/

Городилова Татьяна Сергеевна; Ходырева Ольга Владимировна

Крестный ход как опыт религиозной идентификации


Городилова Т. С., Ходырева О. В. Крестный ход как опыт религиозной идентификации // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 89. С. 113-128.

DOI: 10.15382/sturI202089.113-128

Аннотация

Статья посвящена изучению опыта пешего паломничества в составе Великорецкого крестного хода как фактора укрепления религиозной идентичности человека. В основе методологии исследования лежит междисциплинарный подход. Эмпирические данные были получены в ходе глубинных интервью с воцерковленными паломниками и проанализированы с точки зрения влияния крестного хода на процесс развития их религиозного самосознания. Изучается структура сознания верующих с помощью феноменологического анализа, в котором использовались положения феноменологии религии Ф. Хайлера. Метод «концентрических кругов» Хайлера и его реконструкция структуры священного мира позволили сделать вывод о том, что интенциональность сознания паломников связана с восприятием институциональных аспектов великорецкой традиции. Участие в крестном ходе рассматривается паломниками как «прорыв реальности», поскольку священный мир крестного хода противопоставляется повседневности и обыденным практикам. Обнаруживается тесная взаимосвязь между отношением к предметам религиозного культа и религиозным самоопределением личности. Несмотря на то что большинство участников крестного хода много внимания уделяют внешним сторонам религиозности, погружаясь в практику крестного хода, они начинают глубже осмыслять конкретные вопросы веры, греха и искупления, практической нравственности. В итоге это приводит их к переживанию единения со священным и религиозному самопознанию, а опыт крестного хода способствует эмоциональной интенсификации их чувства принадлежности к православию. Анализ интервью показал, что описание паломниками событий крестного хода, религиозной атрибутики дается не столько на основании «свидетельств глаза», сколько на основании мыслительных конструктов. Именно интенциональность сознания верующих определяет восприятие священных объектов. Их содержание связано с рациональным и мистическим аспектами религиозных представлений паломников. Движение от институциональных элементов религии (мира внешних проявлений священного) к рациональным (к святому в мире духовных представлений) и, наконец, к мистическому измерению святости позволяет использовать инструментарий не только социологических, но и философских методов, применяемых к исследованию религиозной идентичности.

Ключевые слова

религиозная идентичность, Великорецкий крестный ход, паломничество, феноменология религии, социология религии, Ф. Хайлер, метод «концентрических кругов»

Список литературы

  1. Андреева Л. А., Андреева Л. К. Секулярный или постсекулярный мир? Верификация концепций // Социологические исследования. 2015. № 3. С. 82–88.
  2. Анисимова Л. Крестный ход в Вятской губернии // Общество. Живая Россия. 2008. № 07 (75). С. 106–107.
  3. Астапов C. Н. Конструирование религиозной идентичности // Манускрипт. 2016. № 10 (72). С. 29–32.
  4. Балыбердин А. Великорецкая икона Святителя Николая. История и современность. Вятка [Киров]: Буквица, 2008.
  5. Ваторопин А. С., Костина Н. Б., Подергина Е. Е. Трансформация феномена паломничества в современном обществе // Дискуссия. 2017. № 7. С. 54–63.
  6. Винокуров В. В. Введение в феноменологию религии. Религия Древнего Египта: история и феномен. М.: Маска, 2011.
  7. Винокуров В. В. Структура священного мира в феноменологии религии Фридриха Хайлера // Точки. Puncta. 2010. № 12 (9). С. 175–177.
  8. Гусева О. Ю. Философская феноменология и феноменология религии // Известия Саратовского университета. Т. 8. Сер. «Философия. Психология. Педагогика». 2008. № 1. С. 16–20.
  9. Дубниченко В. Ю. Русский православный архетип и русская метафизика. В поисках основ рациональности. Б.м.: Издательские решения, 2018.
  10. Дудин А. Великорецкий крестный ход. Вятка, 2012.
  11. Калужникова Е. А. Паломничество как ритуал // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2006. № 47. Вып. 12. С. 13–27.
  12. Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. 3-е изд. доп. и перераб. М.: Изд-во ИКАР, 2014.
  13. Манойлова М. А., Секретарев А. Н. Эмпирическое исследование портрета современного паломника // Вестник Псковского государственного университета. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2016. № 4. С. 183–189.
  14. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
  15. Мчедлова Е. М. Разноаспектность результатов социологического исследования религиозности россиян (2010–2012) // Вестник Московского ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 2015. № 1. С. 127–137.
  16. Православие и современность: проблемы секуляризма и постсекуляризма: колл. монография. М.; Орел; Ливны: Изд-во Новоспасского монастыря; НП «Спасское дело», 2015.
  17. Пылаев М. А. Западная феноменология религии: теоретико-методологические основания и перспективы построения религиоведения как науки о святом. М.: РГГУ, 2006.
  18. Религиозные практики в современной России: сб. ст. / под ред. К. Русселе, А. Агажаняна. М.: Новое издательство, 2006.
  19. Самарина Т. С. Феноменология религии Ф. Хайлера // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 2 (32). С. 22–33.
  20. Синелина Ю. Ю. Новые тенденции в религиозном сознании и поведении россиян // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2013. № 1. С. 76–82.
  21. Устав Великорецкого крестного хода. URL: http://velikoretsky-hod.ru/ustav-velikoretskogokrestnogo-hoda.html (дата обращения: 18.02.2020).
  22. Чеснокова В. Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце ХХ века. М.: Академический проект, 2005.
  23. Heiler F. Erscheinungsformen und Wesender Religion. Stuttgart: Kohlhammer, 1961.

Данные об авторе

Городилова Татьяна Сергеевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Вятский государственный университет; Российская Федерация, 610000 г. Киров, ул. Ленина, 111;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-1837-1515;
Электронный адрес: gtspost@yandex.ru.

Ходырева Ольга Владимировна


Ученая степень: кандидат культурологии;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Вятский государственный университет; Российская Федерация, 610000 г. Киров, ул. Ленина, 111;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-1837-1515;
Электронный адрес: olgadesatkova@yandex.ru.