Статья посвящена прамонотеизму — концепции, рассматривающей веру в единого Бога как первоначальную форму религиозного сознания, а последующее развитие религиозных представлений в язычестве как деградацию. Аргументы и факты в защиту концепции прамонотеизма можно разделить на четыре группы: 1) аргументы, апеллирующие к Библии; 2) свидетельства памятников древних народов; 3) свидетельства этнографов о племенах, находящихся на низких степенях развития цивилизации; 4) философские доказательства, в частности, то, согласно которому, идея единства была проще для сознания первобытного человека, чем идея множественности. Показано влияние Кудрявцева-Платонова, первого российского автора, обосновавшего концепцию прамонотеизма, на представителей дальнейшей духовно-академической традиции: архим. Хрисанфа (Ретивцева), Н. П. Рождественского, А. И. По- кровского, А. И. Введенского, прот. Тимофея Буткевича, И. П. Николина и преподавателей богословских дисциплин в университетах: прот. Александра Клитина, прот. Иакова Галахова и прот. Николая Боголюбова. Также освещены российские рецепции и критика западных исследователей этой области. Кроме того, показано, насколько представители российской дореволюционной науки опередили западных ученых, в частности Э. Лэнга и В. Шмидта. Отмечена и критика концепции прамонотеизма в России и за рубежом и отношение к ней современных религиоведов.
прамонотеизм, русская духовно-академическая традиция, Кудрявцев-Платонов, язычество, нецивилизованные народы, памятники древних религий, Макс Мюллер
- Антонов К. М. Идеи Вильгельма Шмидта в истории российского религиоведения: полемика, апология, рецепция // «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России XX — начала XXI в. / К. М. Антонов, сост., предисл., ред. М., 2014. С. 148–166.
- Афанасьев А., свящ. Критика Р. Петтаццони в отношении концепции прамонотеизма В. Шмидта // Христианское чтение. 2017. № 1. С. 144–151.
- Афанасьев А. А. Богословский анализ критики религиоведческих концепций Вильгельма Шмидта (1868–1954): Автореф. дис. ... канд. богословия. СПб., 2018.
- Боголюбов Н. Философия религии. К., 1915.
- Буткевич Т. А. Религия, ее сущность и происхождение: Обзор философских гипотез. Харьков, 1902. Кн. 1.
- Введенский А. И. Религиозное сознание язычества: Опыт философской истории естественных религий. М., 1902.
- Введенский А. И. Речь перед защитой диссертации «Вера в Бога, ее происхождение и основание» // Прибавления к творениям святых Отцов. 1891. Ч. 47. Кн. 2 (1-я пагинация). С. 476.
- Галахов И., прот. О религии. Богословско-философское исследование. Томск, 1914.
- Галахов И., прот. Религиоведение: богословско-философское исследование. М., 2008.
- Глаголев С. С. Критика: [Рец. на] Боголюбов Н. Философия религии: Ч. 1. Историческая. Т. 1. Киев, 1915 // Богословский вестник. 1915. Т. 3. № 9 (1-я пагинация). С. 91–222.
- Глаголев С. С. Критика: [Рец. на] Боголюбов Н. Философия религии: Ч. 1. Историческая. Т. 1. Киев, 1915 // Богословский вестник. 1916. Т. 1. № 1. С. 186.
- Дюмон-Дюрвиль Ж. Путешествие вокруг света. М., 1837.
- Зубов А. Б. История религий. Книга первая: Доисторические и вне-исторические религии: Курс лекций. М., 1997.
- Зубов А. Б. Прамонотеизма теория // Большая российская энциклопедия. 2015. Т. 27. С. 385.
- Клитин А. М., прот. История религии: Опыт историко-богословского исследования. Одесса, 1910.
- Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения: Учеб. пособие. М., 2007.
- Крывелёв И. А. Прамонотеизма теория // Советская историческая энциклопедия / Е. М. Жуков, ред. Т. 11. С. 523–524.
- Кудрявцев-Платонов В. Д. Сочинения. Сергиев Посад, 1892.
- Лессинг Г. Воспитание человеческого рода // «Лики культуры»: Альманах / М. Левина, пер. М., 1995.
- Мень А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. М., 1991–1992.
- Николин И. П. Курс основного богословия или апологетики. Сергиев Посад, 1914.
- Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1994.
- Платон. Сочинения: В 4 т. СПб., 2007.
- Поздняков А. А. Философия религии А. И. Введенского // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Т. 6. № 2A. С. 218–236.
- Покровский А. И. Библейское учение о первобытной религии. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1901.
- Ригведа. Мандалы / Я. Елизаренкова, изд. М., 1999.
- Рождественский Н. П. Христианская апологетика. Курс основного богословия, читанный студентам в 1881/2 учебном году. Посмертное издание СПбДА / А. Предтеченский, изд. СПб., 1884.
- Сочинения святого Иустина, философа и мученика / Прот. П. Преображенский, изд. М., 1891.
- Фурсов В. А. Учение епископа Хрисанфа (Ретивцева) о первоначальном монотеизме и рецепция данного учения в творчестве В. С. Соловьева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (66). Ч. 1. С. 192–195.
- Хрисанф (Ретивцев), архим. Религии древнего мира в их отношении к христианству. СПб., 1873.
- Шахнович М. М. Этос истории науки: о реконструкции российского религиоведения советского периода // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1 (33). С. 185–197.
- Элбакян Е. С. Современное российское религиоведение — в горе и в радости // Религиоведческие исследования. M., 2015. № 1 (11). С. 191–199.
- Aristoteles Graece ex recensione Immanuelis Bekkeri. B., 1831. Vol. 1. P. 856. Рус. пер.: Псевдо-Аристотель. О мире / И. И. Маханьков, пер. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/psdarist/pax_f.htm (дата обращения: 27.09.18).
- Bohlen P. Das alte Indien, mit besonderer Rücksicht auf Aegypten. Königsberg, 1830.
- Cudworth R. The true intellectual system of the universe, wherein all the reason and the philosophy of atheism is confuted. L., 1678.
- Demonstrations Évangeliqués. Petit-Montrouge, 1843.
- Görres J. J. Mythengeschichten der asiatischen Welt. Heidelberg, 1810.
- Hartmann E. Ausgewählte Werke. Leipzig, 1888.
- Maury A. Des travaux modernes sur l’Egypte. P., 1855.
- Müller J. G. Geschichte der amerikanischen Urreligionen. Basel, 1855.
- Pettazzoni R. Dio. Formazione e sviluppo del monoteismo nella storia delle religioni. L’essere celeste nelle credenze dei popoli primitive. R., 1922.
- Pettazzoni R. La formation du monothéisme // Revue de l’histoire des religions. 1923. Vol. 88. P. 192–229.
- Kraft J. Religionsgeschichte und Religionsphilosophie. Stuttgart, 1847. S. 168.
- Ritter С. Die Erdkunde im Verhältniss zur Natur und zur Geschichte des Menschen. B., 1822.
- Rudolf K. Kulturkreiselehre // The Encyclopedia of Religion. 1986. Vol. 8. P. 398.
- Waitz T. Antropologie der Natürvolker. Leipzig, 1860.
- Zöckler O. Kritische Geschichte der Askese. Frankfurt am Main, 1863.
Захарова Ксения Михайловна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0003-3455-6851;
Электронный адрес: xenzah@yandex.ru.