Христовой церкви, изложенные согласно спиритическому учению // Ребус. 1907. № 22–23. С. 9.
  9. В. М. Письмо в редакцию // Ребус. 1913. № 9. С. 4.
  10. Введенский А. И. Религиозное сознание язычества: опыт философской истории естественных религий. Т. 1. М.: Унив. тип., 1902.
  11. Вундт В. Душа и мозг. СПб.: Право, 1909.
  12. Грот Н. Я. О душе в связи с современными учениями о силе. Одесса: тип. «Одесский вестник», 1886.
  13. Грот Н. Я. Понятие души и психической энергии в психологии // Вопросы философии и психологии. СПб., 1897. Кн. 4 (39). С. 809.
  14. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986.
  15. Джеймс В. Научные основания психологии. СПб.: Санкт-Петербургская Электропечатня, 1902.
  16. Дю-Прель К. Философия мистики, или Двойственность человеческого существа. СПб.: Издание А. Н. Аксакова, 1895. С. 577.
  17. История религиоведения и интеллектуальная история России XIX — первой половины XX века: Архивные материалы и исследования / отв. ред. М. М. Шахнович, Е. А. Терюкова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018.
  18. Киселев Н. П. Из истории русского розенкрейцерства. М.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2005.
  19. Конгресс спиритуалистов в Париже // Ребус. 1908. № 29. С. 5.
  20. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения. М.: Академический проект, 2007.
  21. Л. Е. О. Религиозно-мистические брожения в современной России // Ребус. 1906. № 8–9. С. 4–5.
  22. Л. Е. О. Религиозно-политическая эволюция Японии // Ребус. 1906. № 22–23. С. 12.
  23. Лавров П. Л. Статьи по истории религий. Пг., 1917.
  24. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Издание Ф. Павленкова, 1896.
  25. Лодж О. Спиритизм и религия // Ребус. 1917. № 1–2. С. 10.
  26. М. М. Полуночное Богослужение в храме Сивы // Ребус. 1907. № 12–13. С. 9–11.
  27. М. С. Религиозно-философское Общество памяти Вл. Соловьева // Ребус. 1906. № 1–2. С. 3–4.
  28. М. С-въ. Спиритуализм и спиритизм // Ребус. 1910. № 21. С. 2–5.
  29. М. С-ов. «Сборник по философии естествознания» // Ребус. 1906. № 6–7. С. 5.
  30. Маклакова А. А. Образ врага в дискурсе русских спиритуалистов (на примере материалов Московского спиритического кружка) // Религиоведческие исследования. 2019. № 2 (20). С. 44–66.
  31. Молоховец Е. И. Тайны Запада и Востока. М.; СПб.: Типография А. С. Суворина, 1880.
  32. Мюллер М. Наука о мысли. СПб.: Типография Н. А. Лебедева, 1891.
  33. Мюллер М. О материализме. М.: Посредник, 1904.
  34. Н. Р. Взаимоотношение религии и спиритизма (письмо в редакцию) // Ребус. 1913. № 6. С. 4.
  35. «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России XX — начала XXI века / отв. ред. К. М. Антонов. М.: ПСТГУ, 2014.
  36. П. Ч. Духовное одичание Америки (размышления и догадки) // Ребус. 1904. № 40–41. С. 4.
  37. П. Ч. Дыхание сатаны // Ребус. 1912. № 28. С. 7.
  38. П. Ч. Япония и буддизм // Ребус. 1905. № 25. С. 3–5.
  39. П.Ч. Спиритуализм на Востоке // Ребус. 1915. № 6. С. 3–4.
  40. Пач. О современных масонах в России // Ребус. 1905. № 42. С. 4–5.
  41. Пач. Памяти В. С. Соловьева // Ребус. 1910. № 45. С. 1–2.
  42. По пути // Ребус. 1908. № 3. С. 3.
  43. Пфлейдерер О. О религии и религиях. СПб.: Прометей, 1909.
  44. Пфлейдерер О. Образ Христа древне-христианской веры в религиозно-историческом освещении. СПб.: Типография Альтшуллера, 1910.
  45. Раздъяконов В. С., Маклакова А. А. Учение и практики спиритического кружка П. А. Чистякова и А. И. Бобровой // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. № 1 (1). М.: РГГУ, 2018. C. 66–83.
  46. Сербов. Новые книги. Д-р Карл Дюпрель. Монистическое учение о душе // Ребус. 1908. № 30. С. 6.
