/

Бурмистров Константин Юрьевич

Концепция Предвечного Человека (Адам Кадмон) в еврейском мистицизме


Бурмистров К. Ю. Концепция Предвечного Человека (Адам Кадмон) в еврейском мистицизме // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 97-117.

DOI: 10.15382/sturI201984.97-117

Аннотация

В статье рассмотрена одна из наиболее важных концепций еврейского мистицизма, согласно которой первым проявлением непостижимого Бога является антропоморфная световая структура, называемая Предвечным Человеком (ивр. Адам Кадмон). Рассмотрено происхождение этого представления, параллели между ним и другими религиозно-философскими традициями, проанализированы различия в его трактовке в разных версиях каббалистического учения. Особое внимание уделено интерпретации концепции Адама Кадмона в поздней каббалистической школе Ицхака Лурии (1534–1572), космогоническое учение которой было разработано особенно подробно и впоследствии стало наиболее влиятельным в каббале последних веков и учении хасидизма. Предметом анализа также стало учение о Предвечном Человеке в философском учении Авраама Ѓерреры (1570–1635), который предложил в своих трудах своеобразный синтез еврейской каббалы и европейских философских идей, что дало возможность нееврейским мыслителям познакомиться с рассматриваемой концепцией.

Ключевые слова

Предвечный Человек, Адам Кадмон, иудаизм, мистицизм, неоплатонизм, ислам, Филон, Библия, Абсолют, эманация, Зоѓар, сфирот

