/

Гаджикурбанов Аслан Гусаевич

Секулярные идеи в сочинениях Спинозы


Гаджикурбанов А. Г. Секулярные идеи в сочинениях Спинозы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 87. С. 131-142.

DOI: 10.15382/sturI202087.131-142

Аннотация

Cтатья А. В. Апполонова о «О понятиях “светское” и “религия” у Бенедикта Спинозы в контексте гипотезы Джона Милбанка о “конструировании” светского» носит полемический характер, что придает ей особую остроту. В то же время автор не в полной мере признает наличие в сочинениях Спинозы сознательной установки на формирование секулярных идей. Идея автономии природного закона от Божественного субъекта была изобретением задолго до Гуго Гроция, но именно у Спинозы она получила свое отчетливое выражение в формуле Deus sive Natura. Можно говорить о натурализации образа Бога в мышлении Спинозы, что было разрушительным для ортодоксальной христианской теологии. Возможно, процесс секуляризации, или обмирщения, христианской картины мира в европейском Просвещении XVII в. в немалой степени берет свое начало именно с натурализации божественных функций или прерогатив, в частности математизации творческих потенций Бога при устроении мира. При этом Спиноза допускает наряду с преимущественно натуралистическим (геометрическим и каузальным) сценарием еще два других — теологически-религиозный и метафизический. Хотя у Спинозы речь идет о «сакрализации верховной власти», но разве нельзя увидеть в этом процессе объективную реализацию некоторой секулярной программы, частью которой является государство как светское учреждение? Чтобы рассматривать универсум с натуралистической точки зрения, необязательно видеть Бога, удалившимся из него, еще опасней для христианской идеи Бога другое — быть Богом, полностью погруженным в мир и управляемым естественными законами. Что касается схоластической формулы «etsi Deus non daretur», то вряд ли можно рассматривать ее всего лишь как пример «мысленного эксперимента».

Ключевые слова

сочинения Спинозы, секулярные идеи, природный закон, натурализация, Deus sive Natura, образ Бога, Просвещение XVII века, сакрализация верховной власти, «etsi Deus non daretur», мысленный эксперимент

Список литературы

  1. Апполонов А. В. «Etsi Deus non daretur» («Как если бы Бога не было»): Гуго Гроций и схоластическая теология // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2018. № 77. С. 63–71.
  2. Гаджикурбанов А. Этика Спинозы как метафизика морали. М.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014.
  3. Гараджа В. И. Секуляризм // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000. Т. 3. С. 512–513.
  4. Спиноза Б. Сочинения: в 2 т. СПб.: Наука. 1999.
  5. Feuer L. S. Spinoza and the Rise of Liberalism. Routledge, 2017.
  6. Israel J. Radical Enlightenment: philosophy and the making of modernity, 1650–1750. Oxford University Press, 2001.
  7. Milbank J. Theology and social theory. 2-nd ed. Malden, MA: Blackwell publishing, 2002.
  8. Nadler S. A Book Forged in Hell. Spinoza’s Scandalous Treatise and the Birth of the Secular Age. Princeton University Press, 2011.
  9. Smith D. E. India as a Secular State. Princeton University Press, 1967.
  10. Terence I. The Development of Ethics A Historical and Critical Study. Volume I: From Socrates to the Reformation. Oxford University Press, 2008.

Данные об авторе

Гаджикурбанов Аслан Гусаевич


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, ГСП-1, г. Москва, Ленинские горы, МГУ им. М. В. Ломоносова, Учебный корпус «Шуваловский»;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-2398-0008;
Электронный адрес: gadzhikurbanov@yandex.ru.