Предмет исследования настоящей статьи ― соотношение православной традиции и спиритуализма в отечественной культуре последней трети XIX ― начала XX в. Объектом исследования стали материалы, относящиеся к спиритуалистической деятельности Елены Ивановны Молоховец. Задачи исследования ― реконструировать основные события спиритуалистической деятельности Е. И. Молоховец, показать источники и средства, при помощи которых она создавала религиозное учение, продемонстрировать основные дискурсы учения. Цель статьи ― показать зависимость учения Молоховец от православного культурного контекста и на ее примере доказать главный тезис о его определяющей роли в процессе ассимиляции спиритуализма как культурного явления на русской почве. Основные тезисы статьи: религиозное учение Молоховец сформировалось к началу 1880-х гг., среди основных источников ее учения ― специфическая герменевтика священного текста и православного богослужения, автоматические сообщения, полученные медиумом Е. Ф. Тыминской, а также «сны» и «видения» Молоховец; выявленные дискурсы ее учения демонстрируют стремление Молоховец показать единство всех возможных противоположностей, прежде всего науки и веры, снимая характерный для второй половины XIX столетия конфликт между наукой и религией.
православие, спиритуализм, спиритизм, история религии, история России, Е. И. Молоховец, Е. Ф. Тыминская
Автор благодарит аспирантку Центра изучения религий А. Р. Нургалиеву за техническую помощь, которую она оказала при переводе некоторых источников для настоящей статьи в электронный формат, копировании публикаций Е. И. Молоховец, а также при составлении библиографического списка ее сочинений.