В статье рассматриваются религиозно-философские взгляды арабо-персидского поэта, писателя и переводчика эпох Омеййадов и Аббасидов Ибнал-Мукаффаʻ (ум. ок. 757 г.). Основой для предлагаемого вниманию читателяисследования послужил трактат «Ответ еретику Ибн ал-Мукаффа‘» («ар-Раддʻала аз-зиндик Ибн ал-Мукаффаʻ»), принадлежащий перу основателя династииРасидов, зайдитскому теологу ал-Касиму б. Ибрахиму (ум. 860 г.), — крупней-ший из сохранившихся ересиографических трудов, содержащих выдержки изутерянных мистических сочинений вольнодумца. Впервые в истории совре-менного востоковедения автор показывает, что зависимое в целом от манихей-ства дуалистическое вероучение Ибн ал-Мукаффаʻ содержит ряд принципиаль-но новых, несводимых к манихейским мистических и космологических теорий:в частности, поэт постулирует принципиальную безгрешность первоматерии,раскрывает причины, побудившие единого Демиурга приступить к творениюмира, строит собственную ономатодоксическую богословскую модель. Крометого, мистическое учение Ибн ал-Мукаффаʻ призывает к вере в необходимостьпреодоления грехопадения твари посредством объединения в «новом» челове-ке «светлых имен», предшествующего эсхатологической победе Бога над не-чистыми силами в День Воскресения; последние, по мысли теолога, пытаютсявоспрепятствовать поискам «пути Света» и «строят» вокруг заблудших «непро-ницаемые стены» — исторические религиозные доктрины. Особый интересдля историков религии представляют также апологетические построения мыс-лителя, видевшего в исламском Откровении и проповеди пророка Мухаммадасвое образную победу сил тьмы и притом ссылавшегося на Священное Писаниемусульман в подтверждение своих космологических концепций. Исследованиюпредпослана краткая справка, описывающая основные вехи биографии Ибнал-Мукаффаʻ и обстоятельства его гибели.
арабо-мусульманская философия, средневековая философия, Ибн ал-Мукаффаʻ, ал-Касим ар-Раси, зайдизм, манихейство, гностицизм, ислам, ересь, Коран