/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение

Вестник ПСТГУ I :79

БОГОСЛОВИЕ

Давыденков Олег Викторович, протоиерей

О некоторых особенностях экклезиологии Феодора Абу Курры

Давыденков О. В. О некоторых особенностях экклезиологии Феодора Абу Курры // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 11-27

DOI: 10.15382/sturI201879.11-27
В статье рассматриваются экклезиологические взгляды мелькитского богослова Феодора Абу Курры: его учение о церковных соборах и об особой роли Римских епископов в жизни Церкви. Автор ставит вопрос об источниках учения Феодора об особых полномочиях Римских епископов и о причинах его интереса к этой проблематике. Абу Курра старался показать, что Вселенские Соборы — это единственный и притом самим Священным Писанием установленный способ определения истины, в том числе и истинного смысла самого Писания. Для обоснования данного положения Феодору было необходимо нейтрализовать направленный против достоинства Вселенских Соборов аргумент, которым пользовались как мусульмане, так и инославные, в равной степени утверждавшие, что соборы были явлением политической жизни Византии, и поэтому их решения не имеют религиозного авторитета. В такой ситуации учение о Римских епископах как о преемниках апостола Петра, от самого Христа получивших особые полномочия, обладающих исключительным правом созыва Вселенских Соборов, наделенных харизмой неповрежденно хранить соборно сформулированную истину и наставлять в вере своих собратьев-епископов, оказывалось достаточно убедительным способом показать, что Вселенские Соборы находились под внешней, не зависимой от власти императоров религиозной юрисдикцией, авторитет которой утверждается самим Писанием.
арабы-христиане, мелькиты, экклезиология, первенство, Вселенские Соборы, Римские епископы,
  1. Ларше Ж.-К. Преподобный Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом / О. Николаева, пер. М., 2004.
  2. Послание папы Агафона // Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. 4. С. 31–55.
  3. Al-Bāshā Q. Un traité des oeuvres arabes de Théodore Abou-Kurra, évêque de Haran. Tripoli, 1905.
  4. Brock S. An early Syriac Life of Maximus the Confessor // Analecta Bolandiana. 1973. T. 91. P. 299–346.
  5. Garrigues J.-M. Le sens de la primauté romaine chez le Maxime le Confessuer // Istina. 1976. Vol. 21. P. 6–24.
  6. Graf G. Die arabischen Schriften des Theodor Abu Qurra, Bischofs von Harran (ca. 740–820). Paderborn, 1910 (Forschungen zur christlichen Literatur- und Dogemengeschichte; X. 3).
  7. Griffith S. H. «Melkites», «Jacobites» and the christological controversies in Arabic in third/ ninth-century Syria // Syrian Christians under Islam. The fi rst thousand years / D. Thomas, ed. Leiden, 2001. P. 47.
  8. Griffith S. H. Muslims and church councils. The apology of Theodore AbūQurrah // Studia Patristica. 1993. Vol. 25. P. 285.
  9. ḤabībibnḪidma Abū Rā’iṭa. Der dritte Brief: Rechtfertigung des Trishagionzusatzes // Graf G. Die Schriften des Jacobiten Habib ibnHidma Abu Ra’ita. Louvain, 1951. S. 73–79.
  10. Kneller C. Theodor Abucara über Papsttum und Konzilien // Zeitschrift für katholische Theologie. 1910. Bd. 34. S. 419–427.
  11. Sansterre J.-M. Les moines grecs et orientaux à Rome aux époques byzantine et carolingienne (milieu du VIe s. — fi n du IXe s.). Bruxelles, 1980.
  12. Sieben H.-J. Zur Entwicklung der Konzilsidee (VIII). Theodor Abu Qurra über «unfehlbare» Konzilien // Theologie und Philosophie. 1974. Bd. 49. S. 489–509.
  13. Sulaymān IbnḤasanal-Ġazzī. Riposta al dissenzienti dalla fi de ortodossa // I trattati teologici di Sulaymān Ibn Ḥasanal-Ġazzī / P. Spisa, ed. Louvain: Peeters, 2013. Р. 41–62.
  14. Thāwudhūrus Abū Qurra.Traitésur vénération des icȏnes (Maymar fī ikrām al-yqūnāt) / I. Dick, éd. Jounieh, 1986 (на араб. яз.).
  15. Thāwudūrus Abū Qurrah Usquf Harrān. О смерти Христа // Idem. Mayāmir / Q. Al-Bāshā, éd. Beirut, 1904. P. 48–70 (на араб. яз.).
  16. Thāwudūrus Abū Qurrah Usquf Harrān. Письмо Давиду яковиту // Idem. Mayāmir / Q. Al- Bāshā, éd. Beirut, 1904. P. 104–139 (на араб. яз.).
  17. Thāwudūrus Abū Qurrah Usquf Harrān. О Соборах // Idem. Mayāmir / Q. Al-Bāshā, éd. Beirut, 1904. P. 154–179 (на араб. яз.).
  18. Thāwudūrus Abū Qurrah Usquf Harrān. Против иудеев // Idem. Mayāmir / Q. Al-Bāshā, éd. Beirut, 1904. P. 140–154 (на араб. яз.).
  19. Theodorus Abucara. Opusculа 4. Epistola continens fi dem orthodoxam, missa a beato Thoma patriarcha Hierosalymitano ad haereticos in Armenia // PG. 97. Col. 1504D–1521C.

