Эндель Мария Иосифовна
«Спиноза без малейшаго сумнения каббалиствует»: о ранее неизвестном переводе на русский язык книги Иоганна Вахтера «Elucidarius cabbalisticus» («Объяснение каббалы») XIX в.
Ссылка на статью:
Эндель М. И.
«Спиноза без малейшаго сумнения каббалиствует»: о ранее неизвестном переводе на русский язык книги Иоганна Вахтера «Elucidarius cabbalisticus» («Объяснение каббалы») XIX в. // Вестник ПСТГУ.
Серия I:
Богословие. Философия. Религиоведение. 2018.
Вып. 77. С. 100-117.
DOI:
10.15382/sturI201877.100-117
Аннотация
В данной статье рассматривается ранее неизвестный перевод на русский язык книги немецкого философа XVII в. Иоганна Вахтера «Elucidarius cabbalisticus». Эта книга посвящена философии Бенедикта Спинозы, которую автор понимает в связи с еврейской мистикой, каббалой. Перевод на русский язык был выполнен Семеном Новиковым в 1820 г., но так и остался неопубликованным. В статье подробно излагается содержание рукописи, а также сам манускрипт рассматривается в широком контексте масонской литературы XVIII–XIX вв., связанной с каббалой. Главная идея книги Вахтера заключается в том, что каббала — древнее учение, форма некоторой изначальной философии или мудрости, передающаяся у иудеев. Передается она тайно, во избежание профанизации. Именно поэтому каббала существует в двух формах — Маасе Брейшит и Маасе Меркава — каббала для элиты и каббала для народа. Философия Спинозы — форма элитарной каббалы, происхождение которой он скрывает, избегая иврита и лишних отсылок к каббалистическим текстам. Главное совпадение Спинозы и каббалы в формуле: «Природа есть Бог, но Бог не есть природа» или, говоря словами Вахтера: «Бог и натура как причина и произведение разняться». Перевод книги Вахтера, выполненный Семеном Новиковым, еще одно свидетельство интереса к еврейской мистике, а также того, что русские масоны были не только проводниками западных ценностей и западной философии, но и впервые осмысляли на русском языке значительный объем европейского гуманитарного знания, составной частью которого, безусловно, является каббала.
Ключевые слова
Спиноза, каббала, еврейская мистика, Иоганн Вахтер, масонство, история масонства в России, философия Спинозы, Феофан Прокопович, еврейская философия, эзотеризм, традиция
Список литературы
- Антонов К. М. Предисловие. Основные проблемы изучения истории религиоведения советского времени // «“Наука о религии”, “научный атеизм”, “религиоведение”: актуальные проблемы научного изучения религии в России ХХ — начала ХХI в.» /сост., предисл., общ. ред. К. М. Антонов. М., 2014. С. 6.
- Бурмистров К. Европейская философия и каббала. История, проблемы, влияния. М., 2013.
- Бурмистров К. Ю. Иоганн Петер Шпет (Moshe Germanus): от христианского пиетизма к еврейской каббале // Judaica Rossica. М., 2003. Вып. 3. С. 51–79.
- Бурмистров К. Ю. Спиноза и каббала: Конфликты, влияния, источники // Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2017. C. 10–33.
- Бурмистров К. Ю., Эндель М. И. «Сефер йецира» в еврейской и христианской традициях // Judaica Rossica. М., 2002. Вып. 2. С. 49–80.
- История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Л. М. Брагина, ред. М., 1999.
- Кауфман И. С. Спиноза в контексте еврейской мысли // Judaica Petropolitana. СПб., 2015. № 3. С. 99–116.
- Кауфман И. Философия Спинозы в России. Первая Часть. 1774–1884 // Историко-философский ежегодник. М., 2005. С. 312–344.
- Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4 т. М., 1989. Т. 4.
- Моше бен Маймон. Путеводитель растерянных. М., 2000.
- Нечипуренко В. Н. Еврейская философия и каббала. Ростов н/Д., 2007.
- Одоевский В. Секта идеалистико-елеатическая, отрывок из словаря Истории Философии // Мнемозина. М., 1824. Ч. 4. С. 160–213.
- Серков А. Русское масонство. 1731–2000: Энциклопедический словарь. М., 2001.
- Худшина И. Шварц. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/library/collection/newphilenc/document/HASH0108924e2d320d69 ff 553108 (дата обращения: 16.02.2018).
- Эндель М. И. Оригинальные каббалистические концепции в масонском кодексе «О сфирот» (кон. XVIII в.) // Тирош. Труды по иудаике. М., 2001. Вып. 5. С. 37–50.
- Эндель М. И. Станислав Пинас Эли — врач, масон, каббалист // Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2017. C. 33–50.
- Эндель М. Об одном каббалистическом кодексе в русской масонской литературе // Тирош: Труды по иудаике. М., 2000. Вып. 4. С. 57–66.
- Bayer N. Spreading the light: European Freemasonry and Russia in the eighteenth century. Нouston, 2007.
- Beltran M. The Infl uence of Abraham Cohen de Herrera’s Kabbalah on Spinoza’s Metaphysics. Leiden, 2016.
- Burmistrov K. Endel M. The Place of Kabbalah in the Doctrine of Russian Masons // Aries: Journal for the Study of Western Esotericism. Leiden, 2004. Vol. 4/1. P. 27–68.
- Burmistrov K. The Kabbalah as Primordial Tradition In Russian Secret Societies // Constructing Tradition Means and Myths of Transmission in Western Esotericism. Leiden, 2010. P.
- Burmistrov K., Endel M. Kabbalah in Russian Masonry: Some Preliminary Observations // Kabbalah: Journal for the Study of Jewish Mystical Texts. Los Angeles, 1999. Vol. 4. P. 9–59.
- Coudert A. P. The Impact of the Kabbalah in the Seventeenth Century: The Life and Thought of Francis Mercury Van Helmont (1614–1698). Leiden, 1999.
- Liebes Y. On Sabbateanism and Its Kabbalah: Collected Essays. Jerusalem, 1995.
- Maciejko P. Christian Elements in Early Frankist Doctrine // GAL-ED. On the History and Culture of Polish Jewry. Tell-Aviv, 2006. Vol. 20. С. 21–29.
- Nassar D. The Romantic Absolute: Being and Knowing in Early German Romantic Philosophy 1795–1804. Chicago, 2014.
- Schmidt-Biggemann W. Geschichte der christlichen Kabbala. Stuttgart-Bad Cannstatt, 2013. Bd. 3.
- Scholem G. Die Wachtersche Kontroverse über den Spinozismus und ihre Folgen // Spinoza in der Frühzeit seiner religiösen Wirkung, Wolfenbütteler Studienzur Aufklärung. Heidelberg, 1984. Bd. 12. S. 15–25.
- Wachter J. Elucidarius Cabalisticus, Sive, Reconditae Hebraeorum Philosophiae Brevis & Succincta Recensio. R., 1706.
- Wolfson E. The Tree That Is All: Jewish-Christian Roots of a Kabbalistic Symbol in Sefer ha-Bahir // Journal of Jewish Thought and Philosophy. 1994. Vol. 3/1. P. 31–76.
Данные об авторе
Эндель Мария Иосифовна
Должность: независимый исследователь;
ORCID: 0000-0003-3953-650X;
Электронный адрес: mariaendel@gmail.com.
Благодарности
Материалы собраны благодаря программе Центра «Сэфер» по поддержке исследований в области иудаики (проект осуществлен при поддержке Genesis Philanthropy Group)
Автор выражает благодарность сотруднику РНБ Павлу Андреевичу Медведеву за помощь в работе.