Список литературы

  1. Афонасин Е. В. В начале было… Античный гностицизм в свидетельствах христианских апологетов. СПб., 2002.
  2. Афонасин Е. В. Гносис. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2008.
  3. Бурмистров К. «Он сжал Себя в Самом Себе»: Каббалистическое учение о «самоудалении» Бога (цимцум) и его интерпретации в европейской культуре // Историко-философский журнал. 2009. № 14. С. 3–44.
  4. Бурмистров К. Ю. Еврейская философия и каббала. История, проблемы, влияния. М., 2013.
  5. Бурмистров К. Ю. Спиноза и каббала: конфликты, влияния, источники // Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции / отв. ред. О. В. Белова. М., 2017. С. 10–32.
  6. Ибн Араби. Избранное. Т. 1 / пер. И. Р. Насыров. М., 2013.
  7. Идель М. Каббала: Новые перспективы. М.; Иерусалим, 2010.
  8. Ириней Лионский. Сочинения / изд. свящ. П. Преображенский. М., 1871.
  9. Ислам: Энциклопедический словарь / cост. Милославский Г. В. и др. М., 1991.
  10. История арабо-мусульманской философии: Антология / ред. А. В. Смирнов. М., 2013.
  11. Мидраш раба: в 10 т. Т. 1. Берешит раба / пер. Я. Синичкин, А. Членова. М., 2012.
  12. Нечипоренко В. Н. Еврейская философия и каббала. Ростов н/Д, 2007.
  13. Орлов А. А. Зеркала Всевышнего: небесный двойник человека в иудейской апокалиптике. СПб., 2018.
  14. Премудрость Иисуса Христа. Апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками / пер. А. И. Еланская. СПб., 2004.
  15. Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар / пер. М. А. Кравцов. М., 1994.
  16. Реутин М. Ю. Мистическое богословие Майстера Экхарта. Традиция платоновского «Парменида» в эпоху позднего Средневековья. М., 2011.
  17. Смагина Е. Б. Манихейство: по ранним источникам. М., 2011.
  18. Смирнов А. В. Великий Шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993.
  19. Трактат Авот с комментариями р. Пинхаса Кеѓати / пер. П. Криксунов. М.: Внешторгиздат, 1990.
  20. Трехчастный трактат. Коптский гностический текст из Наг-Хаммади / пер. А. И. Еланская. СПб., 2017.
  21. Хосроев А. Л. История манихейства. Prolegomena. СПб., 2007.
  22. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М.; Иерусалим, 2004.
  23. Эндель М. Проблема происхождения Каббалы и основные концепции круга “Сефер hа-ийун” // Труды Второй молодежной конференции СНГ по иудаике. М., 1998. С. 45–55.
  24. Яглом Э. Трактат Идра Раба (Великое Собрание) // Judaica Petropolitana. 2018. № 9. С. 114–136.
  25. Affifi A. E. The Mystical Philosophy of Muhyid Din-Ibnul Arabi. Cambridge, 1939.
  26. Altmann A. Lurianic Kabbalah in a Platonic Key: Abraham Cohen Herre ra’s Puerta Del Cielo // Jewish Thought in the Seventeenth Century. Cambridge (Mass.), 1987. P. 1–37.
  27. Arnaldez R. Al-Insan al-Kamil // The Encyclopedia of Islam. B. Lewis et.al., ed. Vol. 3. Leiden — London, 1986. P. 1239–1241.
  28. Beltran M. The Influence of Abraham Cohen de Herrera’s Kabbalah on Spinoza’s Metaphysics. Leiden, 2016.
  29. Burmistrov K. Die hebräischen Quellen der Kabbala Denudata // Morgen-Glantz. Bern, 2002. Bd. XII. S. 341–376.
  30. El-Bizri N. The Microcosm/Macrocosm Analogy: A Tentative Encounter Between Graeco-Arabic Philosophy and Phenomenology // Islamic Philosophy and Occidental Phenomenology on the Perennial Issue of Microcosm and Macrocosm / Tymieniecka A.-T., ed. Pt. 1. Dordrecht, 2006. P. 3–23.
  31. Giulea D. A. Pre-Nicene Christology in Paschal Contexts: The Case of the Divine Noetic Anthropos. Leiden, 2014.
  32. Abraham Cohen de Herrera. Gate of Heaven / K. Krabbenhoft. transl. Leiden, 2002.
  33. Ibrahim T., Sagadeev A. Classical Islamic Philosophy. Moscow, 1990.
  34. Idel M. Absorbing Perfections: Kabbalah and Interpretation. New Haven, 2002.
  35. Idel M. Ascensions on High in Jewish Mysticism: Pillars, Lines, Ladders. Budapest, 2005.
  36. Idel M. The Image of Man above the Sefi rot // Kabbalah. 2009. Vol. 20. P. 181–212.
