Гуща Елена Викторовна
Историография янсенизма — семь подходов
Ссылка на статью:
Гуща Е. В.
Историография янсенизма — семь подходов // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение. 2019.
Вып. 83. С. 89-106.
DOI:
10.15382/sturI201983.89-106
Аннотация
В статье предпринята попытка классификации историографии янсенизма – крупнейшего явления в истории западного христианства после Реформации. Основной импульс исследования связан с очень малой изученностью этого движения в отечественной историографии и необходимостью оценки систематизации подходов к изучению янсенизма в зарубежной историографии. Классификация истории идей янсенизма основана прежде всего на опыте и открытиях зарубежных историков и философов XVI–XXI вв. Благодаря использованию хронологического принципа в статье анализируется процесс развития интереса к исследованию янсенизма у сторонников и оппонентов движения на протяжении четырех столетий и обосновываются семь основных подходов к историографии янсенизма. Как сложное и многогранное явление, янсенизм, с одной стороны, можно назвать «внутрикатолической реформацией», и его интерпретации наследия св. Августина были весьма близки к кальвиновским (на что постоянно указывали многочисленные оппоненты). С другой стороны, эта реформация предполагала обращение от «адаптированного христианства» к святоотеческой традиции, а потому здесь присутствуют параллели и с православной традицией. Поэтому для отечественной историографии важное значение имеет актуализация янсенистского богословского наследия для современного богословия — начиная с классического метафизического вопроса о соотношении человеческой свободы и Божественного действия и завершая самым практическим, в виде дискуссии о тех требованиях, которые должны предъявляться к полному участию верующих в таинстве Евхаристии, с чего и начинались знаменитые «янсенистские дебаты».
Ключевые слова
янсенизм, Общество Иисуса, реформация, религиоведческая историография, Пор-Рояль, Cен-Сиран, Сент-Бёв
Список литературы
- Аль-Фарадж Е. А. Жизнь в миру и одиночество в Письмах Антуана Арно. М., Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 101–114.
- Гольдман Л. Сокровенный Бог. Пер. С франц. В. Г. Большаков. М.: «Логос», 2001.
- Кашлявик К. Ю. Поэтика Блеза Паскаля. Монография. М., 2014.
- Стрельцова Г. Я. Паскаль. М.: Мысль, 1979.
- Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М.: Республика, 1994.
- Тарасов Б. Н. Паскаль. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1979, 1982.
- Тарасов Б. Н. Л. Н. Толстой — читатель Б. Паскаля // Тарасов Б. Н. Куда движется история? Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции. СПб.: Алетейя, 2002.
- Тарасов Б. Н. Мыслящий тростник. Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М.: Языки славянской культуры, 2004.
- Чистяков А., прот. Блез Паскаль и Французская апологетика первой половины XVII века: Автореф. дис. … канд. богословия. Сергиев Посад, 2009.
- Шохин В. К. Сакраментологическая полемика янсенистов с иезуитами и ее современная востребованность // Философия религии: Альманах. 2014–2015. С. 239–294.
- Armogathe J.-R. Jansénisme Historiographie // Dictionnaire de Spiritualité. T. VIII, col. 102–116. P., 1974.
- Borkenau F. Der Uebergang vom feudalistischen zum bürgerlichen Weltbild. P., 1934.
- Carreyre J. Le jansénisme durant la Régence. T. 3. P., 1929–1933.
- Idem. Pistoie (synode) // Dictionnaire de Théologie Catholique. T. XII, col. 2134–2230. P., 1935.
- Idem. Quesnel // Dictionnaire de Théologie Catholique. T. XIII, col. 1460–1535. P., 1937.
- Idem. (Unigenitus (Bulle) // Dictionnaire de Théologie Catholique. T. XV, col. 2061–2162. P., 1950.
- Codignola E. Illuministi, giansenisti e giacobini nell’Italia del Settecento. Firenze, 1947.
- Cognet L. Relation écrite par la Mère Angélique Arnauld sur Port-Royal. P., 1949.
- Idem. Claude Lancelot, solitaire de Port-Royal. P., 1950.
- Idem. La Réforme de Port-Royal (1591–1618). P., 1950.
- Idem. La Mère Angélique Arnauld et son temps. P., 1950–1951.
- Idem. Le Jansénisme. P., 1961.
- Idem. Histoire de la spiritualité chrétienne: La spiritualité moderne (1600–1650). P., 1966.
- Gazier A. Une suite à l’histoire de Port-Royal d’après des documents inédits: Jeanne de Boisgnorel et Christophe de Beaumont (1750–1782). P., 1906.
- Idem. Jeanne de Chantal et Angélique Arnauld d’après leur correspondance, 1620–1641. P., 1915.
- Idem. Histoire générale du mouvement janséniste depuis des origines jusqu’à nos jours. T. 1–2. P., 1923.
- Idem. Histoire générale du mouvement janséniste, T. 1–2. P., 1924.
- Gazier С. Histoire de la société et de la bibliothèque de Port-Royal. P., 1966.
- Goldmann L. Le dieu caché. Étude sur la vision tragique dans les Pensées de Pascal. P., 1955.
- Hermant G. Mémoires sur l’histoire ecclésiastique du 17e siècle (1630–1663). T. 1–6. P., 1905–1910.
- Jemolo G. Il giansenismo in Italia primo della Rivoluzione. Bari, 1928.
- Matteucci B. Il giansenismo. Roma, 1954.
- Idem. Giansenio e giansenismo. Torino, 1955.
- Maeda Y. Montaigne to Pascal to kiristokyo banshoron. Tokyo, 1949.
- Meyer A., de. Les Premières Controverses jansénistes en France (1640–1649). Louven, 1917.
- Miki K. Pascal ni okeru ningen no kenkyu. Tokyo, 1926.
- Nakamura Y. Pascal to sono jidai. Tokyo, 1965.
- Namer G. Essai sur le jansénisme extrémiste intramondain. P., 1964.
- Orcibal J. Jean Duvergier de Hauranne, abbé de Saint-Cyran et son temps. P., 1944.
- Idem. Le premier Port-Royal, Réforme ou Contre-Réforme. P., 1950.
- Idem. Saint-Cyran et le jansénisme. P., 1961.
- Idem. Les Origines du Jansénisme. T. I–VI. P., 1947–1962.
- Préclin E. Les Jansénistes du XVIIIe siècle et la Constitution civile du Clergé (Le développement du richérisme, sa propagation dans le Bas Clergé, 1713–1791). P., 1929.
- Rota E. Il giansenismo in Lombardia e i prodromi del Risorgimenlo italiano. Linee e appunti, dans Raccolta di scritti in onorc del Prof. G. Romano. Pavie, 1907.
- Sellier Ph. Port-Royal et la littérature II. Le siècle de saint Augusttin, La Rochefoucauld, Mme de Lafayette, Sacy, Racine. P., 2000.
- Zovatto P. Introduzione al giansenismo italiano (Appunti dottrinali e critico-bibliografici). Trieste, 1970.
Данные об авторе
Гуща Елена Викторовна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0001-5603-6182;
Электронный адрес: e5381717@yandex.ru.