/

Карпов Кирилл Витальевич

Привационная теодицея и учение о трансценденталиях: Франциско Суарес о благе и зле


Карпов К. В. Привационная теодицея и учение о трансценденталиях: Франциско Суарес о благе и зле // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 78. С. 107-118.

DOI: 10.15382/sturI201878.107-118

Аннотация

В статье предпринимается попытка обнаружения естественных границ привационной теодицеи в свете той критики против нее, что зло нельзя считать чистым небытием, так как оно заключается в реально существующем сущем. Показывается, что эта критика была известна в западной философской традиции, прослеживается ответ на нее, предложенный Франсиско Суаресом. Суарес анализирует традиционно сложившиеся в схоластической традиции классификации зла, а также дает параллельные классификации блага и зла (деление на благо-зло само по себе и благо-зло ради иного), ключевую роль в которых играет понятие "соответствия". Поскольку Суарес не дает определения этому понятию, постольку автор контекстуально воссоздает его определение, показывает его специфику. Автор выдвигает две гипотезы, почему Суарес, предлагает параллельные классификации блага и зла, и не использует в случае определения зла самого по себе понятие "несоответствия" (производного от понятия "соответствия"). Устанавливается связь между средневековым учением о трансценденталиях (конкретнее — тезисом об обратимости сущего и благого) и привационной теодицеей. Это позволило очертить рамки применимости привационной теодицеи и наметить определение того места, которое она может по праву занять в рамках современной полемики по проблеме зла.

Ключевые слова

сущее, благо, зло, привационная теодицея, трансценденталии, Франсиско Суарес

Список литературы

  1. Шохин В. К. Проблема зла: теодицея и апология // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 5 (67). С. 47–58.
  2. Alston W. Some (Temporarily) Final Thoughts on Evidential Arguments from Evil // The Evidential Argument from Evil / D. Howard-Snyder, ed. Bloomington (IN), 1996. P. 311–332.
  3. Gracia J. J. E. Evil and the Transcendentality of Goodness: Suárez’s Solution to the Problem of Positive Evils // Being and Goodness. The Concept of the Good in Metaphysics and Philosophical Theology / S. MacDonald, ed. Ithaca; L., 1991. P 151–176.
  4. Howard-Snyder D. Epistemic Humility, Arguments from Evil, and Moral Skepticism // Oxford Studies in Philosophy of Religion / J. Kvanvig, ed. Oxford, 2009. Vol. 2. P. 17–57.
  5. Mackie J. L. Evil and Omnipotence // Mind. 1955. Vol. 64, No. 254. P. 200–212.
  6. Rowe W. L. The Problem of Evil and some Varieties of Atheism // American Philosophical Quarterly.1979. Vol. 16. No. 4. P. 335–341.
  7. Suárez Francisco. Disputationes Metaphysicae. URL:http://homepage.ruhr-uni-bochum.de/Michael.Renemann/suarez/ (дата обращения: 10. 07. 2018).
  8. Thomas Aquinas. Summa Theologiae (ST). URL: http://www.corpusthomisticum.org /sth1044.html#30462 (дата обращения: 10. 07. 2018).

Данные об авторе

Карпов Кирилл Витальевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная д. 12, стр. 1;
Должность: старший научный сотрудник сектора философии религии;
ORCID: 0000-0002-0223-7410;
Электронный адрес: kirill.karpov@gmail.com.