/

Апполонов Алексей Валентинович

О понятиях «светское» и «религия» у Бенедикта Спинозы в контексте гипотезы Джона Милбанка о «конструировании» светского


Апполонов А. В. О понятиях «светское» и «религия» у Бенедикта Спинозы в контексте гипотезы Джона Милбанка о «конструировании» светского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 86. С. 50-64.

DOI: 10.15382/sturI201986.50-64

Аннотация

Согласно английскому теологу Джону Милбанку, «было время, когда никакого светского не существовало». «Светское», полагает он, возникло благодаря тому, что такие мыслители, как Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс и Гуго Гроций, «сконструировали» его в ходе создания «современной политики», причем в качестве инструмента ими использовалась новая библейская герменевтика. Эта новая герменевтика должна была заменить собой старую («кафолическое lectio», как называет ее Милбанк), поскольку та представляла собой перманентную угрозу для светских властей Европы раннего Нового времени. Автор статьи осуществляет проверку этой гипотезы на материале творчества Бенедикта Спинозы и приходит к следующим основным выводам. Во-первых, нет очевидных свидетельств того, что Спиноза планировал заменить «кафолическое lectio» неким новым «“научным” прочтением Библии» с целью создания «особой сферы светского» или «пространства чистой власти». Более того, имеются серьезные сомнения, что Спиноза в принципе мог испытывать беспокойство по поводу этого «lectio», поскольку в Нидерландах середины XVII в. традиционная схоластическая теология уже уступила место кальвинистской. Во-вторых, на основании анализа употребления Спинозой терминов «saeculum» и «religio» можно утверждать, что голландский философ зависел от традиционных, восходящих еще к античному стоицизму, трактовок этих ключевых терминов значительно сильнее, чем кажется на первый взгляд (кроме того, в этой связи следует обратить внимание на то, что почерпнутая Спинозой из античной (прежде всего стоической) философии концепция политических добродетелей делает крайне проблематичным утверждение Милбанка о том, что голландский философ был в числе творцов аморальной «современной политики» «чистой власти», опирающейся только на произвол и насилие). В-третьих, можно говорить о том, что основной задачей Спинозы в его политических трудах была не апология принципа светскости в какой бы то ни было форме, но сакрализация государства.

Ключевые слова

Бенедикт Спиноза, Джон Милбанк, секуляризм, понятие «religio», философия Нового времени, стоицизм, естественная теология, христианская теология

Список литературы

  1. Апполонов А. В. «Etsi Deus non daretur» («Как если бы Бога не было»): Гуго Гроций и схоластическая теология // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Т. 77. С. 63–71.
  2. Бейль П. Исторический и критический словарь: в 2 т. М.: Мысль, 1968. Т. 2.
  3. Цицерон. Философские трактаты. М.: Наука, 1985.
  4. Boxer C. R. The Dutch seaborne empire, 1600–1800. L.: Penguin, 1973.
  5. Cicero. De inventione, De optimo genere oratorum, Topica. Cambridge MA: Harvard University Press; L.: William Heinemann Ltd, 1949.
  6. DeBrabander F. Spinoza and the Stoics Power, Politics and the Passions. L.: Continuum, 2007.
  7. Gorski P. S. The Protestant Ethic Revisited: Disciplinary Revolution and State Formation in Holland and Prussia // The American Journal of Sociology. 1993. Vol. 99. No. 2. Р. 265–316.
  8. Israel J. “Radical Enlightenment” — Peripheral, Substantial, or the Main Face of the Trans–Atlantic Enlightenment (1650–1850) // Diametros 40 (2014). Р. 73–98.
  9. Israel J. Radical Enlightenment: Philosophy and the Making of Modernity 1650–1750. Oxford: Oxford University Press, 2001.
  10. Israel J. Spinoza and spinozism in the western Enlightenment: The latest turns in the controversy // Araucaria. 2018. 20 (40). Р. 41–57.
  11. Milbank J. The Future of Love: Essays in Political Theology. L.: SCM Press, 2009.
  12. Milbank J. Theology and social theory. 2-nd ed. Malden, MA: Blackwell publishing, 2002.
  13. Spinoza B. Opera quae supersunt omnia. Vol. I–III. Lipsiae: Ex offi cina Bernardi Tauchniz, 1843–1846.
  14. Strauss L. Spinoza’s Critique of Religion. Chicago: University of Chicago Press, 1967.
  15. Thomas Aquinas. Opera Omnia. Vol. 3. Parisiis: apud Ludovicum Vivès, 1872.

Данные об авторе

Апполонов Алексей Валентинович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1;
Должность: доцент кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета;
ORCID: 0000-0002-8140-1206;
Электронный адрес: alexeyapp@yandex.ru.