/

Мамонтов Андрей Леонидович

Мученичество в Северной Африке IV–V вв.: самоидентификация и полемика


Мамонтов А. Л. Мученичество в Северной Африке IV–V вв.: самоидентификация и полемика // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 83. С. 107-123.

DOI: 10.15382/sturI201983.107-123

Аннотация

Влияние мученичества на христианскую идентичность не прекратилось с окончанием гонений. IV в. увидел много преломлений классической концепции мученичества как свидетельства за Христа — одно из них произошло в донатистской литературе. Все началось в годы Великого гонения (303–313): под угрозой казни представители духовенства вели себя очень по-разному, из-за чего оживился дискурс о мученичестве и отступничестве. Более строгую позицию в нем занимали нумидийские епископы и особенно Секунд из Тигизи. Когда среди африканских христиан начался раскол, сторонники Доната унаследовали этот взгляд; со временем донатистская концепция мученичества стала отличаться от традиционной, ведь ее носителей преследовали уже в христианской империи. Помимо Великого гонения переломным в истории раскола было гонение при Константе (337–350) или, как его называют по исполнителю, «времена Макария». Воспоминаниями об этих событиях полна вся донатистская литература. Агиографические памятники показывают, что мученичество для донатистов было важным компонентом идентичности и одновременно инструментом ведения полемики. Хорошо заметно стремление выстроить преемство с мучениками прошлого и оправдать свою изолированность, смешивая оппонентов (кафоликов и Империю) воедино и вынося им общий приговор. Так, в дополнение к критике за отступничество на кафоликов возлагалась и вина за организацию кровопролития. Созданные в атмосфере борьбы и ненависти, эти тексты воспроизводили ее и готовили паству к подражанию своим героям. Основные усилия кафоликов, напротив, были сконцентрированы на критике донатистского мученичества как лишенного смысла. Кафолики имели и положительную программу, посредством которой пытались сохранить связь с наследием эпохи гонений и использовать его. В своих проповедях Августин изображал мучеников как образцовых верующих, воспитывая этим в прихожанах христианские добродетели. Можно сделать вывод, что для кафоликов и особенно для донатистов мученичество являлось важным компонентом идентичности, и неудивительно, что эта тема была одной из главных в их полемике. Африканский дискурс о мученичестве также гармонично выглядит на общем средиземноморском фоне; впрочем, только в африканских церковных конфликтах тема гонения и мученичества приобрела решающее значение, для других регионов она в основном была второстепенной.

Ключевые слова

донатисты, агиография, Августин, Оптат, мученики и мученичество, Великое гонение, Северная Африка, поздняя Античность, история христианства

Список литературы

  1. Захаров Г. Е. Тема мученичества в творениях свт. Амвросия Медиоланского // Occidentale lumen: Исторические пути западного христианства: сб. статей / под ред. Г. Е. Захарова. М., 2019 [в печати].
  2. Каргальцев А. В. Монтанизм в римской Северной Африке: к проблеме восприятия мученичества // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии. 2012. № 1. С. 116–132.
  3. Мамонтов А. Л. Донатистская агиография и римское государство // Религия. Церковь. Общество. 2017. № 6. С. 126–149.
  4. Мамонтов А. Л. Константин и донатистский раскол: первые шаги императора (313–314 гг.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 9–24.
  5. Пантелеев А. Д. Мученичество и самоубийство: проблемы восприятия раннего христианства язычниками // Проблемы истории, филологии и культуры. М.; Магнитогорск. 2007. Вып. 17. С. 136–145.
  6. Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования / пер., коммент., вступ. ст., прилож. и общ. ред. А. Д. Пантелеева. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2017.
  7. Barnes T. D. The Beginnings of Donatism // The Journal of Theological Studies. 1975. Vol. 26. № 1. P. 13–22.
  8. Dearn A. Donatist Martyrs, Stories and Attitudes // The Donatist Schism: Controversy and Contexts. Liverpool: Liverpool University Press, 2016. P. 70–100.
  9. Dearn A. The ‘Passio S. Typasii Veterani’ as a Catholic Construction of the Past // Vigiliae Christianae. 2001. Vol. 55 (1). P. 86–98.
  10. Gaddis M. There is No Crime for Those Who Have Christ: Religious Violence in the Christian Roman Empire. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2005.
  11. La Passio dei martiri Abitinensi // Note agiografi che / ed. by P. Franchi de’Cavalieri. 1935. Fasс. 8. P. 3–71.
  12. La Passio Sancti Donati (BHL 2303b): une tentative d’edition critique // Studi di Antichita Christiana / еd. by F. Dolbeau. 1992. № 48. P. 251–267.
  13. Maier J.-L. Le Dossier du Donatisme. T. I: Des origines a la mort de Constance II (303–361). Berlin: Akademie Verlag, 1987.
  14. Middleton P. Early Christian Voluntary Martyrdom: A Statement for the Defence // Journal of Theological Studies. 2013. № 64. P. 556–573.
  15. Moss C. The Discourse of Voluntary Martyrdom: Ancient and Modern // Church History. 2012. № 81 (3). P. 531–551.
  16. Passioni dei martiri Donatisti (BHL 4473 e 5271) // Analecta Bollandiana / еd. by P. Mastandrea. 1995. № 113. P. 39–88.
  17. Ployd A. «Non poena sed causa»: Augustine’s Anti-Donatist Rhetoric of Martyrdom // Augustinian studies. 2018. Vol. 49 (1). P. 25–44.
  18. Sághy M. Martyr Bishops and the Bishop’s Martyrs in Fourth-Century Rome // Saintly Bishops and Bishops’ Saints / еd. by J. S. Ott and T. Vedriš. Zagreb, 2012. P. 13–30.
  19. Shaw B. D. Sacred Violence: African Christians and Sectarian Hatred in the Age of Augustine. Cambridge; N. Y.: Cambridge University Press, 2011.
  20. Ste. Croix G. E. M. de. Aspects of the ‘‘Great’’ Persecution // Harvard Theological Review. 1954. Vol. 47 (2). P. 75–113.
  21. Tilley M. A. Donatist Martyr Stories. Liverpool: Liverpool University Press, 1996.
  22. Tilley M. Sustaining Donatist Self-Identity: From the Church of the Martyrs to the Collecta of the Desert // The Journal of Early Christian Studies. 1995. № 5. P. 21–35.
  23. Tilley M. A. The Bible in Christian North Africa. The Donatist World. Minneapolis: Fortress Press, 1997.
  24. Woods D. A. Historical Source of the Passio Typasii // Vigiliae Christianae. 1993. Vol. 47 (1). P. 78–84.

Данные об авторе

Мамонтов Андрей Леонидович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5;
Должность: аспирант кафедры истории древней Греции и Рима;
ORCID: 0000-0002-1172-7649;
Электронный адрес: andrey-2006@mail.ru.