/

Титова Анна Олеговна

Преломление идей Ф. Шлейермахера в работе «Единство Церкви» И. Мёлера


Титова А. О. Преломление идей Ф. Шлейермахера в работе «Единство Церкви» И. Мёлера // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 89. С. 11-28.

DOI: 10.15382/sturI202089.11-28

Аннотация

В статье автор обращается к вопросу влияния на мёлеровскую экклезиологию (времени написания «Единства Церкви») идей Ф. Шлейермахера. В этом сопоставлении наибольший интерес представляет собой главное догматическое сочинение Ф. Шлейермахера «Христианская вера» (первое издание 1821–1822 гг.), которое, к сожалению, не переведено на русский язык и практически не изучено в отечественной науке. Подавляющее большинство литературы и высказываний о Ф. Шлейермахере на русском языке основываются на его более ранней работе — «Речи о религии» («Речи о религии к образованным людям ее презирающим», первое издание 1799 г.). При этом взгляды Шлейермахера за более чем двадцатилетний период между этими произведениями претерпели существенное изменение. Несмотря на то что упоминаний Шлейермахера в «Единстве» очень мало, еще современники Мёлера высказывали ему упреки в нарушении чистоты католического учения под влиянием философии Шлейермахера. Наличие определенных параллелей в их мысли отмечается и современными исследователями Мёлера. Оба теолога принадлежали к эпохе романтизма, чье идейное содержание и принципы мышления отражаются в их сочинениях. Кроме общего культурно-исторического горизонта их сближает и ситуация, сложившаяся соответственно в католической и протестантской теологии того времени, а именно определенная оппозиция уходящей просвещенческой теологии, обращение к внутреннему религиозному опыту и необходимость совместить его с христианской экклезиологией. Вопрос о Церкви становится вызовом времени. На фоне этого общего и важного для обоих авторов контекста тем отчетливее проявляются их конфессионально обусловленные различия. Практически все значимые утверждения, делаемые Мёлером о Св. Духе, повторяют сказанное Шлейермахером о христианском общем духе (Gemeingeist), это определяет его понимание Традиции, единства Церкви и христианской веры как «новой жизни». Но при этом А. Мёлер отвергает шлейермахеровское отождествление Св. Духа с христианским «общим духом» как пантеизм, и резко критикует идею невидимой Церкви, которая позволяет Шлейермахеру отказаться от институционального единства исторической Церкви и определенности Традиции.

Ключевые слова

экклезиология, романтизм, католическая теология, протестантская теология, Мёлер, Шлейермахер, Предание, единство Церкви, невидимая Церковь, вера, христианство

Список литературы

  1. Пылаев М. А., Морозова Е. С. Философская теология Ф. Шлейермахера // Вестник ПСТГУ. Сер.: Богословие, философия. 2015. № 1. С. 56–68.
  2. Титова А. О. Ересь против Церкви: И. А. Мёлер и А. С. Хомяков как полемисты // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 77–95.
  3. Шохин В. К. Философия религии и ее исторические формы (Античность — конец XVIII в.). М.: Альфа-М, 2010.
  4. Baur F. Ch. Der Gegensatz des Katholicismus und Protestantismus nach den Principien und Hauptdogmen der beiden Lehrbegriff e. Mit besonderer Rücksicht auf Herrn Dr. Möhler’s Symbolik. Fues, Tübingen, 1834.
  5. Diederich M. Schleiermachers Geistverstaendnis. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1999.
  6. Doyle D. M. Mohler, Schleiermacher, and the roots of communion ecclesiology // Theological Studies. 1996. Vol. 57. P. 467–480.
  7. Eschweiler K. Johann Adam Möh lers Kirchenbegriff : Das Hauptstück der katholischen Auseninandersetzung mit der deutschen Idealismus. Braunsberg: Herder, 1930.
  8. Geiselmann J. R. Die theologische Anthropologie Johann Adam Möhlers. Freiburg Br.: Herder, 1955.
  9. Geisser H. F. Glaubenseinheit und Lehrentwicklung bei Johann Adam Möhler. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1971.
  10. Himes M. J. ‘A great theologian of our time’: Möhler on Schleiermacher // Heythrop journal. 1996. Vol. 37. P. 24–46.
  11. Himes M. J. Ongoing Incarnation: Johann Adam Mohler and the Beginnings of Modern Ecclesiology. N. Y.: The Crossroad Publishing Company, 1997.
  12. Holtzmann J. Kanon und Tradition. Ein Beitrag zur neueren Dogmengeschichte und Symbolik. Ludwigsburg, 1859.
  13. Kager R. Die Theologische Hermeneutik Johann Adam Möhlers. Freiburg/Schweiz, Diss. 2004.
  14. Scheele P.-W. I. A. Möhler // Katholische Theologen Deutschlands im 19. Jahrhundert / H. Fries, G. Schwaiger, Hrsg. München: Kösel. S. 70–71.
  15. Streetman R. F. Romanticism and the Sensus Numinis in Schleiermacher // The interpretation of belief. Coleridge, Schleiermacher and Romanticism / D. Jasper, ed. L.: Palgrave Macmillan, 1986. P. 104–126.

Данные об авторе

Титова Анна Олеговна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, пер. Лихов, 6, стр. 1;
Должность: ст. науч.сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3685-0299;
Электронный адрес: gaudendum@mail.ru.