Давыденков Олег Викторович, протоиерей


Ученая степень: доктор богословия;
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: ПСТГУ, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и Восточных Церквей;
ORCID: 0000-0002-2149-931X;
Электронный адрес: odavydenkov@yandex.ru.
Чумичёв Алексей Алексеевич

Богословские аспекты проекта православия западного обряда Ю. Й. Овербека

Чумичёв А. А. Богословские аспекты проекта православия западного обряда Ю. Й. Овербека // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 28-40

DOI: 10.15382/sturI201879.28-40
В статье речь идет о богословских аспектах проекта возрождения православия западного обряда, предложенного бывшим католическим священником и богословом Ю. Й. Овербеком, перешедшим сначала в протестантизм, а затем в православие. В 1865 г. Овербек и его сторонники выдвинули идею создания в Англии Православной Церкви, практикующей западный богослужебный обряд, исправленный в соответствии с православным вероучением. Проект Овербека вызвал широкое обсуждение в богословских кругах того времени. Главной идеей приверженцев проекта, большинство из которых были англиканами, стал поиск истинной Церкви, сохранившей с апостольских времен в неповрежденном состоянии христианское вероучение. Таким требованиям, по мнению общины богослова, могла соответствовать лишь Православная Церковь. Данная статья состоит из двух смысловых частей. В первой части рассматриваются представления Овербека и сторонников его проекта об экклесиологическом устройстве Православной Церкви, их идеи относительно преимущества православия перед другими христианскими конфессиями — католицизмом и протестантизмом, тождественности учения современной ему Православной Церкви с вероучением древней Церкви. Во второй части исследования раскрываются идеи общины Овербека относительно необходимости воссоздания западного обряда внутри Православной Церкви, о предполагавшемся месте общин православия западного обряда среди Поместных Православных Церквей, а также о реакции на эти идеи со стороны мирового православия.
Ю. Й. Овербек, богословие, экклесиология, православие западного обряда, Святейший Синод, межконфессиональные отношения, православно-англиканский диалог
  1. Копылова Е. А. «Дело Овербека» в жизни Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. Серия «Гуманитарные науки и образование». Вып. 4 (14). Т. ΙΙ. Тольятти, 2013. С. 167–178.
  2. Новая брошюра Овербека о соединении Церквей // Православное обозрение. 1872. Т. 2. № 12. С. 742–758.
  3. Овербек И. И. Бесспорные преимущества православной кафолической Церкви пред другими христианскими исповеданиями // Христианское чтение. 1882. № 5/6. С. 776–798.
  4. Овербек И. И. Благопромыслительное положение православной России и ее призвание к восстановлению православной западной кафолической Церкви // Христианское чтение. 1869. № 12. С. 1054–1075.
  5. Овербек И. И. Единственный верный исход для либеральных членов Римско-Католической Церкви. Открытое письмо к графу Д. А. Толстому, г. обер-прокурору Св. Синода и министру народного просвещения // Христианское чтение. 1870. № 8. С. 308–334.
  6. Овербек И. И. Православная кафолическая Церковь. Протест против папской церкви и возвращение к основанию кафолических национальных Церквей // Христианское чтение. 1868. № 12. С. 807–829.
  7. Филарет (Дроздов), митр. Письмо к обер-прокурору Святейшего Синода, графу Д. А. Толстому, о бывшем римско-католическом пасторе в Вестфалии, Овербеке от 24 июня, 1865 // Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: В 5 т. СПб., 1865. Т. 2.
  8. Abramtcev D. Dr. J. J. Overbeck and his scheme for the Re-establishment of the Orthodox Church in the West. Pittsburg, 1959.
  9. Joseph Julian Overbeck, DPh., D. D. Letters to Mme O. Novikov: 1869–1900, British Library. Manuscript department. L. № 192.
  10. Kahle W. Westliche Orthodoxie: Leben und Ziele Julian Joseph Overbecks. Köln, 1968.
  11. Overbeck J. J. Pope and Patriarch // The Orthodox Catholic Review. 1868. Vol. 2. P. 84–97.
  12. Overbeck J. J. The Western Orthodox Catholic Church // The Orthodox Catholic Review. 1871. Vol. 3. N. 1–6.
  13. S[eccombe] J. An Urgent Appeal to Anglo-Catholics. // The Orthodox Catholic Review. 1875. Vol. 4. P. 90–93.
  14. S[eccombe] J. Neologism and Orthodoxy // The Orthodox Catholic Review. 1875. Vol. 2. P. 21–34.
  15. Shann G. V. Why I am an Orthodox // The Orthodox Catholic Review. 1881. Vol. 2. P. 260–274.

Чумичёв Алексей Алексеевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-8967-6856;
Электронный адрес: alecssey@yandex.ru.

