В статье рассматривается первый эпизод встречи восточных богословов с богословием Фомы Аквинского (в пересказе папских легатов), который состоялся в 30-х гг. XIV в. Показывается, что из двух православных авторов, Варлаама и свт. Григория Паламы, первый занял резко отрицательную позицию, в то время как второй — положительную. Варлаам, Фома и Палама сходились во взглядах на естественную теологию, которую считали возможной, однако Варлаам не разделял взгляд Фомы на возможность построения «священного учения» (doctrina sacra) как аристотелевской науки. Рассматриваются критические аргументы Варлаама против Фомы. Показывается, что, с одной стороны, Варлаам не знал многих существенных особенностей богословия Аквината (теория субальтернации, использование имен «по аналогии», однако, с другой стороны, нашел ряд слабых пунктов в построениях оппонента (проблема единичности и каузальности в богословии). Делается вывод о том, что Варлаам не имел знакомства с оригинальными текстами Фомы, но пользовался пересказом. В споре с Варлаамом свт. Григорий Палама сначала защищал возможность построения догматического богословия как науки и был на этом этапе методологически близок к Фоме, предлагая собственные силлогизмы об исхождении Святого Духа, однако в ходе спора скорректировал свою позицию. Хотя на этом этапе развития его системы предложенное им «доказательство выше доказательства» не оформилось как программа, но начало разработки вопроса о соотношении сущности и энергии в Боге знаменовало собой не только введение исихастской проблематики в дискуссии, но и новый шаг на пути поиска способа включения разума в процесс познания теологических истин. Делается вывод также о том, что Варлааму удалось успешно отыграть роль критика систем своих оппонентов, что послужило их развитию. Самому же Калабрицу создать свой синтез не удалось.
Варлаам Калабрийский, метод в богословии, византийская логика, логика, антитомизм, Фома Аквинский, диалектика, свт. Григорий Палама, паламитские споры, вера и знание, история богословия, византийская философия
- Байер Х.-Ф. Силлогизм Григория Паламы, показывающий или даже доказывающий, что Святой Дух исходит единственно от Отца // Античная древность и Средние века. 1999. № 30. С. 288–293.
- Канаева Э. Ю. «Ведь совершенно одно и то же “знать Бога” и “быть боговидцем”»: Варлаам Калабрий ский о методе в богословии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. № 81. C. 50–68.
- Красиков С. В. Григорий Палама как защитник аристотелевских силлогизмов // Мир Православия. 2004. Т. 4. С. 125–131.
- Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга первая / пер. и примеч. Т. Ю. Бородай. М., 2004.
- Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. I. Киев, 2002.
- Христов И. Бытие и существование в дискуссии св. Григория Паламы и Варлаама // Современная болгарская патрология: cб. статей / сост. Г. Каприев, И. Г. Бей , С. Марков, С. Риболов, С. Тутеков. Киев, 2016. С. 125–136.
- Barlaam Calabro. Opere contro i Latini / A. Fyrigos, ed. Città del Vaticano, 1998.
- Chenu M.-D. OP. Position de la theologie / La parole de Dieu. I La Foi dans l’intelligence. Paris, 1984.
- Chenu M.-D. OP. La Théologie comme science au XIIIe siècle. 3ème edn. Paris, 1969.
- Demetracopoulos J. A. The Infl uence of Thomas Aquinas on Late Byzantine Philosophical and Theological Thought: À propos of the Thomas de Aquino Byzantinus Project // Bulletin de Philosophie Medievale. 2012. Vol. 54. P. 101–124.
- Fyrigos A. Dalla controversia palamitica alla polemica esicastica (con un’edizione critica delle Epistole greche di Barlaam). Roma, 2005.
- Fyrigos A. Tomismo e antitomismo a Bisanzio (con una nota sulla Defensio S. Thomae adversus Nilum Cabasilam di Demetrio Cidone) // Tommaso d’Aquino († 1274) e il mondo bizantino / A. Molle, ed. Venafro, 2004.
- Fyrigos A. Quando Barlaam Calabro conobbe il concilio di Lione II (1274)? // Rivista di studi bizantini e neoellenici. 1980-1982. Vol. 17–19 n.s. P. 247–265.
- Jenkins J. I. Knowledge and faith in Thomas Aquinas. Cambridge, 1997.
- Kakridis Y., Taseva. L. Gegen die Lateiner. Traktate von Gregorios Palamas und Barlaam von
- Kalabrien in kirchenslavischer Ü bersetzung. Freiburg i. Br., 2014 / Monumenta Linguae Slavicae Dialecti Veteris. Fontes et Dissertationes. Vol. 63.
- Kislas Th. Introduction // Nil Cabasilas. Sur le Saint-Esprit / Théophile Kislas, ed. P., 2001.
- Papadopulos S. G. Thomas in Byzanz. Thomas-Rezeption und Thomas-Kritik in Byzanz zwischen 1354 und 1435 // Theologie und Philosophie. 1974. № 49. P. 274–305.
- Plested M. Orthodox Readings of Aquinas. Oxford, 2012.
- Rosental C. J. The Reconciliation of faith and reason in Thomas Aquinas. Doctoral dissertation. University of Massachusetts Amherst, 2004.
- Sinkewicz R. E. The «Solutions» addressed to George Lapithes by Barlaam the Calabrian and their philosophical context // Mediaeval Studies. Toronto. 1981. Vol. 43. 151–217.
Канаева Эльга Юрьевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: Исполнительный редактор Редакции cайтов;
ORCID: 0000-0001-8909-8371;
Электронный адрес: mvereskov@list.ru.