Вслед за рядом других исследователей автор предпринимает попытку показать основополагающие аспекты не только мысли (богословия и духовной рефлексии), но и действий Амвросия, чтобы более контекстуально представить его исторический образ. Исследование включает три раздела. В «прологе» с опорой на два трактата или фрагмента трактатов (De fuga saeculi; De Iacob I) в общих чертах рассматривается учение Амвросия о благодати: несмотря на кажущиеся противоречивыми выражения, эти сочинения свидетельствуют о том, что в центре религиозного опыта медиоланского епископа находится идея Божественного дара во Христе. Во второй части статьи рассматриваются догматические основания амвросианского христоцентризма: учение о Троице (триадология) и о Боговоплощении (христология), которое Амвросий развивает с опорой как на греческих авторов, так и на латинскую традицию. Медиоланский епископ делает акцент на учении о Христе как одновременно истинном Боге и истинном человеке. Как показано в третьей части статьи, на этих догматических истинах зиждется духовный опыт Амвросия: через Христа-Человека ко Христу-Богу, Христос как Путь и Предел — все эти формулы имеют, если можно так выразиться, предавгустиновское звучание. Подвести итог исследованию можно одной фразой: Christus omnia. В этой Христовой любви открывается единство мысли созерцателя и действия пастыря, причем пастыря, воздействующего или пытающегося воздействовать на носителей власти, поскольку Амвросий стремился через Христа, исповедуемого согласно с ортодоксальной верой, привести Империю и ее правителей ко Отцу. Многочисленные заимствования из богословия его предшественников, не менее чем их творческое переосмысление, в конечном счете были направлены на реализацию именно этого замысла. Интуиции Амвросия, пронизывающие все его наследие, открывают также новые перспективы: медиоланский епископ был своеобразным интеллектуальным посредником.
Амвросий Медиоланский, триадология, христология, сотериология, экзегеза, духовный опыт, Августин, латинская патристика