  37. [Knorr von Rosenroth Ch.] Kabbala Denudata, seu Doctrina Hebraeorum Transcendentalis et Metaphysique atque Theologica. Vol. 1. Sulzbach, 1677–1678; vol. 2: Frankfurt a.M., 1684.
  38. Krabbenhoft K. Syncretism and Millennium in Herrera’s Kabbalah // Millenarianism and Messianism in Early Modern European Culture. Vol. 1: Jewish Messianism in the Early Modern World / M. Goldish and R.H. Popkin, ed. Dordrecht, 2001. P. 65–76.
  39. Magid Sh. From Metaphysics to Midrash. Myth, History, and the Interpretation of Scripture in Lurianic Kabbala. Bloomington; Indianapiolis, 2008.
  40. Necker G. Humanistische Kabbala im Barock: Leben und Werk des Abraham Cohen de Herrera. Berlin; Boston, 2011.
  41. Schmidt-Biggemann W. Philosophia perennis. Historical Outlines of Western Spirituality in Ancient, Medieval and Early Modern Thought. Dordrecht, 2004.
  42. Scholem G. Jewish Gnosticism, Merkabah Mysticism, and Talmudic Tradition. N. Y., 1960.
  43. Scholem G. On the Kabbalah and its symbolism. N. Y., 1965.
  44. Scholem G. Kabbalah. Jerusalem, 1974.
  45. Scholem G. Origins of the Kabbalah. Princeton, 1987.
  46. Scholem G. On the Mystical Shape of the Godhead: Basic Concepts of the Kabbalah. N. Y., 1991.
  47. Scholem G. Über einige Grundbegriff e des Judentums. Frankfurt/M., 1996.
  48. Schulte C. Zimzum: Gott und Weltursprung. Berlin, 2014.
  49. Verman M. The Book of Contemplation. Medieval Jewish Mystical Sources. Albany (N. Y.), 1992.
  50. The Wisdom of the Zohar. An Anthology of Texts / I. Tishby, ed. 3 vols. L.; Washington, 1994.
  51. Wolfson E. R. Language, Eros, Being. Kabbalistic Hermeneutics and Poetic Imagination. N. Y., 2005.
  52. Wolfson E. R. Alef, Mem, Tau: Kabbalistic Musings on Time, Truth, and Death. Berkeley, 2006.
  53. The Works of Philo Judaeus. Vol. 1 / C. D. Younge, transl. L., 1854.
  54. Авиви Й. Кабалат ѓа-Ари. [В 3 т.] (Каббала Ицхака Лурии). Иерусалим, 2008.
  55. Авраѓам Коѓен де Ѓеррера. Сэфер Шаар ѓа-шамаим (Небесные врата) / пер. Ицхак Абоаб. Амстердам, 1655.
  56. Авраѓам Коѓен де Ѓеррера. Бейт Элоѓим. Шаар ѓа-шамаим (Дом Господа. Небесные врата) / пер. с исп., введ. и коммент. Н. Йоша. Иерусалим, 2002.
  57. Зоѓар 1998 — Сэфер ѓа-зоѓар аль хамиша хумшей тора (Книга Сияния). В 10 т. Иерусалим, 5758 (1998).
  58. Идра раба кадиша [им перуше] Яфе шаар вэ-Шааре ѓа-идра (Святое великое Собрание, с комментариями Прекрасные врата и Врата Собрания). Иерусалим, 1976.
  59. Йоша Н. Митос у-метафора. Ѓа-паршанут ѓа-философит шель р. Авраѓам Коѓен Ѓеррера лекабалат ѓа-Ари (Миф и метафора. Философская интерпретация лурианской каббалы у р. Авраама Когена Герреры). Иерусалим, 1994.
  60. Мероз Р. Пэруш аноними ле-Идра раба ѓа-нимна им асколат Сарук (Анонимный комментарий к Великому Собранию, относимый к школе Сарука) // Мехкаре ирушалаим бэ-махшевет исраэль. 1996. Т. 12. С. 307–378.
  61. Мероз Р. Асколат Сарук — ѓисторья хадаша (Новая история школы Сарука) // Шалем. 2002. № 7. С. 151–193.
  62. Тишби И. Торат ѓа-ра вэ-ѓа-клипа бэ-кабалат ѓа-Ари (Учение о зле и клипе в каббале Ицхака Лурии). Иерусалим, 5752 (1992).
  63. Торат ѓа-Кана. Сэфер ѓа-Баѓир ле-р. Нехунья бен ѓа-Кана им перуш кадмон (Книга Блеска). Иерусалим, 1998.
  64. Хавер (Вильдман), Ицхак Айзек. Питхе шеарим (Створы врат). Т. 1. Варшава, 1888.
  65. Хаим Виталь. Эц хаим (Древо жизни). Иерусалим, 1866.
  66. Шолем Г. Исраэль Саруг — талмид ѓа-Ари? (Исраэль Саруг — ученик Ицхака Лурии?) // Цион. 1940. № 5. С. 214–243.
  67. Шолем Г. Авраѓам Ѓеррера — бааль шаар ѓа-шамаим (Авраам Ѓеррера, автор Небесных врат). Иерусалим, 1978.
  68. Элиор Р. Ѓа-зика га-метафорит бейн ѓа-Эль ле-Адам у-рэцифута шель ѓа-мамашут ѓа-хезьёнит бе-кабалат ѓа-Ари (Метафорическая связь между Богом и человеком и значение воображаемой реальности в каббале Ицхака Лурии) // Кабалат ѓа-Ари. Дивре ѓа-кенес ѓа-бейнлеуми ѓа-рвии / Либес Й., Элиор Р., орхим. Иерусалим, 1992. С. 47–57.

Данные об авторе

Бурмистров Константин Юрьевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-0687-2531;
Электронный адрес: kburmistrov@hotmail.com.