До середины ХХ в. Божественная вневременность не была предметом обсуждения, а в настоящее время она является предметом жарких дискуссий в аналитической метафизике, в которой можно выделить даже «сильные», «средние» и «слабые» позиции ее пропонентов и оппонентов, притом что последние позиции становятся все более преобладающими. Аргументы, приводимые обеими сторонами, демонстрируют сильные стороны аналитического метода, однако участников этой дискуссии объединяет то, что они полагают, что имеют доступ к самой Божественной природе, а не только к нашим понятиям о ней, обнаруживая, таким образом, черты докантовского мышления. В статье предлагается, в противоположность этому, решение более скромной задачи — определение того, какое решение обсуждаемого вопроса когерентно в конкретном религиозном мировоззрении, и автор приводит логические (прежде всего традиционные от Божественной неизменности) и иллюстративные аргументы в пользу того, что идея Божественной темпоральности хорошо соответствует мировоззрению панентеистическому, тогда как в теистическое она может быть встроена только с разрушительными последствиями для последнего. Завершается статья предположением, что наиболее когерентным представлением о Боге является ансельмовская идентификация Бога как того, «больше чего ничего не может быть помыслено», включая и атрибут вневременности, соответствующая классическому теизму, и соображением относительно того, почему вопреки этому в настоящее время панентеистические идеи становятся в западной философской теологии все более популярными.
метафизика, философская теология, темпоральность, вневременность, теизм, панентеизм, Писание, логические аргументы, иллюстративные аргументы, когерентность
- Блаженный Августин. Исповедь. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2006.
- Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет XI. Кафолические послания / ред. тома Д. Брэй. Тверь: Герменевтика, 2008.
- Боэций. Утешение философией, и другие трактаты / пер. В. И. Уколовой и М. Н. Цейтлина. М.: Наука, 1996.
- Григорий Богослов. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. Т. 1. СПб.: Изд-во П. П.Сойкина, 1912.
- Коначева С. А. Бог после Бога. Пути постметафизического мышления. М.: РГГУ, 2019.
- Крейг У. Л. Божественная вечность // Оксфордское руководство по философской теологии / пер. с англ. В. В. Васильева. М.: Языки славянской культуры, 2013. С. 227–258.
- Лунный свет санкхьи. Ишваракришна «Санкхья-карика». Гаудапада «Санкхья-карика-бхашья». Вачаспати Мишра «Таттва каумуди» / изд. подгот. В. К. Шохин. М.: Ладомир, 1995.
- Льюис К. С. Просто христианство. Любовь: Собр. cоч.: в 8 т. Т. 1 / пер. с англ.: И. Черватая, Н. Трауберг. М.: Виноград, 1998.
- Малевич Т. В. Теории мистического опыта: историография и перспективы. М.: ИФРАН, 2014.
- Паустовский К. Г. Золотая роза. М.: Советский писатель, 1983.
- Цицерон. Философские трактаты / пер. с лат. М. И. Рижского. М.: Наука, 1985.
- Шохин В. К. Философский теизм классической йоги // Donum Paulum. Studia Poetica et Orientalia: к 80-летию П. А. Гринцера / ред.-сост. Н. Р. Лидова. М.: Инт-т мировой литературы им. А. М. Горького, 2008. С. 409–449.
- Шохин В. К. Новый феномен: страсти по аналитической философии // Философский журнал. 2018. Т. 11. № 4. С. 106–114.
- Bentley R. Eight Sermons Preached at the Honourable Robert Boyle’s Lecture. 5th ed. Cambridge: Cornelius Crownfi eld, 1724.
- Denge N. Eternity in Christian Thought // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://plato.stanford.edu/entries/eternity/ (дата обращения: 09.05.2020).
- Fichte J. G. Fichtes Werke. Auswahl in 6 Bänden / Hrsg. und eingeleitet von Fritz Medicus. Bd. III. Leipzig: Fritz Eckardt Verlag, 1910.
- Hartshorne C. Man’s Vision of God and the Logic of Theism. Chicago: Willett, Clark & company, 1941.
- Hartshorne C. The Divine Relativity: A Social Conception of God (Terry Lectures). New Haven: Yale University Press, 1948.
- Hasker W. Eternity and Providence // The Cambridge Companion to Christian Philosophical Theology / C. Taliaferro and C. Meister, ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 81–91.
- Helm P. Eternal God. Oxford: Clarendon Press, 1988.
- James W. The Varieties of Religious Experience. N. Y.: Longmans, Green, 1916.
- Krause K. C. F. Vorlesungen über das System der Philosophie. Gőttingen, 1828.
- Leftow B. Eternity and Immutability // Blackwell Guide to the Philosophy of Religion / W. E. Mann, ed. Maiden (MA): Blackwell, 2005. P. 48–77.
- Leftow B. Time and Eternity. Ithaka (NY): Cornell University Press, 1991.
- Morris T. Our Idea of God: An Introduction to Philosophical Theology. Downers Grove (Ill): InterVarsity Press, 1991.
- Padgett A. God, Eternity and the Nature of Time. L.: Macmillan, 1992.
- Rousseau J.-J. Oevres completes. Vol. 2. P.: Furne, 1835.
- Schellenberg J. The Will To Imagine: A Justifi cation of Skeptical Religion. Ithaca (N. Y.): Cornell University Press, 2009.
- Schroeder G. Has Science Discovered God? URL: https://youtu.be/69XqZPLfJIY (дата обращения: 30.05.2020).
- Shokhin V. Natural Theology, Philosophical Theology and Illustrative Argumentation // De Gryuter Open Theology. 2016. Vol. 2. P. 804–817.
- Stace W. T. Mysticism and Philosophy. L.: Macmillan & Co LTD, 1961.
- Stump E., Kretzmann N. Eternity // Journal of Philosophy. 1981. Vol. 78. N 8. P. 429–458.
- Taliaferro C., Meister C. Contemporary Philosophical Theology. L.; N. Y.: Routledge, 2016.
Шохин Владимир Кириллович
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная д. 12, стр. 1;
Должность: руководитель сектора философии религии;
ORCID: 0000-0002-2111-8740;
Электронный адрес: vladshokhin@yandex.ru.