Резвых Татьяна Николаевна
Вильгельм Штерн: персонализм, организм, телеология
Ссылка на статью:
Резвых Т. Н.
Вильгельм Штерн: персонализм, организм, телеология // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение. 2019.
Вып. 85. С. 73-87.
DOI:
10.15382/sturI201985.73-87
Аннотация
В статье рассматриваются основные положения до сих пор практически неизвестной в России оригинальной системы персонализма немецкого и американского психолога и философа В. Штерна. Концепция Штерна рассмотрена в контексте телеологического мировоззрения, получившего развитие в начале ХХ в. Рассмотрена критика Штерном предшествующего персонализма и имперсонализма. Установлено, что главная особенность понимания личности Штерном состоит в том, что на место способности сознания философ ставит функцию индивидуальной целесообразной деятельности как саморазвития личности. Проанализирован основополагающий для Штерна принцип телеомеханического параллелизма, с точки зрения которого личность с внешней стороны взаимодействует с другими личностями и потому неизбежно обусловлена законом причинности, а с внутренней — является самодеятельным, целеполагающим существом. Предпринят развернутый анализ особенностей данной модели персонализма: одновременное рассмотрение личности с точки зрения телеологии и причинности, полагание в основании личности таких объективных показателей, как самосохранение и саморазвитие, понимание бытия как иерархии личностей, панпсихизм. Рассмотрено переосмысление Штерном понимания причинности в духе индивидуальной причинности. Мир, по Штерну, есть иерархически устроенный организм личностей. Всякая личность — живое существо, потенциально способное к развитию. Система действующих и взаимодействующих личностей существует между двумя пределами абсолютной личности («Бога») и абсолютной безличности («материи»). В статье также проанализированы гносеологические основания онтологии Штерна. В основе его онтологии лежит переосмысленное учение Канта о категориях. В статье предпринят критический анализ концепции Штерна как своеобразной рационалистической версии философии жизни. Попытка синтеза, представленная Штерном, несет в себе очевидное противоречие дедуктивного обоснования жизни в качестве иррационального начала. Рассмотрены критические оценки книги Штерна в русской философской литературе (С. Л. Франк, священник Павел Флоренский). Концепция Штерна включена в контекст учения о творческой причинности в русском неолейбницеанстве (Л. М. Лопатин, Н. О. Лосский, С. А. Левицкий).
Ключевые слова
личность, персонализм, имперсонализм, механизм, причинность, организм, телеология, функция
Список литературы
- Бугаев Н. В. Основные начала эволюционной монадологии // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 17. С. 26–44.
- Бугаев Н. В. Математика и научно-философское миросозерцание // Вопросы философии и психологии. 1898. Кн. 45. С. 697–717.
- Вундт В. Очерк психологии / Г. А. Паперн, пер. СПб., 1896. С. 214.
- Джеймс В. Научные основы психологии / Л. Е. Оболенский, пер. СПб., 1902. С. 5.
- Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе / В. А. Куренной, ред. М., 2004. Т. 3. С. 74.
- Евлампиев И. И., Куприянов В. А. Телеология в классической и неклассической философии. СПб., 2019.
- Кант И. Сочинения / Т. И. Ойзерман, ред. М., 1964. Т. 3. С. 174.
- Карпов В. П. Витализм и задачи научной биологии в вопросе о жизни // Вопросы философии и психологии. 1909. Кн. 98. С. 341–392; Кн. 99. С. 523–573.
- Карпов В. П. Натурфилософия Аристотеля и ее значение в настоящее время // Вопросы философии и психологии. 1911. Кн. 109. С. 517–597; Кн. 110. С. 725–814.
- Левицкий С. А. Основы органического мировоззрения. Frankfurt am Mein, 1946. С. 70.
- Лейбниц Г. В. Сочинения / В. В. Соколов, ред. М., 1982. Т. 1. С. 153.
- Литвин Т. В. О влиянии В. Штерна на феноменологию сознания времени Э. Гуссерля // Логос. 2010. № 5 (78). С. 148–153.
- Лопатин Л. М. Положительные задачи философии. М., 1892. Т. 2. С. 222–282.
- Лосский Н. О. Свобода воли. Париж, 1927. С. 73–90.
- Лотце Г. Основания психологии. СПб., 1881. С. 55–61.
- Огнев И. Ф. Витализм в современном естествознании // Вопросы философии и психологии. 1900. Кн. 54. С. 686–730.
- Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий / Б. М. Марков, ред. СПб., 1997. С. 300.
- Трёльч Э. Историзм и его проблемы / М. И. Левина, С. Д. Сказкин, пер. М., 1994. С. 102.
- Флоренский П., свящ. Столп и утверждение Истины. М., 1990. Т. 1 (II). С. 649–650.
- Франк С.Л. Знание и вера // Слово. 1908. 4 (17) окт. № 579. C. 2.
- Франк С.Л. Личность и вещь (Философское обоснование витализма) // Русская мысль. 1908. Кн. ХІ. С. 50–81.
- Эббингауз Г. Очерк психологии / К. И. Поварнин, пер. СПб., 1911. С. 57.
- Эйкен Р. Философия истории / В. В. Анашвили, А. Л. Погорельский, ред. М., 2006. С. 284.
- Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture, Rare Book & Manuscript Library. Columbia University, New York. George Vernadsky’s papers. Box 5. Lossky N. O.
- Fechner G. Elemente der Phylosophysik. Leipzig, 1860. Bd. 1. S. 2–5.
- Lotze H. Grundzüge der Psychologie. Diktate aus den Vorlesungen. Leipzig, 1881. S. 57–58.
- Stern W. Person und Sache. System der philosophischen Weltanschauung. Leipzig, 1906. Bd. 1. S. 20–426.
- Wundt W. System der Philosophie. Leipzig, 1897. S. 606.
Данные об авторе
Резвых Татьяна Николаевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9/2;
Должность: преподаватель кафедры новых технологий в гуманитарном образовании факультета дополнительного образования;
ORCID: 0000-0003-4429-5405;
Электронный адрес: hamster-70@mail.ru.
Благодарности
Статья написана в рамках гранта Фонда развития ПСТГУ «С. Л. Франк между неокантианством и абсолютным реализмом: политика, культура, философия, религия».