Прилуцкий Александр Михайлович; Лебедев Владимир Юрьевич
Современное движение непоминающих священников: опыт семиотическо-религиоведческого анализа
Ссылка на статью:
Прилуцкий А. М.,
Лебедев В. Ю.
Современное движение непоминающих священников: опыт семиотическо-религиоведческого анализа // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение. 2020.
Вып. 88. С. 103-120.
DOI:
10.15382/sturI202088.103-120
Аннотация
Статья посвящена семиотическому и религиоведческому анализу дискурсивной среды движения «непоминающих священников» — фундаменталистского течения в современном православии, сторонники которого считают иерархию Русской Православной Церкви Московского Патриархата и других каноничных Православных Поместных Церквей «безблагодатными». Основанием для этого являются обвинения в «сергианстве», экуменизме, принятии документов, содержащих биометрию, церковном модернизме. Движение включает в себя мирян и священнослужителей первых двух степеней священства. Семиотическим маркером данного движения является непроизношение имени патриарха и местного архиерея во время богослужения. Статья представляет пример первого опыта изучения дискурса непоминающих на основе контент-анализа и интент-анализа. Источниками исследования являются оригинальные тексты и материалы, опубликованные представителями указанного движения в интернете. Основываясь на проведенном исследовании, авторы показывают, что движение непоминающих должно быть отнесено к современному православному фундаментализму, поскольку в программе этого движения много типичных фундаменталистских установок. Используя семиотический инструментарий, последователи рассматриваемого движения создают сложные семиотические фикции, призванные доказать каноничность движения и легитимность соответствующих теологических постулатов. В частности, для этого идеологи движения используют ссылки на исторические прецеденты, которые семиотизированы как символы или метафоры. Таким образом, создаются знаки, в которых область денотации специально сделана предельно неопределенной. В статье также анализируется семиотический дрейф в соответствующем дискурсе, крайними точками которого являются символ и метафора. Особое внимание авторы уделяют анализу эсхатологических мифологем, популярных среди адептов движения, и их семиотическому оформлению. На семиотическом уровне формированию эсхатологической мифологии движения соответствует семиотический дрейф, полюсами которого являются символ и метафора. Кроме того, семиотический дрейф оказывается инструментом апологетики. Также используются семиотические цепочки, позволяющие поместить в эсхатологический контекст явления и феномены изначально эсхатологически нейтральные. В заключение делаются предположения о перспективах дальнейшего развития данного движения.
Ключевые слова
фундаментализм, современное православие, семиотика религии, семиотическая фикция, семиотический дрейф, антиэкуменизм, антиглобализм, религиозные гонения
Список литературы
- Беглов А. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви; «Арефа», 2008.
- Васильева О. Ю. Образ новомучеников в истории России // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2008. Т. 26. № 3–4 (44–45). С. 21–88.
- Ведмецкая Л. В. Протестная культура Франции и современный мир // Вестник РФО. 2019. Вып. 1–2. С. 52–57.
- Воронцов А. В., Головушкин Д. А., Прилуцкий А. М. Социосемиотическая специфика современного мифа об Иване Грозном // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 12–19.
- Головушкин Д. А. Современный православный фундаментализм or псевдофундаментализм? // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Политология. Религиоведение. 2018. Т. 25. С. 92–102.
- Губман Б. Л. Разум и вера: перспектива постметафизического мышления // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. № 3. С. 40–50.
- Костюк К. Н. Православный фундаментализм // Полис. Политические исследования. 2000. № 5. С. 133–154.
- Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М., Светлов Р. В. К вопросу о культе «св. Григория Нового» (Г. Е. Распутина) в маргинальном православии // Вестник славянских культур. 2018. Т. 47. С. 27–39.
- Моль А. Социодинамика культуры. М.: КомКнига, 2005.
- Радецкая В. Антиэкуменизм в современном православии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Т. 11. № 3. С. 39–45.
- Рязанов Д. С. Религиозный экстремизм, религиозно-политический экстремизм и религиозный фундаментализм: общее, особенное, единичное // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Политология. Религиоведение. 2014. Т. 7. С. 177–184.
- Сергун Е. П. Соотношение понятий «религиозный экстремизм» и «религиозный фундаментализм» // Правовая культура. 2012. № 2 (13). С. 99–103.
- Флоровский Г. В., прот. В мире исканий и блужданий // Он же. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. С. 194–195.
- Шаталова-Давыдова Е. В. Тенденция развития общественно-религиозно-политической деятельности РПЦ: православный фундаментализм // Диалог мировоззрений: жизненный путь личности, общества, государства: Материалы XIV международного симпозиума / под ред. А. В. Дахина. 2018. С. 57–58.
Данные об авторе
Прилуцкий Александр Михайлович
Ученая степень: доктор философских наук;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: РГПУ им. А.И.Герцена; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, дом 48, корп. 20;
Должность: зав.кафедрой истории религий и теологии;
ORCID: 0000-0002-7013-9935;
Электронный адрес: alpril@mail.ru.
Лебедев Владимир Юрьевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Тверской государственный университет; Российская Федерация, 170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Желябова, 33;
Должность: профессор кафедры теологии;
ORCID: 0000-0003-4840-3135;
Электронный адрес: Semion.religare@yandex.ru.