/

Храмов Александр Валерьевич

Теистический эволюционизм и проблема теодицеи


Храмов А. В. Теистический эволюционизм и проблема теодицеи // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 83. С. 26-44.

DOI: 10.15382/sturI201983.26-44

Аннотация

В статье приводится анализ подходов к проблеме теодицеи, которые были предложены сторонниками примирения христианского мировоззрения и эволюционизма. Теистические эволюционисты, рассматривая эволюцию как средство, при помощи которого Бог сотворил мир, не могут вслед за традиционным богословием видеть в грехопадении первопричину природного зла. Поэтому, чтобы примирить факт существования зла с представлением о всемогущем и любящем Боге, они прибегают к двум альтернативным объяснениям. Согласно одному из них, эволюция была единственно возможным способом сотворения мира, и следовательно, зло, ее сопровождающее, является непременным условием достижения благой цели, такой как появление человека и других живых существ. Согласно другому объяснению, которое зачастую дополняет первое, зло, присущее эволюционирующему миру, необходимо для того, чтобы подготовить человеческие души к вечной жизни в Царстве Божьем (т. н. «иринеевская теодицея»). Как показано в статье, оба этих объяснения внутренне противоречивы и плохо сочетаются с идеей эсхатологического воздаяния, к которой также прибегают теистические эволюционисты. А именно, если Бог в будущем вознаградит человека и прочих живых существ за страдания, пережитые ими в ходе эволюции, то перед теистическими эволюционистами встает вопрос, почему Бог сразу же не сделал мир таким, каким ему предстоит стать в финале мировой истории. В статье рассматривается также альтернативная версия теодицеи, основанная на представлении о предмирном грехопадении, в результате которого мир отклонился от изначального совершенства.

Ключевые слова

эволюция, природное зло, иринеевская теодицея, эсхатология, Джон Хик, Вольфхарт Панненберг, Джон Полкинхорн, Роберт Рассел

Список литературы

  1. Афанасий Великий, свт. Слово о воплощении Бога-Слова и пришествии Его к нам во плоти. М., 2006.
  2. Григорий Палама, свт. Беседы (омилии). М., 1994. Т. 2.
  3. Григорий Нисский, свт. Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную // Творения. Ч. VII. М., 1866.
  4. Ириней Лионский, св. Доказательство апостольской проповеди. М., 2011.
  5. Кирьянов Д. В. Теория эволюции в православно-христианском религиозно-философском контексте // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86). С. 109–113.
  6. Максим Исповедник, св. Письма. СПб., 2007.
  7. Полкинхорн Д. Наука и богословие: введение. М., 2004.
  8. Суинберн Р. Существование Бога. М., 2014.
  9. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 2002.
  10. Шохин В. К. Проблема зла: теодицея и апология // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 5 (67). С. 47–58.
  11. Храмов А. В. Предмирное грехопадение и эволюция в русской и английской религиозной мысли 1870–1920 гг. // Соловьевские исследования. 2019. Вып. 1 (61). С. 181–194.
  12. Adams M. The continuous creation: an application of the evolutionary philosophy to the Christian religion. N. Y., Boston, 1893.
  13. Brown R. F. The First Evil Will Must Be Incomprehensible: A Critique of Augustine // Journal of the American Academy of Religion. 1978. Vol. 46. P. 315–329.
  14. Calvini I. In Primum Mosis Libru[m], qui Genesis vulgo dicitur, Commentarius. 1554.
  15. Domning D. P., Hellwig M. K. Original Selfi shness: Original Sin and Evil in the Light of Evolution. Burlington, 2006.
  16. Henslow G. The theory of evolution of living things and the application of the principles of evolution to religion. L., 1873.
  17. Hick J. Evil and the God of love. N.Y., 2010.
  18. Murray M. J. Nature Red in Tooth and Claw: Theism and the Problem of Animal Suff ering. Oxford, 2008.
  19. Murray M., Schloss J. Evolution // The Routledge Companion to Theism / С. Taliaferro, V. Harrison V., S. Goetz, ed. N. Y., 2013. P. 224–240.
  20. Pannenberg W. Systematic Theology. Vol. 2, 3. L., 2004.
  21. Pedersen D. “Irenaean” or “Schleiermacherian”?: An Evolutionarily Plausible Account of the Origins of Sin // Theology and Science. 2016. Vol. 14. P. 190–201.
  22. Plantinga A. Warranted Christian Belief. Oxford, 2000.
  23. Polkinghorne J. Eschatology: Some Questions and Some Insights from Science // The End of the World and the Ends of God: Science and Theology on Eschatology / J. Polkinghorne, M. Welker, ed. Harrisburg, 2000. P. 29–41.
  24. Polkinghorne J. The God of Hope and the End of the World. New Haven; L., 2002.
  25. Polkinghorne J. Theology in the Context of Science. New Haven; L., 2009.
  26. Ruse M. Can a Darwinian be a Christian? N. Y., 2000.
  27. Russell R. J. Recent Theological Interpretations of Evolution // Theology and Science. 2013. Vol. 11. P. 169–184.
  28. Russell R. J. The Groaning of Creation. Does God Suff er with All Life? // The evolution of evil / G. Bennett, T. Peters, M. J. Hewlett, R. J. Russell, eds. Göttingen, 2008. P. 121–140.

Данные об авторе

Храмов Александр Валерьевич


Ученая степень: кандидат биологических наук;
Место работы: Палеонтологический институт РАН; 117647 Москва, Профсоюзная ул., д. 123; Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; 115035, Москва, Пятницкая ул., д. 4/2, стр. 5;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6888-5162;
Электронный адрес: a_hramov89@mail.ru.