Фокин Алексей Русланович
Критика и апология учения о «подобосущии» в латинской патристике IV века: Марий Викторин versus Иларий Пиктавийский
Ссылка на статью:
Фокин А. Р.
Критика и апология учения о «подобосущии» в латинской патристике IV века: Марий Викторин versus Иларий Пиктавийский // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение. 2019.
Вып. 85. С. 31-51.
DOI:
10.15382/sturI201985.31-51
Аннотация
Статья посвящена исследованию различных точек зрения на учение о «подобосущии» Отца и Сына в латинской патристике IV в. Отмечается неоднозначная реакция западных никейцев на данное учение, выдвинутое в 358 г. лидером омиусиан Василием Анкирским. Анализируется примирительная позиция, занятая по отношению к омиусианам и их учению свт. Иларием Пиктавийским в его трактате «О соборах». Рассматривается вопрос о знакомстве свт. Илария с омиусианами, а также обстоятельства написания, цель и структура трактата «О соборах». Показывается, что свт. Иларий сводит понятие подобия к подобию по сущности или природе и отождествляет такое подобие с равенством природы, которое предполагает единство сущности и помогает избежать модализма. Подобие Отца и Сына в каких-то других аспектах (свойства, силы, действия, слава) всегда рассматривается пиктавийским святителем как недостаточное и вторичное по отношению к подобию или равенству по природе. Так, св. Иларий, стремясь проложить мост между западными никейцами и омиусианами, предложил использовать омиусианскую терминологию наряду с омоусианской и в дополнение к ней, в частности путем введения понятия «неразличное подобие» Отца и Сына по сущности, которое тождественно Их единосущию. Совершенно противоположную позицию по отношению к подобосущию занимал Марий Викторин. Рассматривается вопрос о степени знакомства Викторина с богословием омиусиан, а также обстоятельства написания первой книги его трактата «Против Ария». Демонстрируется, как Викторин, используя аристотелевскую логику, доказал, что понятие подобия по сущности логически противоречиво; с его помощью невозможно выразить идею совершенного равенства и единства Отца и Сына, равно как и обосновать отличие Сына от творений. Отмечается, что примирительная позиция по отношению к омиусианам, занятая свт. Иларием Пиктавийским, не была принята Церковью, в то время как позиция Мария Викторина, совпавшая с позицией свт. Афанасия Великого, со временем возобладала.
Ключевые слова
христианство, богословие, арианские споры, триадология, сущность, качество, равенство, единство, тождество, подобие, Иларий Пиктавийский, Марий Викторин
Список литературы
- Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 1–4. СПб., 1917; М., 19942.
- Попов И. В. Святой Иларий, епископ Пиктавийский // Он же. Труды по патрологии. Сергиев Посад, 2004. Т. 1. С. 417–734.
- Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Тринитарный вопрос. Сергиев Посад, 1914.
- Фокин А. Р. Христианский платонизм Мария Викторина. М., 2007.
- Фокин А. Р. Иларий Пиктавийский // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. XXII. С. 77–103.
- Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014.
- Abogado J. Hilary of Poitiers on Conciliating the Homouseans and the Homoeouseans: An Inquiry on the Fourth-Century Trinitarian Controversy. Bern, 2016.
- Ayres L. Nicaea and its Legacy: An Approach to Fourth Century Trinitarian Theology. N. Y., 2004.
- Beckwith C. Hilary of Poitiers on the Trinity. From De Fide to De Trinitate. Oxford, N. Y., 2008.
- Bethune-Baker J. F. The Meaning of Homoousios in the Constantinopolitan Creed. Cambridge, 1901.
- Gummerus J. Die homöusianische Partei bis zum Tode des Konstantius. Leipzig, 1900.
- Hadot P. Introduction // Marius Victorinus. Traités théologiques sur la Trinité. Sources Chrétiennes. Vol. 68. P., 1960. P. 7–89.
- Hadot P. Marius Victorinus. Recherches sur sa vie et ses oeuvres. Vol. 1–2. P., 1971.
- Hanson R. P. C. Search for the Christian Doctrine of God. The Arian Controversy, 318–381. Edinbourgh, 1988.
- Henne P. Introduction à Hilaire de Poitiers. P., 2006.
- Hilarius Pictaviensis. De Synodis // PL. 10. Col. 479–546.
- Marius Victorinus. Traités théologiques sur la Trinité // Sources Chrétiennes. Vol. 68. P., 1960.
- Meslin M. Les ariens d’Occident 335–430. P., 1967.
- Quasten J. Patrology. Westminster (MD.), 1986. Vol. 3.
- Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. Roma, 1975.
- Smulders P. La doctrina trinitaria de S. Hilaire de Poitiers. Roma, 1944.
- Steenson J. N. Basil of Ancyra and the Course of Nicene Orthodoxy. (Diss.). University of Oxford, 1983.
- Steenson J. N. Basil of Ancyra on the Meaning of Homoousios // Arianism: Historical and Theological Assessment / R. C. Gregg, ed. Cambridge, 1985. P. 267–279.
- Weedman M. The Trinitarian Theology of Hilary of Poitiers. Leiden, Boston, 2007.
- Weedman M. Hilary and the Homoiousians: using new categories to map the Trinitarian controversy // Church History 76 (2007). P. 491–510.
Данные об авторе
Фокин Алексей Русланович
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; ведущий научный сотрудник;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2554-005X;
Электронный адрес: al-fokin@yandex.ru.