ФИЛОСОФИЯ

Антонов Константин Михайлович

Философия религии и философская теология между верой и знанием: русский философский спиритуализм конца XIX в. (А. А. Козлов)

Антонов К. М. Философия религии и философская теология между верой и знанием: русский философский спиритуализм конца XIX в. (А. А. Козлов) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 43-55

DOI: 10.15382/sturI201879.43-55
В статье анализируются проект философии религии и философской теологии, намеченный представителем такого влиятельного направления русской метафизической мысли кон. XIX в., как философский спиритуализм, — А. А. Козловым. Основное внимание уделяется проблеме отношений между верой и знанием, религией и разумом и роли философской рефлексии в их нормализации. Данный проект рассматривается в контексте русской религиозной мысли своего времени. Анализируется предложенное Козловым на основе идей Г. Тейхмюллера базовое различение «сознания Бога» и «знания о Боге». Рассматривается намеченное им понятие религии, его структура, его понимание отношения религии и рациональности, предложенное им понятие Церкви как института организации религиозного сознания, отношения Церкви и государства, Церкви и институтов знания. Философская теология Козлова рассматривается в контексте его критического анализа онтологического доказательства бытия Бога и формулы credo ut intelligam Ансельма Кентерберийского. В заключение указывается место спиритуалистических концепций религии и философских теологий в дискуссионном поле русской мысли, их особенности и значение.
спиритуализм, А. А. Козлов, религия, философия религии, философская теология, вера, знание, онтологическое доказательство бытия Божия, сознание Бога, знание о Боге
  1. Аскольдов С. А. Алексей Александрович Козлов. М., 1912; СПб., 19972.
  2. Астафьев П. Е. Вера и знание в единстве мировоззрения. М., 1893.
  3. Бердникова А. Ю. Неолейбницеанство в России: Историко-философский анализ: Дис. … канд. филос. наук. М., 2016.
  4. Зеньковский В. В. История русской философии. М., 2001.
  5. Козлов А. А. Беседы с петербургским Сократом. Беседа девятая // Свое слово. К., 1890. № 3. С. 57–86.
  6. Козлов А. А. Религия графа Л. Н. Толстого, его учение о жизни и любви. СПб., 1895.
  7. Козлов А. А. Сознание Бога и знание о Боге. Воспоминание об онтологическом доказательстве бытия Божия. Ч. I // Вопросы философии и психологии. 1895. Кн. 29. С. 445–460.
  8. Козлов А. А. Сознание Бога и знание о Боге. Воспоминание об онтологическом доказательстве бытия Божия. Ч. II // Вопросы философии и психологии. 1895. Кн. 30. С. 558–567.
  9. Лопатин Л. М. Курс психологии. М., 1903.
  10. Половинкин С. М. Иерархический персонализм Н. О. Лосского // Вестник ПСТГУ. 2004. № 3. С. 48–80.
  11. Соловьев А. П. Проблема соотношения веры и знания в русском религиозно-философском персонализме XIX века // Язык науки и язык религии: Тематический сборник. Уфа, 2006. С. 122–136.
  12. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. I: Вопросы 1–64. М., 2006.

Антонов Константин Михайлович


Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманиатрынй университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: заведующий Кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета;
ORCID: 0000-0003-0982-2513;
Электронный адрес: konstanturg@yandex.ru.
Статья написана в рамках проекта «Философия религии и философская теология в русской религиозной мысли XIX – XX веков», поддержанного Благотворительным фондом св. Григория Богослова.
Коростиченко Екатерина Игоревна

Эволюционный гуманизм и религия в интерпретации Михаэля Шмидта-Саломона

Коростиченко Е. И. Эволюционный гуманизм и религия в интерпретации Михаэля Шмидта-Саломона // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 56-73