  47. Сербов. Сведенборг и Кант // Ребус. 1908. № 40–41. С. 6.
  48. Сербов. Спорная сторона гипнотизма // Ребус. 1909. № 43. С. 6.
  49. Сербов. Эдуард фон Гартман (1842–1906) // Ребус. 1906. № 27–28. С. 6.
  50. Сизов М. Прошлое и настоящее спиритизма // Ребус. 1909. № 19. С. 3–4; № 20. С. 3–6.
  51. Случай ясновидения, описанный проф. У. Джеймсом // Ребус. 1908. № 3. С. 76.
  52. Спиритизм на золотом берегу // Ребус. 1909. № 37. С. 3.
  53. Спиритизм среди негров // Ребус. 1908. № 26. С. 4.
  54. Спиритические феномены в Южной Америке // Ребус. 1904. № 51–52. С. 8.
  55. Тайлор Э. Б. Антропология. Введение к изучению человека и цивилизации. СПб.: Издание И. И. Билибина, 1908.
  56. Трубецкой С. Н. Вера в бессмертие // Вопросы философии и психологии. СПб., 1902. № 63 (3). С. 1207–1213.
  57. Трубецкой С. Н. Основания идеализма // Сочинения. М.: ИФ РАН, 1994. С. 594–717.
  58. Труды Первого всероссийского съезда спиритуалистов. М.: Типография К. Л. Меньшова, 1907.
  59. Ханеграаф В. Западный эзотеризм: путеводитель для запутавшихся. М.: Центр книги Рудомино, 2016.
  60. Челпанов. Джемс как психолог // Ребус. 1910. № 44. С. 1–2.
  61. Чистяков П. А. Япония и буддизм (очерк) // Ребус. 1904. № 30. С. 2.
  62. Шахнович М. М. Изучение религии в России в конце XIX — первой четверти XX века: от феноменологического описания к критическому исследованию // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2018. № 1 (36). С. 171–195.
  63. Эсслингер Ю. // Ребус. 1906. № 4–5. С. 8.
  64. Явление призраков в Восточной Африке // Ребус. 1906. № 1–2. С. 7.
  65. N–o. Кант как спиритуалист // Ребус. 1904. № 1–2. С. 6–8.
  66. Bester D. H. P. Blavatsky, Theosophy and Nineteenth-Century Comparative Religion. PhD. Thesis. University of Cape Town, 2017.
  67. Flournoy Th. Spiritism and Psychology. N. Y.; L.: Harper and Brothers Publishing, 1911. Р. X.
  68. Halliwell M. Morbid and Positive Thinking: William James, Psychology, and Illness // William James and the Transatlantic Conversation: Pragmatism, Pluralism and Philosophy of Religion. Oxford University Press, 2014. P. 97–114.
  69. Harrison P. The Territories of Science and Religion. Chicago; L.: The University of Chicago Press, 2015.
  70. Heimann P. M. The “Unseen Universe”: Physics and the Philosophy of Nature in Victorian Britain // The British Journal for the History of Science. 1972. 6, no. 1. Р. 73–79.
  71. Josephson-Storm J. A. The Myth of Disenchantment. Magic, Modernity and the Birth of Human Sciences. Chicago and London: The University of Chicago Press, 2017.
  72. Lang A. The Making of Religion. N. Y.: Longmans, Green, and Co, 1909.
  73. Lightman B. Victorian Sciences and Religions: Discordant Harmonies // Science in Theistic contexts: Cognitive Dimensions. Osiris. 2001. Vol. 16. Р. 349–355.
  74. Masuzawa Т. The Invention of the World Religions, or How the European Universalism was preserved in the Language of Pluralism. Chicago: University of Chicago Press, 2005.
  75. Molejndijk А. L. Friedrich Max Müller and the Sacred Books of the East. Oxford: Oxford University Press, 2016.
  76. Muller F. M. Theosophy or Psychological Religion. L.; N. Y.: Longmans, Green, and Co., 1895.
  77. Nongbri B. Before «Religion»: A History of a Modern Concept. Yale: Yale University Press, 2013.
  78. Oppenheim J. The Other World. Spiritualism and Psychical Research in England, 1850-1914. Cambrdige: Cambridge University Press, 1985.
  79. Science without God? Rethinking the History of Scientifi c Naturalism. Oxford: Oxford University Press, 2019.

Данные об авторе

Раздъяконов Владислав Станиславович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-3073-6476;
Электронный адрес: razdyakonov.vladislav@gmail.com.