/

Прилуцкий Александр Михайлович

Семиотика модальностей современного конспирологического мифа в дискурсах маргинального православия


Прилуцкий А. М. Семиотика модальностей современного конспирологического мифа в дискурсах маргинального православия // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 82. С. 94-107.

DOI: 10.15382/sturI201982.94-107

Аннотация

Статья посвящена изучению модальных структур современной конспирологической мифологии, популярной среди адептов маргинальных православных субкультур радикально-монархического паттерна. Предметом исследования являются элементы соответствующего дискурса, обладающие модальным значением. Источники исследования — оригинальные тексты различных жанров, псевдоагиографические, псевдопрофетические, передающие высказывания различных духовных авторитетов и т. п. В качестве методологии исследования выбраны методы структурно-семиотического анализа религиозных текстов. В начале статьи анализируется семиотическая специфика современного конспирологического мифа, автор доказывает тезис о том, что базовые компоненты современной конспирологической эсхатологии носят мифологический характер. Автор обосновывает понимание конспирологического мифа как совокупности мифологических нарративов, интерпретирующих социо-исторические процессы и явления как результат целенаправленного действия могущественных сил, тщательно скрывающих свое существование или какое-либо отношение к этим явлениям и процессам. Конспирологические нарративы формируют пространство квазирациональности, в котором сложные причинно-следственные отношения фундируются априорными конспирологическими установками, находящимися вне верификации. Далее рассматривается семиотическая функция профетической модальности, которая связана с процессами семиотического дрейфа и позволяет интерпретировать метафоры в качестве символов и наоборот. Семиотический дрейф, свойственный для религиозного семиозиса вообще, в дискурсах конспирологического мифа играет особую роль, делая возможным реализацию герменевтических инструментов апологетики адептов: изначально неясный семиотический статус концептов позволяет их при необходимости интерпретировать как «поэтические метафоры». Анализ алетической модальности, развиваемой высказываниями, относящимися к конспирологическим нарративам маргинальной религиозности, позволяет сделать предположение, что в результате развертывания семиотических структур мифологических концептов происходит трансформация проблематических суждений в ассерторические по сценарию: «если нечто нехорошее может произойти, то оно в реальности уже произошло и успешно скрывается от непосвященных масс». Деонтическая модальность элементов конспирологического мифа реализуется прежде всего в высказываниях, прагматика которых может быть выражена как «сплочение для борьбы». В завершение делается вывод о явлении «конспирологической полярности».

Ключевые слова

семиотика религии, модальности, конспирология, эсхатология, маргинальная религиозность, семиотический дрейф, квазирациональность

Список литературы

  1. Александров М. Чем Иосиф Виссарионович Сталин заслужил вечную память русского богоизбранного народа? Ресурс: http://www.ic-xc-nika.ru/texts/2009/dec/n625.html (дата обращения: 17.03.2019).
  2. Воронцов А. В., Головушкин Д. А., Прилуцкий А. М. Социосемиотическая специфика современного мифа об Иване Грозном // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 12–19.
  3. Головушкин Д. А. Обновленчество и старообрядчество: антитеза или объединяющая парадигма? // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Политология. Религиоведение. 2013. № 2(11). Ч. 1. С. 288–294.
  4. «Како веруеши?» Сталин и религия // Ресурс: http://www.dal.by/news/2/03-04-14-39/ (дата обращения: 17.03.2019)
  5. Квакин А. В. Между белыми и красными. Русская интеллигенция 1920–1930-х годов в поиске Третьего пути. М.: Центрполиграф, 2006. С. 224–225.
  6. Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М., Светлов Р. В. К вопросу о культе “св. Григория Нового” (Г. Е. Распутина) в маргинальном православии // Вестник славянских культур. 2018. Т. 47. С. 27–39.
  7. На личном контроле Хрущева. Ч. II. // Первый информационно-завлекательный дятловский единый центр. Ресурс: http://perdyat.livejournal.com/ (дата обращения 17.03.2019)
  8. Особая важность монархии. Самый оклеветанный русский царь — Иван Грозный. Важность построения в России — Православного государства. Ресурс: // http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_11576_16/ (дата обращения: 17.03.2019)
  9. Панченко А. А. Компьютер по имени Зверь: эсхатология и конспирология в современных религиозных культурах // Антропологический форум. 2015. № 27. С. 122–141.
  10. Пигалев А. И. Постмодернистская апокалиптика как упреждающее обновление цивилизационного проекта // Вопросы философии. 2011. № 5. С. 30–40.
  11. Пигалев А. И. Эзотерическая метаистория между секретностью и разоблачением иллюзорности реальности // Вопросы философии. 2013. № 9. С. 63–74.
  12. Пророчества и изречения о последних временах. URL: https://3rm.info/publications/7359-prorochestva-i-izrecheniya-o-poslednix-vremenax.html (дата обращения: 17.03.2019)
  13. Расстрел царской семьи — ритуальное убийство // Русский монархист. URL://www.ruskmir.ru/2012/07/rasstrel-carskoj-semi-%E2%80%93-ritualnoe-ubij stvo/ (дата обращения: 17.03.2019)
  14. Ритуальное убийство святой царской семьи // ruguard.ru/forum/index.php/topic,532.0.html (дата обращения: 17.03.2019)
  15. Розин В. М. Конспирологический дискурс — ценностный императив современной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (69). С. 65–72.
  16. Слесарева Д. О. Генезис конспирологического романа // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 6. С. 192–196.
  17. Царь Николай Второй Своей смертью удовлетворил Правде Божией за грех отречения Народа Русского от своего Богопомазанника. URL: http://www.ic-xc-nika.ru/texts/2009/jul/n528.html (дата обращения: 17.03.2019)
  18. Шапинская Е. Н. Образ другого в текстах культуры: политика репрезентации (начало) // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 51–56.
  19. Levi-Strauss C. Structural Anthropology. N. Y., 2008.

Данные об авторе

Прилуцкий Александр Михайлович


Ученая степень: доктор философских наук;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: РГПУ им. А.И.Герцена; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, дом 48, корп. 20;
Должность: зав.кафедрой истории религий и теологии;
ORCID: 0000-0002-7013-9935;
Электронный адрес: alpril@mail.ru.