DOI: 10.15382/sturI201879.56-73
В статье критически проанализирована концепция современного немецкого теоретика и популяризатора эволюционного гуманизма Михаэля Шмидта-Саломона. Помимо оригинальных текстов автора в рассмотрение включена критика его идей. Показано, что концепция Шмидта-Саломона, хотя и отталкивается от идей основоположника эволюционного гуманизма Дж. Хаксли, а также других теоретиков гуманистического и антиклерикального толка, представляет собой самостоятельную конструкцию, последовательную в своем натуралистическом подходе и направленности на практическое применение. Многие положения сближают автора с Р. Докинзом, но Шмидту-Саломону удается избежать чрезмерного биологизаторства в рассмотрении человека. Заслуживает внимания концепция «доминирующей культуры», с помощью которой автором формулируется задача распространения мировоззрения эволюционного гуманизма и ее предполагаемое решение. Недостаточная тщательность в разработке вопросов этики не мешает рассматривать эволюционный гуманизм Шмидта-Саломона в качестве примера современной практической философии.
гуманизм, эволюционный гуманизм, религия, антиклерикализм, секуляризм, свободомыслие, этика, Докинз, Шмидт-Саломон
  1. Докинз Р. Бог как иллюзия / Н. Смелкова, пер. М., 2008.
  2. Докинз Р. Эгоистичный ген / Н. Фомина, пер. М., 2013.
  3. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Гараджа В. И. Религиеведение. М., 1995. С. 36–42.
  4. Каримов А. Р. Ценности современного светского гуманизма // Гуманизм и современность: материалы Международной научно-образовательной конференции (8–9 ноября 2013 года) / Т. М. Шатунова, ред. Казань, 2013. С. 47–51.
  5. Конашев М. Б. Эволюционисты и религия. СПб., 2012.
  6. Коростиченко Е. И. Организации немецких свободомыслящих в современную эпоху (вторая пол. ХХ — нач. ХХI в.) // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2015. № 3. С. 83–99.
  7. Кротов В. Культура человечности или новая партийность? // Здравый смысл. 1997. № 4. С. 82–85.
  8. Куртц П. Совместимы ли наука и религия? // Здравый смысл. 2003. № 1 (26). С. 31–34.
  9. Mаркс К. К критике Гегелевской философии права // Mаркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 19552. Т. 1.
  10. Трофимова З. П. Английское свободомыслие в XX веке. М., 2006.
  11. Atheistische Buskampagne unerwünscht. URL: https://www.jungewelt.de/ artikel/122098.atheistische-buskampagne-unerw%C3%BCnscht.html (дата обращения: 20.06.2018).
  12. Baab F. Was ist Humanismus? Geschichte des Begriff es, Gegenkonzepte, säkulare Humanismen heute. Regensburg, 2013. Bd. 51.
  13. Dennett D. Breaking The Spell: Religion As a Natural Phenomenon. N. Y., 2006.
  14. Fink H., Kahl J., Schmidt-Salomon M. Was heißt Humanismus heute? Ein Streitgespräch zwischen Joachim Kahl und Michael Schmidt-Salomon. Aschaff enburg, 2007.
  15. Gegen religiöse Diskriminierung am Arbeitsplatz: [gerdia.de]. URL: http://www.gerdia.de/node/85 (дата обращения: 23.08.2014).
  16. Gottesvorstellung nach Religionszugehörigkeit, 2002. URL: https://fowid.de/meldung /gottesvorstellung-nach-religionszugehoerigkeit-2002 (дата обращения: 16.06.2018).
  17. Humanistenquote, 2004. URL: https://fowid.de/meldung/humanistenquote-2004 (дата обращения: 20.06.2018).
  18. Humanistenquote, 2007. URL: https://fowid.de/meldung/humanistenquote-2007 (дата обращения: 16.06.2018).
  19. Huxley J. The Uniqueness of Man. L., 1941.
  20. Leitbild. URL: https://diehumanisten.de/politik/Leitbild (дата обращения: 28.06.2018).
  21. Religionszugehörigkeiten in Deutschland 2016. URL: https://fowid.de/meldung/religionszugehoerigkeiten-deutschland-2016 (дата обращения: 20.06.2018).
  22. Schmidt-Salomon M. «Irgendwie sind wir doch alle Humanisten...» Über die soziale Verankerung und die Entwicklungspotentiale des Humanismus in Deutschland. URL: http://www.schmidtsalomon.de/irgendhuman.pdf (дата обращения: 20.06.2018).
  23. Schmidt-Salomon M. Leitkultur Humanismus und Aufklärung. Jenseits von Fundamentalismus und Beliebigkeit // Atheismus und Humanismus (Humanismus aktuell;17). B., 2005. S. 27–35.
  24. Schmidt-Salomon M. Manifest des evolutionären Humanismus. Plädoyer für eine zeitgemäße Leitkultur. Aschaff enburg, 2006.

Коростиченко Екатерина Игоревна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Института философии РАН; Российская Федерация, 125635, г. Москва, Весенняя улица, 8, кв. 37;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-7018-6301;
Электронный адрес: klinkot@yandex.ru.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Захарова Ксения Михайловна

Из истории отечественного религиоведения: концепция прамонотеизма в русской духовно-академической философии

Захарова К. М. Из истории отечественного религиоведения: концепция прамонотеизма в русской духовно-академической философии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 77-97

