/

Носачев Павел Георгиевич

Феномен экзорцизма в католицизме: религиоведческий анализ


Носачев П. Г. Феномен экзорцизма в католицизме: религиоведческий анализ // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 118-133.

DOI: 10.15382/sturI201984.118-133

Аннотация

В статье демонстрируется сложность и неоднозначность таких религиозных феноменов, как одержимость и экзорцизм, автор обосновывает насущную необходимость выведения их из исключительно теологического рассмотрения в домен религиоведческих исследований. В начале статьи рассматривается современная полемика вокруг отдельных случаев экзорцизма и их теологической рецепции, затем дается классификация подходов к изучению и интерпретации экзорцизма и одержимости, таких подходов выделяется пять: теологический, разоблачительский, психологический, социологический и перформативный. Из сопоставления подходов очевидно, что научного консенсуса в оценке рассматриваемых феноменов не существует. Чтобы понять природу экзорцизма, автор обращается к истории его генезиса и развития, выделяя в ней несколько этапов. На начальном этапе практика экзорцизма оформляется в рамках подготовки к крещению в латинской церкви. В Средние века эта практика приходит в забвение и не интересует серьезных теологов. На Тридентском соборе происходит закрепление чина экзорцизма, из предкрещальной практики, возможной для совершения причтом, он становится привилегией священников. Собор также регламентирует необходимость проверок на реальную одержимость и обосновывает публичность экзорцизма. После собора возникает известный «Rituale Romanum», в котором фиксируется каноническая форма ритуала. Последующие 200 лет характеризуются новым упадком экзорцизма вследствие рационалистической критики и скандалов, вызванных случаями массовой одержимости. В XIX и XX вв. наступает третий этап истории экзорцизма, когда он соединяется с эзотерической мифологией. Благодаря медикализации дискурса одержимости католические священники начинают искать легитимации практики экзорцизма в поле парапсихологических и спиритических исследований. В заключение делается вывод, что за многие века в понимание экзорцизма вошли теологические идеи раннего католицизма, магические верования средневековой Европы, теологические споры протестантизма и католицизма, медицинский дискурс XIX в., эзотерическая мифология сатанизма и спиритизма, парапсихология и современные медиакультурные штампы.

Ключевые слова

экзорцизм, эзотеризм, религиоведение, теология, одержимость, католицизм

Список литературы

  1. Каледа В. Г. Церковь и психиатрия: История и современность // Альфа и Омега. 2008. № 1 (51). C. 218–232.
  2. Смит Д. Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд. М.: Альпина Нон-Фикшн, 2011.
  3. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. М.: Эксмо, 2007.
  4. A manual of exorcism, very useful for priests and ministers of the church. N. Y.: Hispanic Society of America, 1975.
  5. Altered States of Consciousness and Mental Health: A Cross-Cultural Perspective / C. Ward, ed. Newbury Park, CA: Sage, 1989.
  6. Amorth G. An Exorcist Tells His Story. San Francisco: Ignatius Press, 1999.
  7. Asprem E. The Society for Psychical Research // Occult world / С. Partridge, еd. N. Y.: Routledge, 2015. P. 266–273.
  8. Certeau M. de. La Possession de Loudun, 2nd ed. P.: Archives Gallimard Juliard, 1980.
  9. Davies J. Exorcism from a Catholic Perspective. L.: Catholic Truth Society, 2009.
  10. Davies O. Grimoires: A History of Magic Books. Oxford: Oxford University Press, 2010.
  11. DSM–IV: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Washington DC: American Psychiatric Association, 1994.
  12. Fortea J.-A. Summa Daemoniaca: Tratado de Demonología y Manual de Exorcistas. Madrid: Palmyra, 2008.
  13. Giordan G., Possamai A. Sociology of Exorcism in Late Modernity. Cham: Palgrave Macmillan, 2018.
  14. Gratsch E. J. Exorcism // New Catholic Encyclopedia. Vol. 5. Washington, D.C., 2003 [1967]. P. 551–553.
  15. Kleinman A. M. Depression, somatization and the “new cross-cultural psychiatry” // Social Science & Medicine. 1977. № 11(1). P. 3–9.
  16. Levack B. The devil within: Possession and exorcism in the Christian west. New Haven: Yale University Press, 2013.
  17. Luijk van R. Children of Lucifer: The Origins of Modern Religious Satanism. Oxford: Oxford University Press, 2016.
  18. McCorristine S. Spectres of the Self: Thinking about Ghosts and Ghost-Seeing in England, 1750–1920. Cambrige: Cambrige University press, 2010.
  19. Oesterreich T. K. Possession, Demoniacal and Other: Among Primitive Races in Antiquity, the Middle Ages and Modern Times. N. Y., 1966.
  20. Raupert J. G. The New Black Magic and the Truth about the Ouij a-board. N. Y.: The Devin- Adair Company, 1919.
  21. Rituale Romanum. Rome: Typis Polyglottis Vaticanis, 1925.
  22. Scala M. Der Exorzismus in der Katholischen Kirche: Ein liturgisches Ritual zwischen Film, Mythos und Realität. Hamburg: Friedrich Pustet, 2012.
  23. Sluhovsky M. Believe Not Every Spirit: Possession, Mysticism, & Discernment in Early Modern Catholicism. Chicago: University of Chicago Press, 2008.
  24. Stollznow K. God Bless America: Strange and Unusual Religious Beliefs and Practices in the United States. Durham: Pitchstone Publishing, 2013.
  25. Young F. A History of Exorcism in Catholic Christianity. Cambridge: Palgrave Macmillan, 2016.
  26. Young F. The Dangers of Spiritualism: The Roman Catholic Church’s Campaign against Spiritualism during and after the First World War // Paranormal Review. 2014. Vol. 71 (June). P. 18–20.

Данные об авторе

Носачев Павел Георгиевич


Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-0884-4705;
Электронный адрес: pavel_nosachev@bk.ru.

Благодарности

Публикация подготовлена в ходе проведения исследования «Западный эзотеризм и медиакультура» (№ 18-01-0044) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)”» в 2018–2019 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5–100».