Апполонов Алексей Валентинович
«Etsi Deus non daretur» («как если бы Бога не было»): Гуго Гроций и схоластическая теология
Ссылка на статью:
Апполонов А. В.
«Etsi Deus non daretur» («как если бы Бога не было»): Гуго Гроций и схоластическая теология // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение. 2018.
Вып. 77. С. 63-71.
DOI:
10.15382/sturI201877.63-71
Аннотация
В современной западной теологии довольно широко распространено представление о том, что формула «etsi Deus non daretur» («как если бы Бога не было») впервые появляется у Гуго Гроция (1583–1645) и знаменует собой возникновение нового секулярного мировоззрения, для которого мир и человек автономны и независимы от трансцендентного Бога. Тем не менее исторические факты свидетельствуют о том, что эта формула была известна по меньшей мере с XIV в. и неоднократно воспроизводилась в работах представителей католической схоластики (таких, как Габриэль Биль, Доминго де Сото, Франциско Суарес и др.). По мнению автора, эта формула является не более чем мысленным экспериментом, который использовался в спорах о природе естественного нравственного закона между христианскими объективистами и волюнтаристами. Объективисты, прибегавшие к этому мысленному эксперименту, отстаивали идею о том, что начала нравственности (в форме естественного закона) укоренены в самой человеческой природе, причем укоренены в ней столь прочно, что их существование и общезначимость не зависят от наличия или отсутствия соответствующих божественных заповедей и запретов: именно в этом смысле следует понимать вышеприведенную формулу — начала нравственности существовали бы в человеке и выражались в предписаниях «здравого разума» (recta ratio) даже если бы «через невозможное» не было Бога. Это, впрочем, никоим образом не подразумевает отрицание существования Бога или даже сомнение в нем: мысленный эксперимент остается всего лишь мысленным экспериментом; в остальном же объективисты (включая Гроция) подчеркивали, что природа человека вместе с внедренным в нее естественным нравственным законом таковы, каковы они суть, лишь потому, что на то была воля Бога-Творца.
Ключевые слова
Гуго Гроций, Григорий из Римини, Франциско Суарес, Дитрих Бонхёффер, средневековая схоластика, естественное право, христианская теология, секуляризм, теизм
Список литературы
- Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. М., 1994.
- Милбанк Д. Политическая теология и новая наука политики // Логос. 2008. № 4 (67). С. 33–54.
- Узланер Д. Расколдовывание дискурса: Религиозное и светское в языке нового времени // Логос. 2008. № 4 (67). С. 140–159.
- Chroust A. H. Hugo Grotius and the Scholastic Natural Law Tradition // The New Scholasticism. 1943. Vol. 17. P. 101–133.
- Dilthey W. Gesammelte Schriften. B., 1922. Bd. 2.
- Dominicus de Soto. De iustitia et iure. Salmanticae, 1533.
- Duns Scotus. Opera Omnia. P., 1894.
- Frick Р. Bonhoeff er’s Intellectual Formation: Theology and Philosophy in His Thought. Tübingen, 2008.
- Gabriel Biel. Collectorium circa quattuor libros Sententiarum. Liber secundus. Tübingen, 1984.
- Gregorius Ariminensis. Lectura super Primum et Secundum Sententiarum. B., 1980. Vol. 6.
- Grotius H. De jure belli ac pacis. Traiecti ad Rhenum, 1773.
- Grotius H. De veritate religionis Christianae. Amstelaedami, 1709.
- Guillelmus de Ockham. Opera philosophica et theologica. Opera theologica. N. Y., 1981. Vol. 5.
- Heineccius J. G. Opera omnia nunc denuo edita. Genevae, 1771.
- Leger M. M. J. St. The «Etiamsi Daremus» of Hugo Grotius. R., 1962.
- Suarez F. De legibus ac Deo legislatore. Conimbricae, 1612.
- The Christian Theology Reader / A. E. McGrath, ed. Malden (MA), 2016
Данные об авторе
Апполонов Алексей Валентинович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1;
Должность: доцент кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета;
ORCID: 0000-0002-8140-1206;
Электронный адрес: alexeyapp@yandex.ru.