DOI: 10.15382/sturI201879.77-97
Статья посвящена прамонотеизму — концепции, рассматривающей веру в единого Бога как первоначальную форму религиозного сознания, а последующее развитие религиозных представлений в язычестве как деградацию. Аргументы и факты в защиту концепции прамонотеизма можно разделить на четыре группы: 1) аргументы, апеллирующие к Библии; 2) свидетельства памятников древних народов; 3) свидетельства этнографов о племенах, находящихся на низких степенях развития цивилизации; 4) философские доказательства, в частности, то, согласно которому, идея единства была проще для сознания первобытного человека, чем идея множественности. Показано влияние Кудрявцева-Платонова, первого российского автора, обосновавшего концепцию прамонотеизма, на представителей дальнейшей духовно-академической традиции: архим. Хрисанфа (Ретивцева), Н. П. Рождественского, А. И. По- кровского, А. И. Введенского, прот. Тимофея Буткевича, И. П. Николина и преподавателей богословских дисциплин в университетах: прот. Александра Клитина, прот. Иакова Галахова и прот. Николая Боголюбова. Также освещены российские рецепции и критика западных исследователей этой области. Кроме того, показано, насколько представители российской дореволюционной науки опередили западных ученых, в частности Э. Лэнга и В. Шмидта. Отмечена и критика концепции прамонотеизма в России и за рубежом и отношение к ней современных религиоведов.
прамонотеизм, русская духовно-академическая традиция, Кудрявцев-Платонов, язычество, нецивилизованные народы, памятники древних религий, Макс Мюллер
  1. Антонов К. М. Идеи Вильгельма Шмидта в истории российского религиоведения: полемика, апология, рецепция // «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России XX — начала XXI в. / К. М. Антонов, сост., предисл., ред. М., 2014. С. 148–166.
  2. Афанасьев А., свящ. Критика Р. Петтаццони в отношении концепции прамонотеизма В. Шмидта // Христианское чтение. 2017. № 1. С. 144–151.
  3. Афанасьев А. А. Богословский анализ критики религиоведческих концепций Вильгельма Шмидта (1868–1954): Автореф. дис. ... канд. богословия. СПб., 2018.
  4. Боголюбов Н. Философия религии. К., 1915.
  5. Буткевич Т. А. Религия, ее сущность и происхождение: Обзор философских гипотез. Харьков, 1902. Кн. 1.
  6. Введенский А. И. Религиозное сознание язычества: Опыт философской истории естественных религий. М., 1902.
  7. Введенский А. И. Речь перед защитой диссертации «Вера в Бога, ее происхождение и основание» // Прибавления к творениям святых Отцов. 1891. Ч. 47. Кн. 2 (1-я пагинация). С. 476.
  8. Галахов И., прот. О религии. Богословско-философское исследование. Томск, 1914.
  9. Галахов И., прот. Религиоведение: богословско-философское исследование. М., 2008.
  10. Глаголев С. С. Критика: [Рец. на] Боголюбов Н. Философия религии: Ч. 1. Историческая. Т. 1. Киев, 1915 // Богословский вестник. 1915. Т. 3. № 9 (1-я пагинация). С. 91–222.
  11. Глаголев С. С. Критика: [Рец. на] Боголюбов Н. Философия религии: Ч. 1. Историческая. Т. 1. Киев, 1915 // Богословский вестник. 1916. Т. 1. № 1. С. 186.
  12. Дюмон-Дюрвиль Ж. Путешествие вокруг света. М., 1837.
  13. Зубов А. Б. История религий. Книга первая: Доисторические и вне-исторические религии: Курс лекций. М., 1997.
  14. Зубов А. Б. Прамонотеизма теория // Большая российская энциклопедия. 2015. Т. 27. С. 385.
  15. Клитин А. М., прот. История религии: Опыт историко-богословского исследования. Одесса, 1910.
