/

Пылаев Максим Александрович

Абсолютность христианства у Э. Трельча в связи с метафизическим и неметафизическим обоснованием историзма


Пылаев М. А. Абсолютность христианства у Э. Трельча в связи с метафизическим и неметафизическим обоснованием историзма // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 88. С. 30-42.

DOI: 10.15382/sturI202088.30-42

Аннотация

Статья призвана ответить на вопрос о возможной когерентности принципов историзма, разработанных традицией неокантианства (В. Виндельбандом, Г. Риккертом) в их преломлении в философской теологии Э. Трельча,и концепции абсолютности христианства. Автора интересуют метаморфозы исторического мышления в послегегелевской философии истории XIX в. в их определяющем влиянии на либеральную теологию Трельча. В статье обсуждается возможность построения неметафизической философии истории и ее соотношение с христианской теологией. Метафизическое обоснование историзма в контексте концепции абсолютности христианства рассматривается на примере проектов Г. Гегеля и Ф. Шлейермахера. Особенностью метафизической формы историзма выступает его неразрывная связь с диалектикой. У Гегеля историческая жизнь обладает логической структурой, в истории себя реализует субстанция (дух). У Шлейермахера абсолют раскрывает себя в исторических формах религиозного сознания. Сравнительное историческое религиоведение позволяет Трельчу по-новому ответить на вопрос об абсолютности христианства. Абсолютность утрачивает свою метафизическую природу и определяется уникальностью и конкретностью любого исторического события. Трансцендентное в истории Трельч сохраняет не в форме метафизического абсолюта, а в виде религиозных ценностей. Развивая концепцию историзма Риккерта, Трельч выделяет три момента исторической установки. Это метод исторической критики, корреляции и аналогии. Трельч, следуя за Риккертом, актуализирует смысл исторического события через чувство. Тем самым для Трельча религиозное чувство соединяет в себе возможность познания трансцендентного с помощью религиозного a priori и способность к эмпирической экспликации этого познания. Трельч перенимает личностную концепцию истории Виндельбанда и экстраполирует ее на христианство как носителя ценностей персонализма. Сравнительно-историческое исследование религии открывает, по Трельчу, абсолютность (уникальность) христианства в этическом персонализме. Историческую уникальность христианства Трельч видит в гуманизме Нагорной проповеди. Речь идет о жертвенной любви к ближнему, включающей любовь к врагам. Релятивизм принципов историзма предполагает различные формы неисторического обоснования историзма. Тем самым он выступает источником разнообразных концепций абсолютности христианства.

Ключевые слова

неокантианство, либеральная теология, абсолютность христианства, историзм, Трельч, Риккерт, Виндельбанд

Список литературы

  1. Альтицер Т. Смерть Бога. Евангелие христианского атеизма. М.: Канон +, РООИ Реабилитация, 2010.
  2. Виндельбанд В. Критический или генетический метод? // Он же. Философия культуры: Избранное. М.: ИНИОН, 1994. С. 260–288.
  3. Виндельбанд В. Святыня // Там же. С. 317–339.
  4. Гегель Г. Сочинения. Т. VIII: Философия истории. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935.
  5. Морозова Е., Пылаев М. Трансцендентально-философские предпосылки теологии и религиоведения Ф. Шлейермахера // Studia Religiosa Rossica. 2018. № 1. С. 84–101.
  6. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.
  7. Тиллих П. Систематическое богословие. Т. 1. СПб.: Алетейя, 1998.
  8. Тиллих П. Систематическое богословие. Т. 3. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.
  9. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994.
  10. Трельч Э. Об историческом и догматическом методе в богословии // Сравнительное богословие: немецкий протестантизм XX века. М.: ПСТГУ, 2011. С. 21–45.
  11. Уколов С. Проблема религиозного априори в западной религиозной философии (Э. Трельч, П. Тиллих) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 3. С. 45–59.
  12. Эрн В. Борьба за Логос. Г. Сковорода: Жизнь и учение. Минск; М.: Харвест, Аст, 2000.
  13. Dilthey W. Leben Schleiermachers. Bd. II. Berlin: Walter de Gruyter, 1966.
  14. Spiess E. Die Religionstheorie von Ernst Troeltsch. Paderborn: Ferdinand Schöningh Verlag, 1927.
  15. Troeltsch E. Die Absolutheit des Christentums und die Religionsgeschichte. München; Hamburg: Siebenstern Taschenbuch Verlag, 1969.
  16. Troeltsch E. Der Platz des Christentums unter den Weltreligionen // Handbuch Theologie der Religionen. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 2017.

Данные об авторе

Пылаев Максим Александрович


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет, 125993, Российская Федерация, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0003-0110-8366;
Электронный адрес: maximpylajew@mail.ru.