Захаров Георгий Евгеньевич
Идея апостольского преемства в послании свт. Фирмилиана Кесарийского к свмч. Киприану Карфагенскому
Ссылка на статью:
Захаров Г. Е.
Идея апостольского преемства в послании свт. Фирмилиана Кесарийского к свмч. Киприану Карфагенскому // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение. 2019.
Вып. 85. С. 11-30.
DOI:
10.15382/sturI201985.11-30
Аннотация
Статья посвящена анализу учения свт. Фирмилиана Кесарийского об апостольском преемстве, сформулированного в его послании к свмч. Киприану Карфагенскому (256 г.). Создание данного текста было обусловлено разногласиями по вопросу о необходимости крещения обратившихся к кафолической вере еретиков. Если свт. Фирмилиан и свмч. Киприан считали еретические крещения недействительными, то римский епископ Стефан, ссылаясь на локальное римское предание, якобы восходящее к апостолам, а также на свой авторитет в качестве преемника ап. Петра, настаивал на всеобщем отказе от практики повторного крещения еретиков. В рамках спора были подняты вопросы, касающиеся статуса ап. Петра как основания церковного единства, преемственной передачи апостольского свидетельства в локальных Церквах и иерархии авторитета между ними, а также трансляции власти отпускать грехи от апостолов к епископам. Как попытался показать автор, свт. Фирмилиан во многом воспринимает универсалистскую экклезиологию свмч. Киприана, дополняя тем не менее его аргументацию тезисами, основанными на более ранней локально-исторической интерпретации апостольского преемства, характерной для Егесиппа, св. Иринея Лионского и Тертуллиана. В частности, он противопоставляет римской традиции авторитет Иерусалимской Церкви и претендует на апостольское происхождение обычаев Церкви Кесарии. Заметное место в послании свт. Фирмилиана занимает также и полемика против монтанистов. Особый акцент на передаче епископской власти через рукоположение в богословии свт. Фирмилиана предвосхищает формирование на Востоке системы церковных провинций, внутри которых контроль за епископскими поставлениями оказывается сосредоточен в руках митрополита. В рамках такой системы церковной организации апостольское преемство начинает рассматриваться не как нечто принадлежащее локальной Церкви, а как дар, сообщаемый ей извне епископской коллегией. Экклезиологическая проблематика споров о крещении еретиков представляется актуальной в свете современного кризиса во взаимоотношениях между Православными Поместными Церквами.
Ключевые слова
свт. Фирмилиан Кесарийский, свмч. Киприан Карфагенский, св. папа Стефан Римский, спор о крещении еретиков, апостольское преемство, Предание, епископское служение, экклезиология
Список литературы
- Афанасьев Н., протопр. Церковь, председательствующая в Любви // Афанасьев Н., протопр. Церковь Божия во Христе: Сборник статей. М., 2015. С. 542–600.
- Маттеи П. Африканские соборы в эпоху св. Киприана Карфагенского // Собор и соборность: К столетию начала новой эпохи. Материалы международной научной конференции 13–16 ноября 2017 г. М., 2018. С. 7–27.
- Baumkamp E. Kommunikation in der Kirche des 3. Jahrhunderts. Bischöfe und Gemeinden zwischen Konfl ikt und Konsens im Imperium Romanum. Tübingen, 2014.
- Carpin A. Battezzati nell’unica vera Chiesa? Cipriano di Cartagine e la controversia battesimale. Bologna, 2007.
- Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. I. Tübingen, 1930.
- Dunn G. D. Cyprian and the Bishops of Rome: Questions of Papal Primacy in the Early Church. Sydney, 2007.
- Ehrhardt A. The Apostolic Succession in the First Two Centuries of the Church. L., 1953.
- Emmenegger G. Zur Bedeutung Petri in der Kontroverse um die Ketzertaufe zwischen Cyprian von Karthago und Stephanus von Rom // Heiligkeit und Apostolizitä t der Kirche. Innsbruck, 2010. S. 181–195.
- Girardi M. Scrittura e battesimo degli eretici nella lettera di Firmiliano a Cipriano // Vetera Christianorum. 1982. Vol. 19. P. 37–67.
- Hall S. G. Stephen I of Rome and the One Baptism // Studia Patristica. Vol. XVII. Pt. 2. Oxford, 1982. P. 796–798.
- Métivier S. La Cappadoce (IVe–VIe siècle). Une histoire provinciale de l’Empire romain d’Orient. P., 2005.
- Molland E. Le développement de l’idée de succession apostolique // Molland E. Opuscula Patristica. Oslo; Bergen; Tromsø, 1970. P. 181–206.
- Rankin D. Tertullian and the Church. Cambridge, 1995.
- Salaverri J. La sucesión apostólica en la Historia eclesiástica de Eusebio Cesariense // Gregorianum. 1933. Vol. 14. № 2. P. 219–247.
- Saumagne Ch. Saint Cyprien, évêque de Carthage, «Pape» d’Afrique (248–258). Contribution à l’étude des «persécutions» de Dèce et de Valérien. P., 1975.
- Sedley D. Diodorus Cronus and Hellenistic Philosophy // Proceedings of the Cambridge Philological Society. New Series. 1977. № 23 (203). P. 74–120.
- Simonetti M. Origene dalla Cappadocia ai Cappadoci // Origene e l’alessandrinismo cappadoce (III–IV secolo): Atti del V Convegno del Gruppo Italiano di Ricerca su “Origene e la Tradizione Alessandrina” (Bari, 20–22 settembre 2000) / M. Girardi, ed. Bari, 2002. P. 13–28.
- Trigg J. W. The Charismatic Intellectual: Origen’s Understanding of Religious Leadership // Church History. 1981. Vol. 50. No. 1. P. 5–19.
- Turner С. H. Apostolic Succession // Essays on the Early History of the Church and the Ministry / H. B. Swete, ed. L., 1921. P. 93–214.
- Wojtowytsch M. Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo (440–461). Stuttgart, 1981.
Данные об авторе
Захаров Георгий Евгеньевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: заведующий кафедрой систематического богословиә и патрологии, доцент кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0002-3406-2088;
Электронный адрес: g.e.zakharov@gmail.com.
Благодарности
Статья подготовлена в рамках проекта «Статус первенствующих престолов в раннехристианской и византийской традиции», осуществляемого при поддержке Фонда развития ПСТГУ.