  16. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения: Учеб. пособие. М., 2007.
  17. Крывелёв И. А. Прамонотеизма теория // Советская историческая энциклопедия / Е. М. Жуков, ред. Т. 11. С. 523–524.
  18. Кудрявцев-Платонов В. Д. Сочинения. Сергиев Посад, 1892.
  19. Лессинг Г. Воспитание человеческого рода // «Лики культуры»: Альманах / М. Левина, пер. М., 1995.
  20. Мень А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. М., 1991–1992.
  21. Николин И. П. Курс основного богословия или апологетики. Сергиев Посад, 1914.
  22. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1994.
  23. Платон. Сочинения: В 4 т. СПб., 2007.
  24. Поздняков А. А. Философия религии А. И. Введенского // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Т. 6. № 2A. С. 218–236.
  25. Покровский А. И. Библейское учение о первобытной религии. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1901.
  26. Ригведа. Мандалы / Я. Елизаренкова, изд. М., 1999.
  27. Рождественский Н. П. Христианская апологетика. Курс основного богословия, читанный студентам в 1881/2 учебном году. Посмертное издание СПбДА / А. Предтеченский, изд. СПб., 1884.
  28. Сочинения святого Иустина, философа и мученика / Прот. П. Преображенский, изд. М., 1891.
  29. Фурсов В. А. Учение епископа Хрисанфа (Ретивцева) о первоначальном монотеизме и рецепция данного учения в творчестве В. С. Соловьева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (66). Ч. 1. С. 192–195.
  30. Хрисанф (Ретивцев), архим. Религии древнего мира в их отношении к христианству. СПб., 1873.
  31. Шахнович М. М. Этос истории науки: о реконструкции российского религиоведения советского периода // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1 (33). С. 185–197.
  32. Элбакян Е. С. Современное российское религиоведение — в горе и в радости // Религиоведческие исследования. M., 2015. № 1 (11). С. 191–199.
  33. Aristoteles Graece ex recensione Immanuelis Bekkeri. B., 1831. Vol. 1. P. 856. Рус. пер.: Псевдо-Аристотель. О мире / И. И. Маханьков, пер. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/psdarist/pax_f.htm (дата обращения: 27.09.18).
  34. Bohlen P. Das alte Indien, mit besonderer Rücksicht auf Aegypten. Königsberg, 1830.
  35. Cudworth R. The true intellectual system of the universe, wherein all the reason and the philosophy of atheism is confuted. L., 1678.
  36. Demonstrations Évangeliqués. Petit-Montrouge, 1843.
  37. Görres J. J. Mythengeschichten der asiatischen Welt. Heidelberg, 1810.
  38. Hartmann E. Ausgewählte Werke. Leipzig, 1888.
  39. Maury A. Des travaux modernes sur l’Egypte. P., 1855.
  40. Müller J. G. Geschichte der amerikanischen Urreligionen. Basel, 1855.
  41. Pettazzoni R. Dio. Formazione e sviluppo del monoteismo nella storia delle religioni. L’essere celeste nelle credenze dei popoli primitive. R., 1922.
  42. Pettazzoni R. La formation du monothéisme // Revue de l’histoire des religions. 1923. Vol. 88. P. 192–229.
  43. Kraft J. Religionsgeschichte und Religionsphilosophie. Stuttgart, 1847. S. 168.
  44. Ritter С. Die Erdkunde im Verhältniss zur Natur und zur Geschichte des Menschen. B., 1822.
  45. Rudolf K. Kulturkreiselehre // The Encyclopedia of Religion. 1986. Vol. 8. P. 398.
  46. Waitz T. Antropologie der Natürvolker. Leipzig, 1860.
  47. Zöckler O. Kritische Geschichte der Askese. Frankfurt am Main, 1863.

