/

Нестерова Ольга Евгеньевна

Учение Оригена о трех смыслах Писания в отношении к античным моделям трехчастного деления философии


Нестерова О. Е. Учение Оригена о трех смыслах Писания в отношении к античным моделям трехчастного деления философии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 81. С. 11-34.

DOI: 10.15382/sturI201981.11-34

Аннотация

В статье рассматривается вопрос об источниках оригеновской концепции трех смыслов Писания и специально — о предполагаемом влиянии на формулировку этой концепции античных систем трехчастного деления философии. Александрийским отцам было не чуждо представление о том, что учение Церкви может восприниматься как универсальная доктрина философского толка, хотя и далеко превосходящая мудрость язычников. И Ориген действительно интересовался возможностью установления параллелей между тремя частями философии и типами доктрин, соответствующих трем смыслам Писания. Он также не отказывался от использования пояснительных аналогий, родственных тем, которые в языческой школьной традиции применялись для наглядной демонстрации соотношения между частями философии (как, например, образ обнесенного стеной фруктового сада, ограда которого ассоциировалась с логикой, деревья — с физикой, а плоды — с этикой). Однако анализ толкования притчи о винограднике и злых виноградарях (Мф 21. 33–46), при- веденного в Комментарии Оригена на Евангелие от Матфея, показывает, что его собственная интерпретация пространственного образа вертограда лишь частично пересекалась с интерпретацией схожих образов, иллюстрировавших деление философии, и что в своих методологических построениях Ориген исходил из других моделей, более адекватно описывавших природу различаемых им самим уровней смысла, выявляемого в текстах Писания.

Ключевые слова

Ориген, три смысла Писания, трехчастное деление философии, христианская экзегетика, Климент Александрийский, Филон Александрийский, Священное Писание

Список литературы

  1. Нестерова О. Е. Происхождение и богословские основания учения Оригена о трех смыслах Писания. Часть первая: Критика валентинианской доктрины о трех расах людей у Климента Александрийского // Вестник ПСТГУ. Сер.: Филология. 2013. Вып. 4 (34). С. 74–92.
  2. Нестерова О. Е. Происхождение и богословские основания учения Оригена о трех смыслах Писания. Часть вторая: Методологические импликации оригеновской критики учения валентиниан о гиликах, психиках и пневматиках. «Коринфяне» и «ефесяне» как носители двух типов знания, соответствующих двум высшим смыслам Писания у Оригена // Вестник ПСТГУ. Серия: Филология. 2015. Вып. 1 (41). С. 81–102.
  3. Нестерова О. Е. Происхождение и богословские основания учения Оригена о трех смыслах Писания. Часть третья: Противопоставление «коринфян» и «ефесян» в отношении к трем ступеням христианского совершенства и трем формам знания, соответствующим трем смыслам Писания // Вестник ПСТГУ. Сер.: Филология. 2015. Вып. 2 (42). С. 44–59.
  4. Daniélou J. Message évangélique et culture hellénistique. Tournai, 1961.
  5. Doxographi graeci / H. Diels, Hrsg. B., 1879.
  6. Goulet R. La philosophie de Moïse. P., 1987.
  7. Hadot P. Les divisions des parties de la philosophie dans l’Antiquité // Museum Helveticum. 1979. Vol. 36. P. 201–223.
  8. Hanson R. P. C. Allegory and Event. A Study of the Sources and Signifi cance of Origen’s Interpretation of Scripture. L., 1959.
  9. Harl M. Introduction // Origène. Philocalie 1–20. Sur les Écritures. La lettre à Africanus sur l’histoire de Suzanne / M. Harl, N. de Lange, éds. P., 1983.
  10. Ierodiakonou K. The Stoic Division of Philosophy // Phronesis. 1993. Vol. 38. No. 1. P. 57–74.
  11. Origenes Werke. Bd. 12. Matthäusеrklärung III: Fragmente und Indices / E. Klostermann, E. Benz, Hrsg. Leipzig, 1935.
  12. Pépin J. Mythe et allégorie. Les origines grecques et les contestations judéo-chrétiennes. P., 1976.
  13. Philon d’Alexandrie. Quis rerum divinarum heres sit / M. Harl, éd. P., 1966.
  14. Prat F. Origène // Dictionnaire de la Bible. P., 1906. Fasc. 28. Col. 1876.
  15. Torjesen K. J. Hermeneutical Procedure and Theological Method in Origen’s Exegesis. B.; N. Y., 2011.

Данные об авторе

Нестерова Ольга Евгеньевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт мировой литературы РАН; 121069, Российская Федерация, г. Москва, ул. Поварская, д. 25 а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-8049-8141;
Электронный адрес: adeodatus@yandex.ru.