/

Нофал Фарис Османович

Религиозно-философская концепция Ибн ал-Мукаффаʻ (на материале трактата «Ответ еретику Ибн ал-Мукаффаʻ» ал-Касима ар-Раси)


Нофал Ф. О. Религиозно-философская концепция Ибн ал-Мукаффаʻ (на материале трактата «Ответ еретику Ибн ал-Мукаффаʻ» ал-Касима ар-Раси) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 67-76.

DOI: 10.15382/sturI201984.67-76

Аннотация

В статье рассматриваются религиозно-философские взгляды арабо-персидского поэта, писателя и переводчика эпох Омеййадов и Аббасидов Ибнал-Мукаффаʻ (ум. ок. 757 г.). Основой для предлагаемого вниманию читателяисследования послужил трактат «Ответ еретику Ибн ал-Мукаффа‘» («ар-Раддʻала аз-зиндик Ибн ал-Мукаффаʻ»), принадлежащий перу основателя династииРасидов, зайдитскому теологу ал-Касиму б. Ибрахиму (ум. 860 г.), — крупней-ший из сохранившихся ересиографических трудов, содержащих выдержки изутерянных мистических сочинений вольнодумца. Впервые в истории совре-менного востоковедения автор показывает, что зависимое в целом от манихей-ства дуалистическое вероучение Ибн ал-Мукаффаʻ содержит ряд принципиаль-но новых, несводимых к манихейским мистических и космологических теорий:в частности, поэт постулирует принципиальную безгрешность первоматерии,раскрывает причины, побудившие единого Демиурга приступить к творениюмира, строит собственную ономатодоксическую богословскую модель. Крометого, мистическое учение Ибн ал-Мукаффаʻ призывает к вере в необходимостьпреодоления грехопадения твари посредством объединения в «новом» челове-ке «светлых имен», предшествующего эсхатологической победе Бога над не-чистыми силами в День Воскресения; последние, по мысли теолога, пытаютсявоспрепятствовать поискам «пути Света» и «строят» вокруг заблудших «непро-ницаемые стены» — исторические религиозные доктрины. Особый интересдля историков религии представляют также апологетические построения мыс-лителя, видевшего в исламском Откровении и проповеди пророка Мухаммадасвое образную победу сил тьмы и притом ссылавшегося на Священное Писаниемусульман в подтверждение своих космологических концепций. Исследованиюпредпослана краткая справка, описывающая основные вехи биографии Ибнал-Мукаффаʻ и обстоятельства его гибели.

Ключевые слова

арабо-мусульманская философия, средневековая философия, Ибн ал-Мукаффаʻ, ал-Касим ар-Раси, зайдизм, манихейство, гностицизм, ислам, ересь, Коран

Список литературы

  1. Смагина Е. Б. Манихейство: по ранним источникам. М.: Восточная литература, 2011.
  2. Хосроев А. Л. История манихейства (Prolegomena). СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2007.
  3. Latham J. D. Ebn al-Moqaff aʻ // Encyclopaedia Iranica. Columbia, 1997. Vol. 8. P. 39–43.
  4. Idem. Ibn al-Muqaff aʿ and Early ʿAbbasid Prose // The Cambridge History of Arabic Literature. ʿAbbasid Belles-Lettres / J. Ashtiany, ed. Cambridge, 1990. P. 48–77.
  5. van Ess, J. Some Fragments of the Muʿāraḍat al-Qurʾān // Studia Arabica et Islamica. Festschrift for Iḥsān ʿAbbās / W. Qāḍī , ed. Beirut, 1981. P. 151–163.

Данные об авторе

Нофал Фарис Османович


Место работы: Луганского национального университета им. Владимира Даля; 91034, г. Луганск, кв. Молодежный, 20-а;
Должность: ассистент кафедры мировой философии и теологии;
ORCID: 0000-0002-3163-4722;
Электронный адрес: faresnofal@mail.ru.