Захарова Ксения Михайловна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0003-3455-6851;
Электронный адрес: xenzah@yandex.ru.
Крихтова Татьяна Михайловна

Куличи в инстаграме. Спектализация Пасхи молодыми российскими женщинами

Крихтова Т. М. Куличи в инстаграме. Спектализация Пасхи молодыми российскими женщинами // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 98-114

DOI: 10.15382/sturI201879.98-114
Статья рассказывает о некоторых значениях и интерпретациях празднования Пасхи у современных москвичей. Проводя в 2016 г. опрос «Великая Суббота», направленный на выявление главных причин, по которым люди сегодня посещают православные храмы в день Пасхи и накануне ее, исследовательская группа использовала хэштэг #куличи2016 на анкетах и плакатах, которые респонденты могли увидеть на территории проведения опроса. Это было сделано, для того чтобы увидеть записи респондентов в социальных сетях, таким образом увидеть этот день «их глазами». В результате большинство фотографий были выложены женщинами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком. На большинстве фотографий запечатлена праздничная еда, сфотографированная в четкой постановочной композиции. Это явление иллюстрирует то, что для хозяев этих аккаунтов Пасха становится возможностью для спектализации своей жизни, что в свою очередь необходимо для создания более комфортной среды для себя.
Пасха, спектализация, антропология еды, цифровая антропология, антропология религии, гендер, материнство, ритуалы
  1. Арутюнов С. А. Этнография питания народов стран зарубежной Азии. М., 1981.
  2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
  3. Весенний to do list (Ч. 4). URL: http://www.pyatnizza.com/ywk/to-do-list-in-spring-4/ (дата обращения: 22.02.2018).
  4. Весенний список дел. URL: https://www.babyblog.ru/user/Still/3122621 (дата обращения: 22.02.2018).
  5. Весенний список дел для каждой женщины. URL: http://www.spp.ru/club/full_news.php?news_cid=163&news_id=1507 (дата обращения: 22.02.2018).
  6. Весенний список, чтобы быть счастливой. URL: https://organicwoman.ru/vesenniy-spisok/ (дата обращения: 22.02.2018).
  7. Где взять идеи для блога и бизнеса и как найти целевую аудиторию? URL: http://www.blogimam.com/2016/11/gde-vzyat-idei-dlya-bloga-i-najti-vashu-celevuyu-auditoriyu (дата обращения: 22.02.2018).
  8. Гончарова М. 20 самых важных весенних дел. URL: http://www.minibanda.ru/article/20-samyx-vazhnyx-vesennix-del (дата обращения: 22.02.2018).
  9. Забежинский И. Кулич и пасха, бабушкины рецепты. URL: http://www.pravmir.ru/babushkiny-recepty-kulich-i-pasxa (дата обращения: 22.02.2018).
  10. Инстаграм управляет моей жизнью: Как живут мужья популярных блогеров. URL: http://www.the-village.ru/village/people/specials/299428-lumix (дата обращения: 22.02.2018).
  11. Колозариди П. В., Ильин А. Мессенджеры в городской среде: гибридные формы и новые практики // Шаги / Steps. 2015. Т. 1. № 3.
  12. Колозариди П. В. Родители и гаджеты в большом городе // Шаги / Steps. 2017. Т. 3. №. 2.
  13. Кто такие INSTA-мамы и зачем они это делают? URL: http://elle.ua/otnosheniya/semya/kto-takie-insta-mamyi-i-zachem-oni-eto-delayut (дата обращения: 22.02.2018).
  14. Кулич у Соколовых. URL: www.pravmir.ru/semya-vstrechaet-pasxu-kulichi (дата обращения: 22.02.2018).
  15. Кулич, рецепт из Книги о вкусной и здоровой пище // Кух-ня. URL: http://www.kuhnya.ru/baking/50-vipkulihi/419-kulich-retsept-iz-knigi-o-vkusnoj-i-zdorovoj-pishche.html (дата обращения: 22.02.2018).
  16. Куличи по рецепту Е. Молоховец. URL: https://www.gastronom.ru/recipe/27454/kulichipo-receptu-e-molohovec (дата обращения: 22.02.2018).
  17. Мармеладинка М. Бабушкин кулич Пасхальный. URL: https://www.gastronom.ru/recipe/27272/babushkin-kulich-pashalnyj (дата обращения: 22.02.2018).
  18. Петрова К. Домашняя жена: Почему в XXI веке не стыдно быть домохозяйкой. URL: http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/231938-modern-housewife (дата обращения: 22.02.2018).
  19. Полиция и РПЦ: Пасхальные службы в Москве побили рекорд // Русская служба BBC 12.04.2015. URL: https://www.bbc.com/russian/russia/2015/04/150411_russia_easter (дата обращения: 10.05.2018).
  20. Пруцкова Е. Куличи и/или Причастие: типология православных верующих, участвующих в освящении пасхальной пищи // Мониторинг общественного мнения. 2016. № 2.
  21. Социальные сети в России, зима 2015–2016: Цифры, тренды, прогнозы. URL: http://blog.br-analytics.ru/socialnye-seti-v-rossii-zima-2015-2016-cifry-trendy-prognozy (дата обращения: 22.02.2018).
  22. Список дел на апрель. URL: https://homeblogkate.ru/spisok-del-na-aprel (дата обращения: 22.02.2018).
  23. Токарев С. А. К методике этнографического изучения материальной культуры // Советская этнография. 1970. № 4. С. 3–17.
  24. Чернова Ж., Шпаковская Л. Дискурсивные модели современного российского родительства // Женщина в российском обществе. 2013. № 2 (67).
  25. Чернова Ж., Шпаковская Л. Молодые взрослые: супружество, партнерство и родительство. Дискурсивные предписания и практики в современной России // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010. № 3.
  26. Что нужно успеть до наступления тепла. URL: http://vesti.lv/news/vesna-idet-vesnedorogu-2/print (дата обращения: 22.02.2018).
  27. Шесть видов инстамам, на которых вы наверняка подписаны. URL: https://n-e-n.ru/insta/ (дата обращения: 22.02.2018).
  28. Debord G. Society of the Spectacle. Detroit, 1983.
  29. Douglas M. Purity and danger: An analysis of concepts of pollution and taboo. L., 2003.
  30. Goody J. Cooking, cuisine and class: a study in comparative sociology. Cambridge, 1982.
  31. Marvin H. Cows, Pigs, Wars and Witches-The Riddles of Culture. N. Y., 1974.
  32. Miller D. et al. How the world changed social media. L., 2016.
  33. Rheingold H. The virtual community: Homesteading on the electronic frontier. Cambridge (Massachusetts), 2000.
  34. Simmel G. Soziologie der Mahlzeit in Das Individuum und die Freiheit. Essais. B., 1984.

Крихтова Татьяна Михайловна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-2572-8316;
Электронный адрес: krihtova@gmail.com.
Статья подготовлена в рамках проекта ««Невидимая религия» Т. Лукмана: истоки концепции и возможности применения для анализа современного русского православия» при поддержке Фонда Развития ПСТГУ.

ДИСКУССИЯ

Шохин Владимир Кириллович

Легко ли брать крепость рациональной теологии?

Шохин В. К. Легко ли брать крепость рациональной теологии? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 117-131

DOI: 10.15382/sturI201879.117-131
В тексте рассматривается одна из очередных попыток демонтировать рациональную теологию в струе бесчисленных попыток этого рода после хайдеггеровской критики онтотеологии с добавлением «домашних аргументов». Автор статьи подробно тестирует эту попытку с исторической и логической точек зрения, демонстрирует ее слабость, и намечает дальнейшие темы в соответствующей области знания.
рациональная теология, откровение, аналитическая философия, постмодернизм, «онтотеология», восточное христианство, Бог
  1. Афанасий Великий, свт. Избранные творения / Свящ. А. Гумеров, сост., предисл. М., 2014.
  2. Бруннер Э. Природа и благодать (к разговору с Карлом Бартом) // Сравнительное богословие: немецкий протестантизм ХХ века: Тексты с комментариями / К. Гестрих, сост., введ.; К. И. Уколов, пер., вступ. ст. М., 2009. С. 276–316.
  3. Гагинский А. М. Скрытые предпосылки рациональной теологии // Философский журнал. 2018. Т. 11. № 1. С. 111–124.
  4. Гестрих К. Проблема непреодоленной естественной теологии // Сравнительное богословие: немецкий протестантизм ХХ века. Тексты с комментариями / К. Гестрих, сост., введ.; К. И. Уколов, пер., вступ. ст. М., 2009. С. 322–364.
  5. Кант И. Лекции о философском учении о религии (редакция К. Г. Л. Пeлица) / Л. Э. Крыштоп, пер., примеч., послесл. М., 2016.
  6. Климент Александрийский. Строматы. Кн. 4–7 / Е. В. Афонасин, пер., предисл., коммент. СПб., 2014.
  7. Коначева С. А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология ХХ века. М., 2010.
  8. Михайлов П. Б. Естественное богопознание в греческой патристике // Философия религии: Альманах 2006–2007. М., 2007. С. 247–263.
  9. Оксфордское руководство по философской теологии / В. В. Васильева, пер. М., 2013.
  10. Суинберн Р. Существование Бога / М. О. Кедрова, пер. М., 2014.
  11. Шохин В. К. Теизм или деизм? Размышления над метафизической теологией Ричарда Суинберна // Вопросы философии. 2015. № 2. С. 64–76.
  12. A Reader in Contemporary Philosophical Theology / O. Crisp, ed. L.; N. Y., 2009.
  13. Barth K. Nein! Antwort an Emil Brunner. München, 1934.
  14. De la Connaissance de Dieu, ou Monologue et Proslogue avec ses appendices, de saint Anselme, archeveque de Cantorbbery et docteuer de l’eglise / G. C. Ubaghs, ed. Louven, 1854.
  15. Heidegger M. Gesamtausgabe. Bd. 11: Identität und Diff erenz. Frankfurt am Main, 2006.
  16. Oxford Readings in Philosophical Theology / M. Rea, ed. Oxford, 2009. Vol. 1–2.
  17. Plantinga A. Does God Have a Nature? Milwaukee (WI), 1980.
  18. The Cambridge Companion to Christian Philosophical Theology / C. Taliaferro, C. Meister, eds. Cambridge, 2010.
  19. Turner D. Faith, Reason and the Existence of God. Cambridge, 2004.

Шохин Владимир Кириллович


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная д. 12, стр. 1;
Должность: руководитель сектора философии религии;
ORCID: 0000-0002-2111-8740;
Электронный адрес: vladshokhin@yandex.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Вевюрко Илья Сергеевич

Рец. на кн.: Die Nag-Hammadi-Schriften in der Literatur- und Theologiegeschichte des frühen Christentums / J. Schröter, K. Schwarz, Hrsg. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017. 296 S. + ind.

Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 135-143 — Рец. на кн.: Die Nag-Hammadi-Schriften in der Literatur- und Theologiegeschichte des frühen Christentums / J. Schröter, K. Schwarz, Hrsg. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017. 296 S. + ind.
PDF

Вевюрко Илья Сергеевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-1225-7474;
Электронный адрес: vevurka@mail.ru.
Постернак Андрей Владимирович, священник

Рец. на кн.: The Lambeth Conference: Theology, History, Polity and Purpose / P. Avis, B. M. Guyer, eds. N. Y.: Bloomsbury T&T Clark, 2017. 437 p.

Постернак А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 144-149 — Рец. на кн.: The Lambeth Conference: Theology, History, Polity and Purpose / P. Avis, B. M. Guyer, eds. N. Y.: Bloomsbury T&T Clark, 2017. 437 p.
PDF

Постернак Андрей Владимирович, священник


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, 9, стр. 2, 5 этаж, комн. 511;
Должность: декан Исторического факультета;
ORCID: 0000-0003-1310-3503;
Электронный адрес: posternakav@inbox.ru.
Врублевская Полина Викторовна

Рец. на кн.: Rass F. D. Die Suche nach Wahrheit im Horizont fragmentarischer Existenzialität — Eine Studie über den Sinn der Frage nach Gott in der Gegenwart in Auseinandersetzung mit Gianni Vattimo, John D. Caputo und Jean-Luc Nancy. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017. XIV, 227 S.

Врублевская П. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 149-153 — Рец. на кн.: Rass F. D. Die Suche nach Wahrheit im Horizont fragmentarischer Existenzialität — Eine Studie über den Sinn der Frage nach Gott in der Gegenwart in Auseinandersetzung mit Gianni Vattimo, John D. Caputo und Jean-Luc Nancy. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017. XIV, 227 S.
PDF

Врублевская Полина Викторовна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: Научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории "Социология религии";
ORCID: 0000-0001-7005-9591;
Электронный адрес: pvrublevskaya@gmail.com.
Носачев Павел Георгиевич

Экзорцизм и современная религиозность — Рец. на кн.: Giordan G., Possamai A. Sociology of Exorcism in Late Modernity. Cham: Palgrave Macmillan, 2018. IX, 127 p.

Носачев П. Г. Экзорцизм и современная религиозность // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 154-161 — Рец. на кн.: Giordan G., Possamai A. Sociology of Exorcism in Late Modernity. Cham: Palgrave Macmillan, 2018. IX, 127 p.
PDF

Носачев Павел Георгиевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-0884-4705;
Электронный адрес: pavel_nosachev@bk.ru.